Объем продаж легковых автомобилей в Китае вырос за первое полугодие 2007 года на 26%, а по итогам года в целом китайцы приобретут 4,7 млн. машин (не считая легких коммерческих фургонов и пикапов). Такие данные приводит в своем отчете исследовательское агентство RL Polk. Начиная с 2004 года, ежегодный прирост авторынка в этой стране не опускался ниже 20%.
Наибольший рост среди производителей продемонстрировала Toyota - на 72,6%. Второе и третье место также у японских компаний - Honda (40,3%) и Nissan (38,9%). На четвертое место вышел отечественный производитель Chery, продемонстрировав 28-процентный рост продаж. Среди крупных автокомпаний снижение продаж зарегистрировано только у Geely и группы Hyundai-Kia.
Аналитики отмечают, что все большей популярностью у китайцев пользуется С-класс: количество зарегистрированных автомобилей этого сегмента выросло с 34,1% в первом квартале 2004 г. до 47,5% во втором квартале 2007-го. При этом А- и Е-классы уступили свои позиции: с 28,8% до 19,3% в первом случае и с 9,3% до 6,1% во втором.
Российская рабочая сила традиционно считалась одной из самых дешевых. Не случайно китайцы намеревались строить здесь свои заводы, но потом отказались: поняли, что строить дешевые машины в России за счет дешевой рабочей силы, как они это делают в Китае, не получится. Новоприбывшие автопроизводители прекрасно понимают, что платить придется если не на европейском уровне, то хотя бы ближе к нему, и уже сегодня прогнозируют зарплату своим будущим сотрудникам в среднем на 15% больше по рынку. Например, в представительстве GM отметили, что действительно наблюдают спад лояльности работников к работодателям и рост запросов в отношении компенсации.
"Это реальность, с которой мы столкнулись, и мы стремимся профессионально и творчески разработать систему компенсации и бонусов так, чтобы сделать привлекательным компенсационный пакет, предлагаемый нашей компанией, – говорят в GM. – В ситуации жесткого рынка выигрывает тот, кто уделяет большое внимание развитию культуры компании и стратегии удержания персонала, кто делает все для того, чтобы работники гордились тем, что являются частью компании, и строили свои жизненные и карьерные планы вместе с компанией".
Деньги в западных компаниях – не самое главное, подтверждают и эксперты-кадровики. Судить о преимуществах работы на том или ином предприятии только по уровню заработной платы некорректно, говорят в кадровом агентстве Версус Сервис (г. Санкт-Петербург), поскольку большую роль играют условия труда и социальные льготы. Однако в агентстве предполагают, что возможно, по отношению к другим отраслям производства зарплаты в автоиндустрии незначительно вырастут.
По оценке гендиректора кадрового агентства PAI Personnel (г. Санкт-Петербург) Арины Куприной, повышение заработной платы рабочих уже идет, в среднем оно составляет 10-15% в год на автомобилестроительных заводах. "Естественно, повышение зарплаты провоцируют новые строящиеся производства, они предлагают более привлекательные условия для работников, тем самым вынуждая остальные компании также повышать заработную плату", – говорит г-жа Куприна.
Таким образом, зарплата рабочего на питерском конвейере в ближайшие два года может вырасти c 18 до 20-23 тысяч рублей. В это время на вазовском конвейере, например, средняя зарплата составляет 13 тысяч рублей, и даже если предположить, что она также вырастет на 15%, получится никак не больше 15 тысяч рублей.
Эксперты не исключают, что на российских автозаводах в ближайшее время достаточно часто могут возникать производственные конфликты, которые в свою очередь приведут к забастовкам. Однако радикальных последствий, скорее всего, удастся избежать: на данном этапе развития автопромышленности производители все равно будут идти на уступки.