Уралвагонзаводу исполняется 86 лет

Уралвагонзавод Уралвагонзаводу, в составе концерна Уралвагонзавод входящему в Госкорпорацию Ростех, исполняется 86 лет. С первых дней работы нижнетагильское предприятие, относящееся к числу системообразующих, выполняет задачи государственной важности. Сегодня с заводских конвейеров – вагоносборочного и танкового – сходит современный подвижной состав и бронетехника, в адрес Министерства обороны отгружаются эшелоны с Т-90М "Прорыв", бронированными ремонтно-эвакуационными машинами БРЭМ-1М и другими специзделиями.

Еще в 1930-х годах, когда только начинали работу первые производственные подразделения и налаживался выпуск железнодорожных изделий, на УВЗ поняли, что нельзя полностью полагаться на внешнего поставщика или иностранного партнера. Именно поэтому в структуре предприятия и сейчас немало вспомогательных подразделений, которые обеспечивают основные производства многим: от метизов и оснастки до заготовок – и при необходимости занимаются адаптацией, разработкой и совершенствованием технологий.

В годы Великой Отечественной войны Уралвагонзавод стал самым мощным предприятием Наркомата танковой промышленности, изготовив более 25 тыс. танков Т-34. Здесь также делали артпередки, бронекорпуса для штурмовиков Ил-2 и другую продукцию для фронта. Более того, именно Уральскому танковому заводу была отведена роль головного предприятия по производству "тридцатьчетверки", с чем он успешно справился. Целый ряд узлов, деталей и даже механизмов тагильскому КБ приходилось разрабатывать в нескольких вариантах, с учетом технических возможностей того или иного завода, производящего эту машину.

Первые серьезные экономические санкции коснулись Уралвагонзавода в годы холодной войны. Еще в конце 1940-х гг. западными странами был создан Координационный комитет по экспортному контролю, основной целью которого был строжайший надзор за соблюдением ограничений на поставку в Советский Союз современного оборудования. В 1970–1980-х гг. под запретом находились прежде всего металлообрабатывающие станки.

Несмотря на все ограничения в послевоенные годы на Уралвагонзаводе были созданы танки семейств Т-54, Т-55, Т-62 и Т-72. Именно "семьдесятдвойки" составляли половину ОБТ Советской армии, а в армиях союзников и партнеров СССР они стали главной ударной силой. Экспортные модификации Т-72 Уралвагонзавод поставил в 16 государств.

Обеспечив армию спецтехникой, Уралвагонзавод принял участие и в создании ракетных вооружений. Начиная с 1953 года на нем строились криогенные цистерны для перевозки жидких кислорода и азота на стартовые позиции ракет большой дальности. В Тагиле спроектировали и изготовили подвижный заправочный комплекс для ракет Р-7, в том числе и той, что 4 октября 1957 года вывела на орбиту первый искусственный спутник Земли. В 1960-х годах тагильчане создали уже стационарные системы заправки ракет "Союз", а также боевых межконтинентальных ракет и многое другое. Продолжилось производство и подвижного состава, в том числе для северных и восточных районов с экстремально низкими температурами в зимнее время.

Всего за свою историю Уралвагонзавод выпустил более 100 тыс. боевых машин и более 1 млн единиц подвижного состава – абсолютный рекорд в мировом машиностроении.
Источник информации
Опубликовано 12.10.2022