5-6 декабря 2006 г. в Алматы (Казахстан) проходил Международный бизнес-форум "Стратегическое партнерство 1520: Центральная Азия". В рамках форума главы администраций и национальных компаний железнодорожного транспорта Российской Федерации, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Литовской Республики, Республики Таджикистан, Туркменистана, Республики Узбекистан, Украины, Финляндской Республики и Эстонской Республики подписали Меморандум о развитии стратегического партнерства в повышении эффективности транспортной системы Центральной Азии на основе железных дорог с шириной колеи 1520 мм.
Генеральный директор Института проблем естественных монополий (ИПЕМ) Юрий Саакян представил вниманию участников форума доклад на тему "Пространство 1520 – единство технических и технологических норм и требований, как залог успешного развития".
По мнению Генерального директора ИПЕМ, "пространство 1520" представляет собой не только единство колеи, но и единство технологий, применяемых на железнодорожном транспорте стран, объединенных одной колеей. На протяжении длительного времени железные дороги наших стран развивались взаимосвязано, и с этим был гармонизирован процесс развития железнодорожного машиностроения.
Общая протяженность железнодорожных путей "Пространства 1520" составляет более 220 тыс. км. Согласованность инфраструктурных требований к железнодорожному подвижному составу на "пространстве 1520" позволяет сохранять целостность единой транспортной системы в регионе. Это, в свою очередь, благоприятно влияет на товарообмен и межгосударственные перевозки, повышает транзитный потенциал всех наших стран, а, следовательно, способствует экономическому развитию всех государств-участников единого технологического пространства.
Особенности инфраструктуры диктуют единые нормы и правила эксплуатации подвижного состава для всего "пространства 1520". Гармонизация этих норм и правил позволит предъявлять единые требования к производителям для выявления экономической целесообразности использования подвижного состава того или иного производителя. При этом главным критерием должна выступать стоимость жизненного цикла каждой модели подвижного состава.
Юрий Саакян особо подчеркнул, что определение стоимости жизненного цикла продукции применительно к железнодорожному подвижному составу в первую очередь зависит от условий его эксплуатации, т. е. от норм и требований, выдвигаемых инфраструктурой. Важно понимать, что определение стоимости жизненного цикла локомотива или вагона при гармонизированных единых нормах и правилах эксплуатации инфраструктуры на "пространстве 1520" позволит провести сравнительный анализ конкурентных преимуществ подвижного состава. В основу подобного анализа ляжет сопоставление экономической составляющей использования подвижного состава различных производителей в предлагаемых условиях.
Деятельность Института проблем естественных монополий направлена на исследование состояния естественно-монопольного сектора российской экономики, взаимосвязей и взаимозависимости деятельности естественных монополий между собой, а также их влияния на экономику страны.