Председатель Комиссии Госдумы по развитию предприятий ОПК, Президент Лиги оборонных предприятий Владимир Гутенев принял участие в III форуме-диалоге "Промышленная безопасность – ответственность государства, бизнеса и общества", посвященном вопросам обеспечения промышленной безопасности и технологического надзора в оборонно-промышленном комплексе.
В своем выступлении парламентарий подчеркнул, что промышленная безопасность - важный фактор экономического развития, и это в полной мере относится к оборонно-промышленному комплексу, где сосредоточены наиболее сложные в техническом отношении производство и оборудование. Объекты промышленности боеприпасов и спецхимии Гутенев назвал наиболее критически опасными: "Только на этих взрывоопасных производствах в России трудится более 20 тысяч работников. При этом оборудование на ряде предприятий имеет высокую степень изношенности. Этим объясняется и достаточно большое количество аварийных и предаварийных ситуаций в отрасли. Но в целом положение в ОПК в последние годы, безусловно, изменилось: проведено технологическое перевооружение, предприятия загружены заказами, увеличены объемы финансирования научно-исследовательских работ".
Парламентарий напомнил, что основные законодательные решения в вопросах промышленной безопасности были приняты прошлым созывом Госдумы. Вступившие более трех лет назад в силу федеральные законы внесли существенные изменения в действующее более 15 лет законодательство. "Заложенные в нем подходы по регулированию этой сферы показали свою недостаточную эффективность и несоответствие современным требованиям. Ряд его положений приобрели, по сути, запретительный характер для значительного количества производств и проектов, что стало негативно влиять на промышленное развитие. Кроме того, необходимость совершенствования законодательства стала очевидной после ряда крупных техногенных аварий в 2007–2010 годах, в том числе на шахтах и на Саяно-Шушенской ГЭС. Важнейшие задачи по созданию условий для строительства новых объектов, стимулированию модернизации старых, не снижая при этом уровня безопасности, вышли на первый план", - отметил Владимир Гутенев.
Среди наиболее важных изменений в законодательстве с точки зрения промышленного развития депутат назвал переход от унифицированного к дифференцированному подходу в отношении принципиально разных опасных производственных объектов. Практика показывает, что классификация по четырем классам опасности во многом позволила избежать имевшие ранее место значительные финансовые затраты и потери времени. Кроме того, в соответствии с положениями нового законодательства была проведена перерегистрация опасных производственных объектов с присвоением классов опасности. Количество зарегистрированных Ростехнадзором опасных производственных объектов в соответствии с изменившимися критериями сократилось более чем на треть.
В то же время, Владимир Гутенев считает, что изменения в законодательном и нормативно - правовом регулировании не устранили всех проблем в сфере промышленной безопасности. Поэтому работа по совершенствованию законодательства продолжена и в нынешнем созыве Государственной Думы. "Известно, что слабая подготовка специалистов непосредственно эксплуатирующих опасный производственный объект является одной из основных причин аварий и катастроф на промышленных объектах. Вопросы аттестации и проверки знаний по вопросам промышленной безопасности в должной мере законодательно не урегулированы. Как результат, при расследовании аварий выясняется, что свидетельства у допустивших их работников есть, а знаний и навыков – нет. Организация обучения требованиям безопасности на многих предприятиях проводится формально", - заявил парламентарий, отметив, что в настоящее время на рассмотрении в Госдуме находится законопроект, направленный на законодательное урегулирование вопросов подготовки и аттестации специалистов в сферах обеспечения промышленной безопасности.
Глава Думской Комиссии по развитию предприятий ОПК подчеркнул, что промышленная безопасность - это не только предупреждение техногенных аварий и катастроф, снижение негативного воздействия на окружающую среду, сохранение здоровья и жизни наших граждан. Это также и модернизация экономики, стимулирование инновационной деятельности предприятий ОПК, повышение их конкурентоспособности. "Чрезвычайно важным с точки зрения обеспечения промышленной безопасности считаю принятие законодательных решений по маркировке продукции для обеспечения контроля и прослеживаемости оборота отдельных видов товаров. Проблемной является и тема оборота взрывчатых материалов промышленного назначения. В "законодательном вакууме" висят функции Минпромторга по ведению баланса производства и потребления взрывчатых веществ, а также ряд функций МВД и Ростехнадзора", - заявил Владимир Гутенев, отметив в заключении, что необходимо еще раз как следует поработать над выявлением узких мест в законодательстве и их устранением в этой сфере.
В своем выступлении парламентарий подчеркнул, что промышленная безопасность - важный фактор экономического развития, и это в полной мере относится к оборонно-промышленному комплексу, где сосредоточены наиболее сложные в техническом отношении производство и оборудование. Объекты промышленности боеприпасов и спецхимии Гутенев назвал наиболее критически опасными: "Только на этих взрывоопасных производствах в России трудится более 20 тысяч работников. При этом оборудование на ряде предприятий имеет высокую степень изношенности. Этим объясняется и достаточно большое количество аварийных и предаварийных ситуаций в отрасли. Но в целом положение в ОПК в последние годы, безусловно, изменилось: проведено технологическое перевооружение, предприятия загружены заказами, увеличены объемы финансирования научно-исследовательских работ".
Парламентарий напомнил, что основные законодательные решения в вопросах промышленной безопасности были приняты прошлым созывом Госдумы. Вступившие более трех лет назад в силу федеральные законы внесли существенные изменения в действующее более 15 лет законодательство. "Заложенные в нем подходы по регулированию этой сферы показали свою недостаточную эффективность и несоответствие современным требованиям. Ряд его положений приобрели, по сути, запретительный характер для значительного количества производств и проектов, что стало негативно влиять на промышленное развитие. Кроме того, необходимость совершенствования законодательства стала очевидной после ряда крупных техногенных аварий в 2007–2010 годах, в том числе на шахтах и на Саяно-Шушенской ГЭС. Важнейшие задачи по созданию условий для строительства новых объектов, стимулированию модернизации старых, не снижая при этом уровня безопасности, вышли на первый план", - отметил Владимир Гутенев.
Среди наиболее важных изменений в законодательстве с точки зрения промышленного развития депутат назвал переход от унифицированного к дифференцированному подходу в отношении принципиально разных опасных производственных объектов. Практика показывает, что классификация по четырем классам опасности во многом позволила избежать имевшие ранее место значительные финансовые затраты и потери времени. Кроме того, в соответствии с положениями нового законодательства была проведена перерегистрация опасных производственных объектов с присвоением классов опасности. Количество зарегистрированных Ростехнадзором опасных производственных объектов в соответствии с изменившимися критериями сократилось более чем на треть.
В то же время, Владимир Гутенев считает, что изменения в законодательном и нормативно - правовом регулировании не устранили всех проблем в сфере промышленной безопасности. Поэтому работа по совершенствованию законодательства продолжена и в нынешнем созыве Государственной Думы. "Известно, что слабая подготовка специалистов непосредственно эксплуатирующих опасный производственный объект является одной из основных причин аварий и катастроф на промышленных объектах. Вопросы аттестации и проверки знаний по вопросам промышленной безопасности в должной мере законодательно не урегулированы. Как результат, при расследовании аварий выясняется, что свидетельства у допустивших их работников есть, а знаний и навыков – нет. Организация обучения требованиям безопасности на многих предприятиях проводится формально", - заявил парламентарий, отметив, что в настоящее время на рассмотрении в Госдуме находится законопроект, направленный на законодательное урегулирование вопросов подготовки и аттестации специалистов в сферах обеспечения промышленной безопасности.
Глава Думской Комиссии по развитию предприятий ОПК подчеркнул, что промышленная безопасность - это не только предупреждение техногенных аварий и катастроф, снижение негативного воздействия на окружающую среду, сохранение здоровья и жизни наших граждан. Это также и модернизация экономики, стимулирование инновационной деятельности предприятий ОПК, повышение их конкурентоспособности. "Чрезвычайно важным с точки зрения обеспечения промышленной безопасности считаю принятие законодательных решений по маркировке продукции для обеспечения контроля и прослеживаемости оборота отдельных видов товаров. Проблемной является и тема оборота взрывчатых материалов промышленного назначения. В "законодательном вакууме" висят функции Минпромторга по ведению баланса производства и потребления взрывчатых веществ, а также ряд функций МВД и Ростехнадзора", - заявил Владимир Гутенев, отметив в заключении, что необходимо еще раз как следует поработать над выявлением узких мест в законодательстве и их устранением в этой сфере.
Источник информации
Пресс-служба Союза машиностроителей России
Компании