Вчера руководитель отдела исследований железнодорожного транспорта Института проблем естественных монополий (ИПЕМ) Владимир Савчук выступил с докладом, посвященным актуальным проблемам развития системы технического регулирования и стандартизации продукции железнодорожной отрасли на международной конференции "Железнодорожное машиностроение. Перспективы, технологии, приоритеты", которая проходит с 19 по 22 сентября в г. Щербинка.
Он оценил темпы реализации реформы технического регулирования в стране, как низкие и отметил, что из 17 технических регламентов, которые должны быть разработаны в первую очередь, не принято ни одного. Две трети срока, отпущенного на реализацию реформы технического регулирования, уже прошло. В оставшееся до 2010 года время крайне затруднительно разработать и принять все необходимые нормативные и технические акты.
Эксперт ИПЕМ считает, что при отсутствии упомянутых 17 базовых документов невозможно разработать последующие отраслевые технические регламенты, поскольку разработчикам отраслевых регламентов не всегда понятно, какие требования должны быть учтены в первых 17 технических регламентах, а какие - в остальных. Также существует опасность получения либо "дырявой" нормативной базы, в которой будут учтены не все требования по безопасности, либо, наоборот, избыточной, когда требования к одному и тому же объекту будут сформулированы в разных документах.
В. Савчук считает необходимым отметить тот факт, что реализацию реформы технического регулирования тормозит неопределенность и непоследовательность, с которой Правительство вносит коррективы в "сутевые" документы и программы. Такое положение приводит к тому, что ранее разработанные проекты технических регламентов и стандартов будут нуждаться в существенной доработке, а это, в свою очередь, ещё больше тормозит реализацию реформы.
Наряду с реформой технического регулирования, на железнодорожном транспорте происходит не менее важный процесс – техническое и технологическое перевооружение, оснащение железнодорожного транспорта новой современной техникой. Соответственно, возникает потребность в привлечении зарубежных технологии и готовых технических решений. Однако отсутствие в нормативной базе требований к принципиально новой для России технике и техническим решениям может стать препятствием к их эксплуатации.
В заключение Владимир Савчук сказал, что к пересмотру существующей нормативной базы необходимо подходить взвешенно. С одной стороны, необходимо сохранять требования по безопасности перевозок, поддержанию обороноспособности страны. С другой стороны, избыточные требования не должны сужать возможности и уровень сервиса на железнодорожном транспорте.
Деятельность Института проблем естественных монополий направлена на исследование состояния естественно-монопольного сектора российской экономики, взаимосвязей и взаимозависимости деятельности естественных монополий между собой, а также их влияния на экономику страны.