О сильных и слабых сторонах механизма СПИК в сельхозмашиностроении рассказал заместитель директора Ассоциации «Росспецмаш» Вячеслав Пронин.
По его словам, изначальная идея СПИКа была благой: поддерживать сегменты, где полностью отсутствует российское производство, давать инвесторам льготы на ранних этапах, чтобы они углубляли локализацию, и в итоге в стране появлялось российское производство техники, которой раньше не было. На практике же СПИКи часто заключают в сегментах, где уже есть отечественные заводы и инвестиции. Это размывает конкуренцию, и новые игроки с зарубежной техникой получают льготы, не рискуя при этом. Механизм один, а последствия – диаметрально противоположные.
Эксперт назвал главные слабые места СПИКа. Минимальная планка инвестиций слишком низкая. Чтобы запустить полноценный завод техники, реально нужно вложить не меньше 5 млрд рублей за 2–3 года. А по СПИКу порог всего 700 млн рублей на 10 лет – то есть по 70 млн в год. За такие деньги можно купить один станок в год и «выполнить» условия СПИКа. Это корень основных проблем.
Риски также связаны с тем, что держатель СПИКа не обязан оставаться на территории России. Геополитика меняется, инвестор может просто уйти – пример Краснодарского края.
Третий риск – избыточная конкуренция: СПИКи фокусируются там, где уже есть отечественные производства. Зачем плодить лишние мощности и игроков, снижать маржинальность рынка – непонятно.
Поэтому у инвесторов, которые уже работают на рынке РФ, риски огромные: новые льготы уходят к чужим игрокам, и конкуренция становится несправедливой, считает эксперт.