В конце ноября 2019 года в Москве прошел VII Международный инженерный форум. В работе форума приняли участие свыше 700 участников — руководители 164 компаний и организаций, 70 образовательных учреждений, а также представители 17 регионов страны, зарубежные гости из Китайской народной республики и Люксембурга. Тема форума в этом году — "Инженерное образование — эффективная инвестиция в технологический прорыв".
Ректор НГТУ НЭТИ Анатолий Батаев выступил на форуме с докладом о необходимости создания системы непрерывного инженерного образования в России. "В системе подготовки инженера есть три звена: школа, вуз и производство. Если хоть одно из этих звеньев выпадает — мы не получим грамотного инженера. Готовить инженера с нуля в университете уже практически поздно, нужно заразить его техническим творчеством, конструированием начиная со школы. Если из школы к нам в вуз придут студенты просто за дипломом, а не создавать новые машины, то никакого толку не будет, как бы хорошо мы их ни учили. Но даже если к нам пришел ребенок с горящими глазами, а на втором курсе понял, что ему потом некуда будет идти работать, то он уйдет от нас торговать в магазин. Поэтому принципиально важно, чтобы молодой инженер уже во время учебы начал решать реальные задачи, почувствовал практическую пользу от своих решений, понял, что он может менять мир к лучшему с помощью своих решений", — сказал ректор новосибирского технического вуза.
По словам А. Батаева, в последнее время школы стали уделять больше внимания современному инженерному образованию, а вот некоторые университеты отстают от школ в плане оснащения, без которого невозможно подготовить инженера. "Мы видим, что в большинстве хороших школ есть оборудование и созданы условия для творческого развития детей: есть кружки роботехники, 3D-принтеры, имеются станки с ЧПУ. Может быть, именно поэтому сейчас стало больше абитуриентов, сдавших по ЕГЭ физику, информатику, химию, а не только обществознание, как было 5—7 лет назад. Однако часто не происходит плавного перехода молодежи из школы в вуз. Потому что в школе человек собирал роботов и запускал коптеры, печатал на 3D-принтере детали спроектированного им изделия, а в вузе ему говорят: ты поучи сначала два года математику, а потом мы тебя пустим к исследовательскому или технологическому оборудованию. Конечно, у него опускаются руки. Вуз должен сразу подхватывать тот запал, который есть у школьника, но он не всегда может это сделать. Оснастить сразу все лаборатории современным оборудованием, причем не детским, как в школе, а профессиональным, не под силу почти ни одному университету", — говорит А. Батаев. По его словам, нужна единая государственная программа инженерного образования, которая бы синхронизировала школу, вуз и предприятие, а главное, помогла бы вооружить вуз современной техникой для инженерного образования.
Ректор НГТУ НЭТИ подчеркнул, что в новосибирском техническом вузе практически удалось выстроить цепочку непрерывного образования "школа—вуз—производство", но такой пример не является типичным: "У нас есть собственный инженерный лицей, где мы с первого класса готовим учащихся под свои задачи и направления, у нас есть студенческие конструкторские бюро, мы каждый год открываем новые специальности вместе с крупными индустриальными и научными партнерами, такими как Институт ядерной физики СО РАН, НАПО им. Чкалова, "Сибирский антрацит", "Россети".
В целом НГТУ НЭТИ сотрудничает в подготовке кадров более чем с 60 крупными предприятиями Новосибирской области, и это позволяет делать образование в университете современным и эффективным. "Нам, в отличие от многих других технических вузов, повезло: у нас традиционно крепкие связи с предприятиями. На большинстве технических факультетов студенты со второго-третьего курса готовятся к работе на конкретном предприятии. В подготовке студентов участвуют сотрудники ведущих промышленных предприятий Новосибирска и региона. Эти люди и ставят перед нами новые задачи, благодаря им мы знаем, что происходит на современном производстве, какие специалисты востребованы. Наши индустриальные партнеры ставят перед нами проблемы, которые мы должны помочь им решить. Многие из наших партнеров сегодня находятся на переднем крае в своей отрасли не только в России, но и в мире. Наши партнеры попросту не дают нам пропускать новые технологические вызовы — иначе они сами же останутся без квалифицированных сотрудников", — говорит ректор НГТУ НЭТИ.
По словам А. Батаева, для реализации нацпроектов в ближайшие годы нужно подготовить десятки тысяч качественных молодых ученых и инженеров. Как считает ректор НГТУ НЭТИ, это трудно будет сделать без единой государственной системы непрерывной подготовки инженеров.
Организаторами форума выступили Московская Конфедерация промышленников и предпринимателей (работодателей) (МКПП(р) при участии Правительства Москвы, Министерства науки и высшего образования РФ, Министерства промышленности и торговли РФ, Министерства труда и социальной защиты РФ.
Ректор НГТУ НЭТИ Анатолий Батаев выступил на форуме с докладом о необходимости создания системы непрерывного инженерного образования в России. "В системе подготовки инженера есть три звена: школа, вуз и производство. Если хоть одно из этих звеньев выпадает — мы не получим грамотного инженера. Готовить инженера с нуля в университете уже практически поздно, нужно заразить его техническим творчеством, конструированием начиная со школы. Если из школы к нам в вуз придут студенты просто за дипломом, а не создавать новые машины, то никакого толку не будет, как бы хорошо мы их ни учили. Но даже если к нам пришел ребенок с горящими глазами, а на втором курсе понял, что ему потом некуда будет идти работать, то он уйдет от нас торговать в магазин. Поэтому принципиально важно, чтобы молодой инженер уже во время учебы начал решать реальные задачи, почувствовал практическую пользу от своих решений, понял, что он может менять мир к лучшему с помощью своих решений", — сказал ректор новосибирского технического вуза.
По словам А. Батаева, в последнее время школы стали уделять больше внимания современному инженерному образованию, а вот некоторые университеты отстают от школ в плане оснащения, без которого невозможно подготовить инженера. "Мы видим, что в большинстве хороших школ есть оборудование и созданы условия для творческого развития детей: есть кружки роботехники, 3D-принтеры, имеются станки с ЧПУ. Может быть, именно поэтому сейчас стало больше абитуриентов, сдавших по ЕГЭ физику, информатику, химию, а не только обществознание, как было 5—7 лет назад. Однако часто не происходит плавного перехода молодежи из школы в вуз. Потому что в школе человек собирал роботов и запускал коптеры, печатал на 3D-принтере детали спроектированного им изделия, а в вузе ему говорят: ты поучи сначала два года математику, а потом мы тебя пустим к исследовательскому или технологическому оборудованию. Конечно, у него опускаются руки. Вуз должен сразу подхватывать тот запал, который есть у школьника, но он не всегда может это сделать. Оснастить сразу все лаборатории современным оборудованием, причем не детским, как в школе, а профессиональным, не под силу почти ни одному университету", — говорит А. Батаев. По его словам, нужна единая государственная программа инженерного образования, которая бы синхронизировала школу, вуз и предприятие, а главное, помогла бы вооружить вуз современной техникой для инженерного образования.
Ректор НГТУ НЭТИ подчеркнул, что в новосибирском техническом вузе практически удалось выстроить цепочку непрерывного образования "школа—вуз—производство", но такой пример не является типичным: "У нас есть собственный инженерный лицей, где мы с первого класса готовим учащихся под свои задачи и направления, у нас есть студенческие конструкторские бюро, мы каждый год открываем новые специальности вместе с крупными индустриальными и научными партнерами, такими как Институт ядерной физики СО РАН, НАПО им. Чкалова, "Сибирский антрацит", "Россети".
В целом НГТУ НЭТИ сотрудничает в подготовке кадров более чем с 60 крупными предприятиями Новосибирской области, и это позволяет делать образование в университете современным и эффективным. "Нам, в отличие от многих других технических вузов, повезло: у нас традиционно крепкие связи с предприятиями. На большинстве технических факультетов студенты со второго-третьего курса готовятся к работе на конкретном предприятии. В подготовке студентов участвуют сотрудники ведущих промышленных предприятий Новосибирска и региона. Эти люди и ставят перед нами новые задачи, благодаря им мы знаем, что происходит на современном производстве, какие специалисты востребованы. Наши индустриальные партнеры ставят перед нами проблемы, которые мы должны помочь им решить. Многие из наших партнеров сегодня находятся на переднем крае в своей отрасли не только в России, но и в мире. Наши партнеры попросту не дают нам пропускать новые технологические вызовы — иначе они сами же останутся без квалифицированных сотрудников", — говорит ректор НГТУ НЭТИ.
По словам А. Батаева, для реализации нацпроектов в ближайшие годы нужно подготовить десятки тысяч качественных молодых ученых и инженеров. Как считает ректор НГТУ НЭТИ, это трудно будет сделать без единой государственной системы непрерывной подготовки инженеров.
Организаторами форума выступили Московская Конфедерация промышленников и предпринимателей (работодателей) (МКПП(р) при участии Правительства Москвы, Министерства науки и высшего образования РФ, Министерства промышленности и торговли РФ, Министерства труда и социальной защиты РФ.
Источник информации
Пресс-служба НГТУ
Компании