Одним из факторов удвоения ВРП в Астраханском регионе является развитие судостроения, однако отрасль тормозит отсутствие господдержки, возможности долгосрочного кредитования, наличие таможенных пошлин на ввозимое судовое оборудование, аналоги которого не производятся в России, высокие залоговые таможенные платежи. В то же время, как сообщили ИА REGNUM в пресс-службе губернатора, в настоящее время на судостроительных предприятиях региона идет выполнение крупных заказов от иностранных фирм.
По словам заместителя министра промышленности, транспорта и связи Астраханской области Станислава Федулова, это объясняется перспективами освоения месторождений углеводородного сырья на шельфе Каспийского моря и развитием международного транспортного коридора "Север-Юг". Общие запасы углеводородов Каспийского моря составляют, по данным специалистов, более 17 млрд. тонн условного топлива, около 12% из которого (2 млрд. тонн) приходится на долю России. Суммарный объем капитальных вложений на период до 2024 года для освоения каспийских месторождений должен составить ориентировочно 100 млрд. долларов США, предполагаемая доля Астраханской области - 3 млрд. долларов.
По данным министерства промышленности, транспорта и связи Астраханской области, в настоящее время судостроительный комплекс территории представлен 12 наиболее крупными промышленными предприятиями. На их долю приходится около 93% всего объема отрасли. По прогнозам, в этом году данный объем составит более 2 млрд. рублей. Причем, половина этой суммы, скорее всего, придется на четыре судостроительных предприятия: ОАО "Судостроительный завод "Красные Баррикады", ОАО "Астраханский корабел", ОАО "Судостроительный завод им. 111 Интернационала" и ОАО "Судостроительный завод "Лотос". Есть перспективы развития и у ОАО "Астраханская судоверфь", ООО "Морской судостроительный завод им.К.Маркса", ОАО "Ахтубинский судостроительно-судоремонтный завод", а также у ЗАО "СРЗ им.Ленина", ОАО СРЗ "Слип", ОАО "Волго-Каспийский судоремонтный завод". Еще одна объективная тенденции развития регионального судостроения, которую отмечают сегодня все специалисты, - это развитие оффшорного судостроения.
В этом году реальный рост объемов производства товарной продукции на 120% выше, чем в прошлом году, в следующем году темпы роста предполагается увеличить вдвое. Всего же к 2008 году, по данным министерства, предполагается рост объемов производства на 300%, налоговых поступлений - в три раза, численности работающих в отрасли до 10 тыс. человек (в настоящее время - около 4 тыс. человек).