1. С июня по декабрь 1941 г. Пермский моторостроительный завод № 19 оставался единственным предприятием в СССР, продолжавшим серийный выпуск моторов, т.к. в это время на восток эвакуировалось свыше 100 авиационных заводов страны, и они не могли вести массовый выпуск продукции.
2. Авиамоторные заводы СССР за годы войны произвели 208 875 авиамоторов. Вклад пермских моторостроителей в разгром фашизма составил около 31 тысячи моторов. Т.е. каждый 7 мотор сделан в Перми. Это: истребители Ла-5, Ла-7, бомбардировщики Ту-2, Пе-8, Су-2, штурмовик Су-6, оснащенные пермскими моторами, в воздушных боях доказали свое превосходство над авиацией противника.
3. В первые месяцы войны на свою территорию завод принял 6 эвакуированных предприятий и 2 конструкторских бюро: из Москвы, Харькова, Днепропетровска, Ленинграда. Спустя 2 месяца все эвакуированные в Пермь заводы уже выпускали свою продукцию, влившись в состав завода № 19.
4. Для размещения эвакуированных и привезенных на завод по призыву молодых рабочих за военных четыре года было построено 77 бараков, которые были рассчитаны на проживание 4,5 тысяч человек. Фактически в бараках проживал каждый второй из 24 тысяч работавших в годы войны моторостроителей.
5. В 1941 г. на площадях заводской Летно-испытательной станции (у деревни Фролы) и в корпусах 3а, 4б, 54, 55 разместился Харьковский самолетный завод № 135 и Опытно-конструкторское бюро Сухого, где с августа 1941 г. по февраль 1942 г. был выпущен 51 самолет Су-2 с моторами АШ-82 производства нашего завода.
6. К 1942 г. на заводе были сданы в эксплуатацию 20 цехов! Производственные площади удвоились по сравнению с довоенным периодом.
7. В годы войны на заводе работало 7 тысяч подростков в возрасте от 11 до 16 лет. В цехе М.И. Субботина они составляли 80 % состава рабочих.
Директор завода Анатолий Солдатов поощряет детей, работавших на заводе в годы войны, банками варенья
8. Война сделала сиротами миллионы детей в нашей стране. Для детей, чьи отцы погибли на фронте, завод в 1943 году организовал детский дом, который располагался в зданиях Летно-испытательной станции. Организация его была проведена по инициативе А.Г. Солдатова. В годы войны в детском доме жили 130 воспитанников. Учились дети в школе села Фролы Пермского района. По окончании семилетки воспитанники направлялись для дальнейшей учебы в ремесленные училища и на завод. В 1955 г. воспитанников осталось менее 80 человек, и детский дом был расформирован, оставшихся детей отправили в детские дома наркомата авиационной промышленности в Рыбинск и Уфу.
9. 23 июня 1941 г. директором завода Германом Васильевичем Кожевниковым были отменены все выходные и отпуска для работников завода – завод перешел на все долгие 4 годы войны на круглосуточную работу с продолжительностью смен в 11-12 часов.
10. В мае 1942 г. директором завода был назначен А.Г. Солдатов, сумевший мобилизовать коллектив на освоение производства мотора АШ-82. В результате коллектив завода в короткий срок освоил его крупносерийный выпуск и выполнил программу 1942 г. за самоотверженную работу коллектив завода им. Сталина по итогам Всесоюзного социалистического соревнования 6 месяцев подряд присуждалось переходящее Красное Знамя Государственного Комитета Обороны. С июня 1942 по апрель 1945 гг. завод 18 раз становился победителем социалистического соревнования среди предприятий отрасли и отмечался переходящим Знаменем Государственного Комитета Обороны (ГКО). 20 мая 1946 г. состоялся митинг, посвященный вручению заводу Знамени ГКО на вечное хранение.
11. В годы войны за невыполнение Сталинского фронтового задания директор, генерал-майор инженерно-авиационной службы А.Г. Солдатов мог своим приказом расформировать любое производственное подразделение. Такая судьба, например, постигла в 1944 г. цех 43, который был ликвидирован с формулировкой "…как не справившийся с производственным заданием".
12. За годы войны завод освоил производство двигателей М-82, М-82ФН, М-82Ф, разработанных в конструкторском бюро под руководством Аркадия Дмитриевича Швецова. В 1944 г. двигателям была изменена маркировка на инициалы конструктора – АШ, а сам А.Д. Швецов был удостоен высших наград родины, став первым Героем Социалистического Труда в Пермской области. Разработки конструктора в 1942 и 1943 гг. были удостоены Сталинских премий.
13. 16 сентября 1945 г. Президиум Верховного Совета СССР "За образцовое выполнение заданий правительства по производству моторов", наградил завод № 19 второй наградой – орденом Красного Знамени. Моторы АШ-82, АШ-82Ф, АШ-82ФН действительно сыграли в "войне моторов", как часто называют вторую мировую историки, весьма заметную роль. Особенностью самой награды является то, что завод получил орден Красного Знамени, но не трудового, как это должно бы было быть по статусу ордена, а боевого. Это обстоятельство, безусловно, подчеркивает значение той продукции, которую поставлял завод фронту и ее и роль в победе.
14. К 1945 г. завод стал крупнейшим моторостроительным предприятием в СССР. В его цехах трудилось 24 060 человек.
15. В первые дни войны рабочие завода подали сотни заявлений с просьбой добровольно уйти на фронт, но не всем удалось осуществить свой патриотический порыв. За 4 года войны на фронт было призвано военкоматами г. Перми и Пермского района 3266 работников завода. В сражениях погибли, пропали без вести, умерли в госпиталях 1016 моторостроителей. На стелу у ДК занесены в 1967 г. 233 фамилии.
16. Моторостроители гордятся именами замечательных летчиков, удостоенных за боевые подвиги званием Героя Советского Союза. Это: Николай Федорович Краснов, Павел Константинович Бабайлов и Анвар Гатауллин. На счету Н. Краснова 47 сбитых немецких самолетов. П. Бабайлов уничтожил 28 вражеских машин. А.Гатауллин повторил подвиг экипажа Н.Гастелло, направив горящий самолет на скопление фашистской техники. Фронтовые разведчики – Александр Александрович Пономарев и Владимир Евдокимович Шинкаренко, совершили десятки рейдов в стан врага, доставляя сведения о расположении и замыслах противника, их подвиги высоко отмечены командованием – оба стали полными кавалерами Орденов Славы.
17. После победного мая 1945 г. многие фронтовики вернулись к мирному труду. На заводе трудились тысячи фронтовиков, но с каждым годом их становилось все меньше. Сегодня рядом с нами трудятся только трое: Леонид Александрович Макаревич, Юрий Михайлович Бурылов и Павел Константинович Гонин.