Приказом Минпромэнерго России от 18 сентября 2007 года № 391 на основании поручения Правительства РФ от 17 августа 2007 года № СИ-П9-4082 утверждена "Стратегия развития транспортного машиностроения Российской Федерации в 2007-2010 годах и на период до 2015 года". Контроль за исполнением приказа возложен на заместителя Министра А.В. Дементьева.
Транспортное машиностроение - отрасль, производящая подвижной состав для сети железных дорог, организаций трамвайного движения и метрополитенов, технику для строительства, ремонта и текущего содержания пути.
Общий экономический рост в стране за последние годы привел к оживлению на внутреннем рынке продукции транспортного машиностроения и постепенному возврату на традиционные внешние рынки, что позволило предприятиям увеличить объемы выпускаемой продукции, сформировать финансовые источники и реализовать начальные этапы программ реструктуризации и технического перевооружения, освоить несколько новых современных видов продукции.
Учитывая значительную потребность экономики в развитии железнодорожного транспорта Правительство Российской Федерации приняло решение о необходимости разработки "Стратегии развития транспортного машиностроения Российской Федерации в 2007-2010 годах и на период до 2015 года". Разработанный Минпромэнерго России при участии АНО "Институт проблем естественных монополий" проект Стратегии прошел всестороннее общественное обсуждение, был согласован с основным потребителем – ОАО "РЖД", Минтрансом РФ и другими министерствами. Основные положения Стратегии развития транспортного машиностроения согласованы со "Стратегией развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года". В августе 2007 года поручением Первого заместителя Председателя Правительства РФ С. Иванова Стратегия и План мероприятий были направлены на реализацию.
На стадии разработки Стратегии, в тесном сотрудничестве с производителями и основными потребителями продукции определены конкретные требования к железнодорожной технике 2015 года:
- повышение производительности вагона на 16%;
- повышение производительности локомотива на 18,2%;
- увеличение межремонтного пробега локомотивов в 1,5 раза;
- сокращение удельного расхода электроэнергии на 5%;
- сокращение удельного расхода топлива на тягу – на 6,7%;
- поэтапное увеличение межремонтного пробега пассажирских вагонов между деповскими ремонтами до 600 тыс. км;
- поэтапное увеличение межремонтного пробега грузового вагона до 500 тыс. км и до 1 млн. км.
Стратегия предполагает стимулирование российского производственно-технологического потенциала, привлечение передовых зарубежных технологий, создание частно-государственных партнёрств для проведения профильных научных исследований.
В результате реализации Стратегии предполагается, что к 2015 году доля российского транспортного машиностроения на мировом рынке достигнет 18% (в настоящий момент – около 10%), а объем экспорта российской продукции транспортного машиностроения – 40 млрд. руб. (в 2006 г. – 16,4 млрд. руб.).
Деятельность Института проблем естественных монополий направлена на исследование состояния естественно-монопольного сектора российской экономики, взаимосвязей и взаимозависимости деятельности естественных монополий между собой, а также их влияния на экономику страны.