Продукция российского гражданского авиапрома западным авиакомпаниям не нужна

Авиационный салон Farnborough International-2006 дал понять, что продукция российского гражданского авиапрома западным авиакомпаниям не нужна. При этом западная авиапромышленность заинтересована в компонентах из титана, производимых в России, и локализации производства этих материалов в нашей стране. Во время работы авиасалона наибольшее количество контрактов на поставку самолетов заключила компания "Ильюшин финанс Ко" (ИФК), заказавшая 25 самолетов Ан-148-100, 30 Ил-114 и 15 Sukhoi Superjet-100. Участие производителей военной техники на Farnborough традиционно не имело больших перспектив, поэтому АКХ "Сухой" сделал упор на гражданской продукции – самолете Сухой-100 (Superjet). "Иркут" и "МиГ" не выставили свою новейшую модель – самолет Як-130, вместо него в выставке участвовал МиГ-29 ОВТ, прибывший на авиасалон по просьбе английской стороны.

Авиационный салон Farnborough International проводится каждые два года в пригороде Лондона. В этом году в его работе приняло участие 1480 компаний из 35 стран мира, из которых 129 фирм были представлены на авиасалоне впервые. Число бизнес-посетителей составило 133 тыс. человек, количество зарегистрированных средств массовой информации – 1800. Всего выставку посетили 77 официальных делегаций из 43 стран. В Фарнборо впервые демонстрировался проект нового А-350 XWB компании Airbus и конвертоплан V-22 Osprey. Под эгидой "Рособоронэкспорта" в Фарнборо в этом году представили свою продукцию более 60 российских предприятий оборонно-промышленного комплекса, экспозиции которых заняли площадь 1400 кв. м. В число 33 официальных спонсоров салона вошел санкт-петербургский завод имени В. Климова. По информации организаторов, на Farnborough было заключено рекордное количество контрактов на общую сумму 38 млрд долл.

По количеству подписанных контрактов и соглашений на авиационном салоне Farnborough International-2006 из российской делегации лидировала ИФК, которая в первый день работы авиационного салона подписала предконтрактное соглашение с ОАО "Авиакор – Авиационный завод" на поставку 25 самолетов Ан-140-100 в течение пяти лет. Согласно подписанным документам, ИФК взяла на себя обязательства профинансировать строительство и покупку самолетов, начало поставок которых планируется в 2007 г. По мнению гендиректора компании Александра Рубцова, потенциальными покупателями самолетов являются "Сибавиатранс", "Якутия", "Чукотка-авиа", "а также ряд других компаний". Напомним, что самолетами уже интересовались авиакомпании "Алания" и "Даурия", а также ФСБ, которая заявляла о намерении прибрести 13 самолетов спецкомплектации.

Это может стать не единственным контрактом, подписанным между ИФК и "Авиакором" (входит в подразделение "Русские машины" холдинга "Базэл" и осуществляет производство, ремонт и обслуживание самолетов Ту-154 и Ан-140). Представители "Базэла" сообщили в прошлом году на авиасалоне МАКС-2005 о желании пробрести часть акций лизинговой компании ИФК. "Мы заинтересованы в привлечении новых инвесторов в ИФК, с которыми сейчас ведем переговоры. Среди них есть "Базэл", – сказал RBC daily депутат Госдумы и владелец НРК (которая в последнее время снизила свою долю в ИФК с 36% до блокпакета) Александр Лебедев.

Во второй день проведения салона ИФК занялась продвижением новых для себя и отечественного рынка авиационной техники самолетов Ил-114 и Сухой-100 (Superjet) (новое название самолета RRJ). С АК имени Ильюшина ИФК подписала генеральное соглашение о строительстве и поставке 30 пассажирских самолетов Ил-114-100. Как пояснил RBC daily гендиректор ИФК Александр Рубцов, в соответствии с этим соглашением ИФК берет на себя обязательство реализовать 30 самолетов. Однако на сегодняшний день конкретные их покупатели не найдены. "Сейчас идут переговоры с несколькими региональными авиакомпаниями, первый контракт будет подписан уже осенью 2006 года", – отметил г-н Рубцов. Стоимость Ил-114-100 в базовой комплектации составляет 10,5 млн долл.

AiRUnion заключил предконтрактное соглашение с ЗАО "Гражданские самолеты Сухого" (ГСС) о поставке 15 самолетов Superjet (базовая версия самолета с 95 креслами) с опционом еще на 15 судов. Финансовым лизингом самолетов также займется ИФК. Как сообщил журналистам уставший от длительных переговоров вице-президент альянса Борис Абрамович, в документе прописаны все основные условия поставки: цена, штрафные санкции в случае несоблюдения одной из сторон договоренности, условия послепродажного обслуживания и сроки поставки. Сумму сделки он называть отказался. Он добавил, что соглашение перерастет в прочный контракт уже в ноябре 2006 года.

"Заказ Сухой-100 не отменяет возможного приобретения самолетов Ан-148", – пояснил ситуацию г-н Абрамович RBC daily. После церемонии подписания соглашения по поставке Сухой-100 г-н Абрамович занялся покупкой других самолетов. Как говорят источники в альянсе, он провел ряд встреч, которые приведут к подписанию контракта на поставку в финансовый лизинг 10 самолетов Ан-148 в пассажирской комплектации и к прямой покупке самолета Ан-148 в VIP-комплектации. Как говорят в ИФК, окончательно вопрос может быть решен 8-10 августа на Украине. "По предварительным планам, первые поставки украинских самолетов начнутся в начале 2007 г. Российским компаниям самолеты начнут поставляться в конце 2007 года", – сказал RBC daily коммерческий директор ИФК Алексей Упоров.

Традиционно Россия на Farnborough не заключала контракты на поставку военной техники. Благодаря тому, что ранее были сняты почти все спорные вопросы с компаниями, подобным Noga, в лондонской выставке участвовала неновая продукция отечественного авиапрома – самолет МиГ-29 ОВТ, прибывший на авиасалон по просьбе английской стороны. А вот самый современный продукт самолет Як-130 так и не долетел до выставки, оставшись на испытаниях в России. "Во второй половине года "Иркуту" необходимо получить заключение ВВС РФ о завершении государственных испытаний", – отметила пресс-секретарь РСК "МиГ" Елена Федорова.

Однако, как говорят источники в авиационных кругах и представители "Рособоронэкспорта", в период проведения выставки было практически достигнуто соглашение на поставку 24 истребителей типа Су-30 МК в Венесуэлу. Согласно венесуэльским источникам, контракт парафирован, но официальное подписание документа запланировано на сегодня в ходе визита президента Венесуэлы Уго Чавеса в Москву. В свою очередь министр обороны России Сергей Иванов в пятницу во время посещения ММПП "Салют" назвал цифру 30 самолетов Су-30 и 30 вертолетов на сумму более 1 млрд долл. "В принципе европейский рынок хотя и интересен, но с точки зрения потенциальной возможности продажи российской техники уступает восточному", – отметил в интервью RBC daily представитель "Рособоронэкспорта".

Несмотря на все усилия России и деньги, потраченные компаниями на Farnborough International-2006, отечественный авиапром так и не стал законодателем мод в авиации. Все внимание участников выставки было приковано к борьбе Airbus и Boeing. По оценкам экспертов, участие небольшой компании в выставке обошлось ей в 400 тыс. долл. "Компании ранга РСК "МиГ" и "Сухой", делегации которых насчитывали по несколько десятков человек, заплатили за участие около миллиона долларов каждая", – отметил источник в российской делегации. По его ловам, показать один самолет на выставке обошлось компаниям в 1,5 млн долл.

Источник информации
Опубликовано 25.07.2006