Вопросы влияния обострившейся политической ситуации на кооперацию авиастроителей и возникшие новые риски обсудили в Ульяновске

В Ульяновске прошла Вторая всероссийская конференция "Производственная кооперация поставщиков авиастроительных корпораций: вызовы времени".

Напомним, первая конференция "Производственная кооперация авиастроительных корпораций: как стать поставщиком" была проведена в 2013 году на МАКС-2013, в Жуковском. В этом году мероприятие прошло в Ульяновске, на территории аэропорта "Ульяновск-Восточный", к которому примыкает площадка аэропортовой особой экономической зоны (ОЭЗ). Управляющая ОЭЗ компания уже второй раз выступает организатором конференции. "Мы рады, что несмотря не то, что мы находимся далеко от столицы, на конференцию прибыло такое количество профессионалов" - поприветствовал гостей форума руководитель филиала ОАО "Особые экономические зоны" в Ульяновской области Денис Барышников.

В качестве докладчиков в мероприятии приняли участие представители Минпромторга, крупнейших авиастроительных компаний: "ОАК", "Иркут", "ОДК", Airbus, поставщики авиационных агрегатов и комплектующих: "ОДК" и "УКБП", а также ОАО "ОЭЗ".

Ключевыми вопросами повестки конференции стало влияние обострившейся политической ситуации на кооперацию авиастроителей и возникшие новые риски.

По словам заместителя директора департамента авиационной промышленности Минпромторга Сергея Фоминых, сегодня каждый, кто непосредственно работает в области производства воздушных судов, уже ощутил на себе те проблемы, которые возникли в связи с общемировой политической обстановкой. Как государство реагирует на новые вызовы С. Фоминых рассказал в своем докладе "Государственная политика в области поддержки развития отечественных поставщиков в авиационной промышленности".

"Сейчас много говорится об импортозамещении, но вопрос должен ставиться о повышении конкурентоспособности отрасли в целом. Я говорю не только о самолетах, но и авиационных комплектующих", – заявил С.В. Фоминых: "Стратегическая задача по достижению конкурентоспособного импортозамещения лежит в создании условий для появления собственных глобальных поставщиков 1-4 уровня".

В 2013 году Минпроторгом разработана государственная программа поддержки российских поставщиков, которая предусматривает их субсидирование в течении 10 лет в сумме 32,6 млрд руб. "Эффект, который мы предполагаем получить, выражается в увеличении объёмов выпуска авиационной техники отечественного производства", - прокомментировал Сергей Фоминых.

Генеральный директор "ОАК-Закупки" Юрий Ушаков в своём докладе "Зарубежные санкции как ключевой фактор развитие отечественной авиастроительной отрасли" отметил, что ограничение выдачи экспортных лицензий США, где сосредоточены главные иностранные поставщики "ОАКа", и осложнения по сотрудничеству с украинскими поставщиками, вынуждают "ОАК" инициировать мероприятия по импортозамещению комплектующих иностранного производства. Вектор внимания производителей ВС при этом направлен в сторону отечественных поставщиков, а также в сторону развития локализации совместно с иностранными партнерами.

Коллега Ю. Е. Ушакова, директор по закупкам Корпорации "Иркут" Олег Нестеров также говорил о стимулировании процесса локализации. Поставки основных агрегатов и систем самолёта МС-21 с иностранными поставщиками уже законтрактованы, но при этом у ряда иностранных поставщиков, как следует из доклада О. Нестерова, имеются обязательства и\или потребности в локализации производства в РФ.

Здесь большую помощь иностранным поставщикам может оказать ульяновская ОЭЗ. Руководитель ульяновского филиала ОАО "Особые экономические зоны" Денис Барышников презентовал возможности для локализации производств авиационных комплектующих в особой экономической зоне "Ульяновск-Восточный". Помимо давно имевшихся существенных преференций (налоговые льготы, низкая стоимость земли, режим свободной таможенной зоны и др.) в ОЭЗ планируется создать индустриальный парк - набор производственных помещений универсального назначения, предоставляемых в аренду. Размещение производств в индустриальном парке позволит облегчить среднему и малому бизнесу вхождение в особую экономическую зону.

При этом Д. Барышников отметил, что ульяновская ОЭЗ, сохраняя авиационную направленность как приоритет, перестаёт быть чисто авиационной. "В настоящее время мы проводим ревизию проектов на предмет рисков попадания под санкции. Происходит серьёзная переориентация: и географическая, и отраслевая. Мы начинаем диверсифицировать свое инвестиционное предложение, чтобы те предприятия, которые ранее не занимались авиационными проектами, но имеют схожие компетенции, могли расширить свой бизнес, войдя в особу экономическую зону. На мой взгляд, это наиболее перспективное направление в контексте сегодняшней геополитической ситуации", - подчеркнул Денис Барышников.

Представитель "ОДК" Валерий Теплов отметил, что рынок поставки авиационных комплектующих продолжает быть достаточно закрытым по сравнению с другими рынками: все производители компонентов и систем знают друг друга, что накладывает определенную специфику. Вместе с тем, сегодня у поставщиков формируется перспектива развития, поскольку создается глобальный российский рынок потребления. Сегодняшние политические и экономические ограничения создают среду, которая способствует развитию импортозамещения.

Участники конференции обсудили возможность создания кооперации по программе самолёта МС-21 и развития кооперационных связей между AIRBUS и российскими поставщиками. "Мы постоянно мониторим предприятия страны. Могу отметить позитивную динамику ЗАО "Авиастар-СП". Завод получил хорошую загрузку по российским программам, а это один из критериев при выборе поставщика. На сегодняшний день я бы назвал Ульяновский регион одним из самых перспективных для сотрудничества", - отметил в своём докладе директор по международной кооперации в Европе и России AIRBUS Александр Гапонюк.
Опубликовано 15.08.2014