
Строительству этой уникальной гидроэлектростанции предшествовало открытие кимберлитовой трубки "Мир" в Якутии. Для развития новой в то время отрасли промышленности – алмазодобывающей – необходимо было большое количество электроэнергии, которую в условиях удаленной от дорог и источников топлива местности могла обеспечить только гидроэнергетика. В марте 1957 года институт "Гидропроект" начал разрабатывать ТЭО гидроэлектростанции на Вилюе, а уже в 1962 году уложен первый бетон.
Вечная мерзлота, полное отсутствие дорог, стройматериалов, жилья, сложная система доставки грузов – впервые в мире ГЭС строилась в столь тяжелых условиях. Несмотря на это, работа выполнялась в рекордные сроки. Возведение Вилюйской ГЭС стало безусловным важным этапом развития гидростроительства в нашей стране и результатом хорошо организованной работы проектировщиков, строителей и монтажников. Многие конструктивные решения отрабатывались впервые. Так, для доставки грузов была разработана сложная транспортная схема: сначала речным транспортом по Лене, затем автодорогой до Мирного и далее по автозимнику протяженностью 100 км, автодорога вместо зимника была построена лишь в 1965 году.
Через год после пуска первого гидроагрегата, в ноябре 1967-го, в сеть включен второй агрегат, а еще через год – третий и четвертый. Мощность ГЭС достигла 308 МВт. Первая очередь станции принята государственной комиссией в эксплуатацию в сентябре 1970 года. Затем стартовало строительство второй очереди ГЭС с четырьмя гидроагрегатами, первый включен в сеть в 1975 году, остальные три – в 1976 году. Строительство Вилюйской ГЭС мощностью 648 МВт завершено в 1978 году.
В связи с объединением в 2019 году изолированного Западного энергорайона Якутии с Единой энергосистемой России на Вилюйской ГЭС проведена реконструкция оборудования и систем управления.
Источник информации
Отрасли
Компании