Акционеры "Трансмашхолдинга" (ТМХ) с партнерами создают агрегатор по шерингу станков для российских производителей, рассказал "Ведомостям" на ПМЭФ-2022 гендиректор и совладелец компании Кирилл Липа. Для проекта создана компания "Станкоремсервис", которая специализируется на сервисе оборудования отечественных промпредприятий.
Структурам Искандара Махмудова, Андрея Бокарева, председателя совета директоров ТМХ Дмитрия Комиссарова и Липы принадлежит 79,4% ТМХ. Липа является контролирующим акционером. Еще 20% ТМХ у французского концерна Alstom.
"ТМХ совместно со "Станкоремсервисом" и пятью крупнейшими холдингами страны в самых разных отраслях промышленности предложили создать платформу, которая позволит совместно использовать имеющиеся промышленные установки и поддерживать их в работоспособном состоянии. А в недалеком будущем еще и снабжать их необходимыми расходными материалами и комплектующими", – рассказал Липа.
У ТМХ уже есть приложение "Смартфорс", которое позволяет разделять использование станков среди предприятий холдинга. Фрилансер, зарегистрированный в системе, по запросу выясняет возможности оборудования на конкретном предприятии, чтобы выпустить детали для завода в другом регионе. Заказчик размещает заявку и ждет отклика на проведение технического аудита оборудования на этом предприятии. После того как на заводе сделано техническое заключение с подтверждением, что данный станок способен изготовить необходимые детали, можно размещать заказ на производство.
По словам Липы, все привлекаемые специалисты аккредитованы и им даются соответствующие полномочия для выезда на площадку завода. Всего на платформе уже зарегистрировалось более 2500 физлиц. "По сути, это агрегатор станков – или биржа мощностей, о которой многие говорили и которую мы сделали", – пояснил топ-менеджер.
Особую актуальность вопрос шеринга оборудования приобрел в связи с отказом ряда зарубежных поставщиков работать с российскими компаниями после начала СВО на Украине, говорит Липа. "Отмечаются случаи, когда нам отказываются передавать изготовленные и оплаченные станки, которые физически находятся в России, разрывают контракты, возвращают авансы. Оборудование, видимо, сдадут в металлолом. Но есть и более адекватные компании. С ними мы работаем, налаживаем новые логистические цепочки, связи, ищем замены", – рассказал он.
В начале июня японо-германский производитель станков DMG Mori Seiki объявил о выходе из российского бизнеса и закрыл свой сборочный завод в Ульяновске ("Ведомости" писали об этом 9 июня). Решение объяснялось тем, что станки можно использовать для производства оружия. В 2021 г. DMG Mori реализовала в России продукцию на 80 млрд иен (35,4 млрд руб.), или около 2% от общего объема продаж.
По словам источника "Ведомостей" в европейской станкостроительной компании, текущее положение на российском рынке "крайне неоднозначное". Продажи нового оборудования приостановлены, компания в основном обслуживает клиентов, которые ранее приобрели оборудование, но из-за санкций есть сложности с поставкой импортных комплектующих, обрисовал он ситуацию.
Данные об актуальном состоянии станкоинструментальной отрасли России весьма противоречивы. Объем парка станков в машиностроении, по различным оценкам, варьируется от 900 000 до 1,5–2 млн шт. Доля станков старше 20 лет – около 50%, следует из отраслевого обзора НИУ ВШЭ за 2020 г.
Как сообщил "Ведомостям" представитель Минпромторга, в 2021 г. уровень локализации в среднем по отрасли составил порядка 51%. Объем производства станкоинструментальной продукции в 2021 г. составил 50,76 млрд руб. Это на 19% больше по сравнению с 2020 г. За I квартал 2022 г., по информации ведомства, объем производства вырос на 30% к январю – марту 2021 г.
По оценке независимого промышленного эксперта Леонида Хазанова, из-за санкций российское станкостроение столкнулось с нехваткой заказов со стороны машиностроения и металлообработки. "Существенно сократился ввоз станков и запчастей к ним из Европы, тогда как азиатские аналоги стали дороже примерно на 10–25%", – пояснил он.
Опрошенные "Ведомостями" эксперты считают, что создание шеринга станков улучшит ситуацию. Гендиректор "Infoline-аналитики" Михаил Бурмистров отметил, что загрузка оборудования в стране сейчас очень неравномерная и простаивающие мощности в ряде отраслей, например в автопроме, можно задействовать там, где наблюдается дефицит станков.
По мнению ведущего эксперта УК "Финам менеджмент" Дмитрия Баранова, актуальность платформы в нынешних реалиях обусловлена необходимостью быстро наладить производство деталей, ранее ввозившихся из-за рубежа. Но для оценки ее перспективности эксперт считает необходимым учесть ряд нюансов, связанных с квалификацией фрилансеров, гарантиями на работы от сторонних организаций и проч. Расходы на создание ПО для платформы и наем сотрудников он оценил в 15–20 млн руб.
Проект позволит сократить время простоя станочного парка по всей России, считает управляющий директор рейтинговой группы НРА Сергей Гришунин. По его мнению, идея напоминает возрождение советских МТС (машинно-тракторные станции), когда техника для сельхозработ управлялась централизованно и предоставлялась колхозам по запросу. Риском в данном случае может стать недостаточная защищенность системы от хакерских атак, которые могут привести к срыву производственных цепочек, отмечает эксперт.
Структурам Искандара Махмудова, Андрея Бокарева, председателя совета директоров ТМХ Дмитрия Комиссарова и Липы принадлежит 79,4% ТМХ. Липа является контролирующим акционером. Еще 20% ТМХ у французского концерна Alstom.
"ТМХ совместно со "Станкоремсервисом" и пятью крупнейшими холдингами страны в самых разных отраслях промышленности предложили создать платформу, которая позволит совместно использовать имеющиеся промышленные установки и поддерживать их в работоспособном состоянии. А в недалеком будущем еще и снабжать их необходимыми расходными материалами и комплектующими", – рассказал Липа.
У ТМХ уже есть приложение "Смартфорс", которое позволяет разделять использование станков среди предприятий холдинга. Фрилансер, зарегистрированный в системе, по запросу выясняет возможности оборудования на конкретном предприятии, чтобы выпустить детали для завода в другом регионе. Заказчик размещает заявку и ждет отклика на проведение технического аудита оборудования на этом предприятии. После того как на заводе сделано техническое заключение с подтверждением, что данный станок способен изготовить необходимые детали, можно размещать заказ на производство.
По словам Липы, все привлекаемые специалисты аккредитованы и им даются соответствующие полномочия для выезда на площадку завода. Всего на платформе уже зарегистрировалось более 2500 физлиц. "По сути, это агрегатор станков – или биржа мощностей, о которой многие говорили и которую мы сделали", – пояснил топ-менеджер.
Особую актуальность вопрос шеринга оборудования приобрел в связи с отказом ряда зарубежных поставщиков работать с российскими компаниями после начала СВО на Украине, говорит Липа. "Отмечаются случаи, когда нам отказываются передавать изготовленные и оплаченные станки, которые физически находятся в России, разрывают контракты, возвращают авансы. Оборудование, видимо, сдадут в металлолом. Но есть и более адекватные компании. С ними мы работаем, налаживаем новые логистические цепочки, связи, ищем замены", – рассказал он.
В начале июня японо-германский производитель станков DMG Mori Seiki объявил о выходе из российского бизнеса и закрыл свой сборочный завод в Ульяновске ("Ведомости" писали об этом 9 июня). Решение объяснялось тем, что станки можно использовать для производства оружия. В 2021 г. DMG Mori реализовала в России продукцию на 80 млрд иен (35,4 млрд руб.), или около 2% от общего объема продаж.
По словам источника "Ведомостей" в европейской станкостроительной компании, текущее положение на российском рынке "крайне неоднозначное". Продажи нового оборудования приостановлены, компания в основном обслуживает клиентов, которые ранее приобрели оборудование, но из-за санкций есть сложности с поставкой импортных комплектующих, обрисовал он ситуацию.
Данные об актуальном состоянии станкоинструментальной отрасли России весьма противоречивы. Объем парка станков в машиностроении, по различным оценкам, варьируется от 900 000 до 1,5–2 млн шт. Доля станков старше 20 лет – около 50%, следует из отраслевого обзора НИУ ВШЭ за 2020 г.
Как сообщил "Ведомостям" представитель Минпромторга, в 2021 г. уровень локализации в среднем по отрасли составил порядка 51%. Объем производства станкоинструментальной продукции в 2021 г. составил 50,76 млрд руб. Это на 19% больше по сравнению с 2020 г. За I квартал 2022 г., по информации ведомства, объем производства вырос на 30% к январю – марту 2021 г.
По оценке независимого промышленного эксперта Леонида Хазанова, из-за санкций российское станкостроение столкнулось с нехваткой заказов со стороны машиностроения и металлообработки. "Существенно сократился ввоз станков и запчастей к ним из Европы, тогда как азиатские аналоги стали дороже примерно на 10–25%", – пояснил он.
Опрошенные "Ведомостями" эксперты считают, что создание шеринга станков улучшит ситуацию. Гендиректор "Infoline-аналитики" Михаил Бурмистров отметил, что загрузка оборудования в стране сейчас очень неравномерная и простаивающие мощности в ряде отраслей, например в автопроме, можно задействовать там, где наблюдается дефицит станков.
По мнению ведущего эксперта УК "Финам менеджмент" Дмитрия Баранова, актуальность платформы в нынешних реалиях обусловлена необходимостью быстро наладить производство деталей, ранее ввозившихся из-за рубежа. Но для оценки ее перспективности эксперт считает необходимым учесть ряд нюансов, связанных с квалификацией фрилансеров, гарантиями на работы от сторонних организаций и проч. Расходы на создание ПО для платформы и наем сотрудников он оценил в 15–20 млн руб.
Проект позволит сократить время простоя станочного парка по всей России, считает управляющий директор рейтинговой группы НРА Сергей Гришунин. По его мнению, идея напоминает возрождение советских МТС (машинно-тракторные станции), когда техника для сельхозработ управлялась централизованно и предоставлялась колхозам по запросу. Риском в данном случае может стать недостаточная защищенность системы от хакерских атак, которые могут привести к срыву производственных цепочек, отмечает эксперт.
Источник информации
Отрасли
Компании