
Авиационный комплекс сейчас делает "очень серьезные успехи" и трансформируется из старой парадигмы, когда авиазавод выпускал монопродукцию, к большой кооперации, сообщил координатор Экспертного совета по авиационной промышленности при Комитете Госдумы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству, первый вице-президент Союза машиностроителей России Владимир Гутенев. Производимая в настоящее время трансформация отрасли и формирование внутри авиастроительной корпорации профильных дивизионов позволяет расширять компетенции отдельных предприятий в рамках глубокой кооперации. Примерами успешной деятельности он назвал взаимодействие внутри транспортного дивизиона при создании самолетов марки "Ильюшин", таких как Ил-76МД-90А и Ил-114-300, в проектах которых принимают участие такие заводы как "Авиастар-СП", ВАСО и нижегородский завод "Сокол" корпорации "МиГ", входящего в дивизион боевой авиации. Гутенев добавил, что необходимо повышать маржинальность производимой продукции.
"В настоящий момент открываются новые возможности, связанные с трансформацией национальной экономики. Нацпроекты аккумулировали огромный ресурс — 26 трлн рублей. В значительной степени эти средства должны быть потрачены на отечественную продукцию, в том числе продукцию, которую выпускает наша промышленность. Здесь для оборонки чрезвычайно важны вопросы диверсификации", — сказал Гутенев на заседании, прошедшем на ТАНТК им. Г.М. Бериева в Таганроге.
Развитие отрасли требует особого внимания к кадровому составу как на предприятиях, так и в сфере фундаментальной и прикладной науки. Для повышения эффективности и квалификации кадров, считает Гутенев, особенно важны социальные гарантии, которые напрямую зависят от количества заказов у предприятия и его доходов, которые в том числе будут направлены не только на техническое перевооружение и формирование НИОКРов, но и на решение кадровых вопросов.
Возглавляющий транспортный дивизион Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК), генеральный директор ПАО "Авиационный комплекс имени Ильюшина" Юрий Грудинин доложил о работе дивизиона и ТАНТК им. Г.М. Бериева по развитию кадров. "Развитие кадрового потенциала для нас имеет принципиальное значение — это основной элемент развития существующих и создания новых компетенций. ТАНТК им Г.М. Бериева активно работает с ЮФУ, ДГУ, на территории предприятия работает кафедра МАИ. На этой кафедре мы готовим конструкторов, совместно с кафедрой донского госуниверситета — технологов. При этом мы стараемся усилить подготовку, ориентируясь на требования современных технологий", — сказал Грудинин.
Механизмы развития кадрового потенциала авиационной промышленности для повышения конкурентоспособности отрасли описала директора по персоналу ОАК Любава Шепелева. В частности, в ОАК по различным направлениям цифровой трансформации сформированы проектные команды, для которых организуются производственные стажировки. Целевая подготовка кадров ведется ведущими авиационно-техническими вузами страны: подготовка квалифицированных инженерных кадров обеспечивается за счет опорных вузов корпорации, реализации образовательных программ в рамках работы 8 базовых кафедр при вузах, разработки и реализации системы независимой оценки квалификации. 3200 студентов целевого набора обучаются в вузах в интересах ОАК и впоследствии будут трудоустраиваться на предприятия корпорации. На предприятиях ОАК действуют 13 учебных центров, работающих на каждой крупной производственной площадке и в КБ. Разрабатывается проект учебного центра подготовки рабочих кадров по самым массовым для авиастроения направлениям подготовки: специалист по обработке металлов резанием, слесарь-сборщик летательных аппаратов, слесарь механосборочных работ, монтажник оборудования летательных аппаратов и мехатроник.
Опытом взаимодействия вузов и предприятий для формирования кадрового потенциала авиационной промышленности поделились представители Таганрогского авиационного научно-технического комплекса им. Г.М. Бериева, Таганрогского научно-исследовательского института связи (АО "КРЭТ"), Объединенной двигателестроительной корпорации (ГК "Ростех"), НПП КП "Квант", Донского государственного технического университета, Инжинирингового центра приборостроения радио и микроэлектроники Южного Федерального Университета (ЮФУ) и другие.
Лучшие методики развития кадрового потенциала предложено масштабировать на другие корпорации и предприятия ОПК с целью удержания компетенций внутри организаций, повышения качества безопасности и снижения текущих затрат на охрану. Эксперты также отметили необходимость усиления антитеррористической защищенности, снижения числа хищений на предприятиях авиапрома и уменьшение использования малоквалифицированного персонала, для этого к заседаниям Экспертного совета теперь будет привлекаться Комитета по комплексному обеспечению безопасности на отечественных промышленных предприятиях Союза машиностроителей России.
Первый зампред СоюзМаш России Владимир Гутенев и депутат Антон Гетта в продолжение кадровой темы встретились с молодыми инженерами, студентами и аспирантами Института нанотехнологий, электроники и приборостроения Южного Федерального Университета и рассказали о способах расширения сотрудничества вуза и профильных предприятий промышленности. Молодые инженеры в свою очередь внесли свои предложения для производителей.
Источник информации
Пресс-служба Союза машиностроителей России
Отрасли
Компании