Несмотря на мощное развитие автоиндустрии, зарплаты людей, работающих на автопроизводстве, пока совсем небольшие. Так, в среднем, оператор на конвейере любого регионального автозавода (ГАЗ, УАЗ, ВАЗ) получает 11-14 тысяч рублей. В это время рабочий на санкт-петербургских заводах (из запущенных это Ford и General Motors) получает около 18 000 рублей, и зарплаты в питерском автопроме будут только расти.
Рабочие завода Ford хотят еще большей зарплаты. Работа на производстве – тяжелый труд Работать на ВАЗ – себе в убыто. Питерские инженеры и рабочие могут себе позволить выдвигать собственные требования работодателям. Уровень конкуренции за квалифицированные кадры в Ленинградской области близок к критическому. На сегодняшний день здесь строится как минимум четыре новых автозавода (Toyota, General Motors, Nissan, Suzuki), а также огромное множество предприятий по производству автокомплектующих. Кроме того, увеличивает производственные мощности Ford, присматривает себе место Peugeot-Citroen. Представители питерских кадровых агентств, занимающихся подбором персонала для иностранных автопроизводителей (EMG Professionals, PAI Personnel, Версус Сервис), подтверждают: недалек тот момент, когда квалифицированные специалисты в Питере просто кончатся.
"Санкт-Петербург – это регион с исторически сложившейся высокой долей людей с высшим образованием, поэтому все новые игроки рынка рабочей силы будут испытывать определенные трудности в поиске людей, желающих работать на производстве", – признают в представительстве General Motors. К слову, даже в Москве, где плотность населения гораздо выше, а вся автопромышленность представлена "Автофрамосом" (Renault), есть сложности с набором персонала. "Не будем скрывать, что работа на производстве – тяжелый физический труд, – комментируют на заводе. – А привычка работать на производстве утеряна, многие оказываются к этому не готовы".
Практически все иностранные автопроизводители основную ставку делают на сотрудничество с профессиональными техучилищами, выпускников которых заводы будут тренировать сами. Регионы – основные "кормушки", откуда иностранцы стремятся привезти опытных специалистов. "Менеджеры едут из Тольятти, Москвы, Нижнего Новгорода, но массового притока мы не видим, – комментирует консультант по подбору персонала компании EMG Professionals (г. Санкт-Петербург) Елена Гончарова. – Идут не столько за деньгами, сколько за новыми задачами – это очень сильно мотивирует. Если говорить о рабочих, то притока из регионов нет. Мы наблюдаем утечку ресурсов с одного питерского завода на другой. Рабочие покидают место работы из-за лишних ста долларов и выбирают место поближе к дому. Компании, остающиеся без персонала, обещают улучшить условия труда и повысить зарплату".
Дефицит квалифицированной рабочей силы заставляет производителей идти на существенные уступки. Например, производитель шин Nokian Tyres, который достраивает завод под Санкт-Петербургом, строит отдельное жилье для привезенных сотрудников, которое отдает практически даром. И все-таки опытные специалисты не торопятся покидать родные города и насиженные места.
Рабочие, кажется, стали готовы драться за улучшение условий труда на местах. Эффект от забастовок на Ford (г. Всеволожск) отметили во всех опрошенных кадровых агентствах и выразили уверенность, что сила профсоюзного движения в России будет расти. Так например, за последние два месяца бастовать вздумали ВАЗ и GM-AVTOVAZ. И не важно, что, возможно, забастовки эти были обусловлены политическими мотивами или являлись скорее шоу, чем грамотно спланированными акциями, интересен сам факт: рабочие впервые за долгое время "очухались" и попытались предъявить свои требования.