Валентина Овчинникова: "Проектная подготовка кадров подтверждает свою эффективность"

Командная работа позволяет готовить квалифицированных сотрудников для предприятий.

Роль проектного обучения в подготовке квалифицированных кадров для предприятий с каждым годом будет только усиливаться. Причем это касается работы не только со школьниками и студентами, но и с уже действующими сотрудниками предприятий — через программы дополнительного образования.

С докладом по этой теме на заседании комитета Свердловского областного союза промышленников и предпринимателей по развитию профессионального образования и трудовым ресурсам выступила старший преподаватель кафедры металлорежущих станков и инструментов УрФУ Валентина Овчинникова.

"Мы живем в условиях глобализации рынков и гиперконкуренции, сверхсложных производственных задач, интенсивного развития информационно-коммуникационных технологий и размывания отраслевых границ, — отметила Валентина Овчинникова. — Кроме того, технологии меняются каждые полтора-два года, и в таких условиях традиционная линейная система подготовки не очень эффективна. Необходима модульная система, которая системно ведет к достижению нужного результата, причем в команде. Такая схема очень удобна для предприятий, поскольку позволяет усиливать компетенции уже действующих сотрудников и быстро получить экономический результат".

Уральский федеральный университет реализует программы проектного обучения для сотрудников предприятий с 2012 года. В частности, на Машиностроительном заводе имени М. И. Калинина обучение вначале проходило в рамках реализации президентской программы подготовки инженерных кадров военно-промышленной отрасли. Идеология такова: совместить лекционный материал с реальной проектной деятельностью, чтобы научить сотрудников системному подходу в своей работе. В программах дополнительного образования длительностью от 4 до 6 месяцев принимали участие сотрудники завода из разных подразделений. Все эти задачи согласовывались с руководством предприятия. Это были как конструкторские проекты, так и проекты в сфере бережливого производства.

"Формирование сотрудниками предприятий навыков применения теоретических знаний позволяет на рабочем месте улучшать показатели, формировать культуру непрерывных улучшений, повышать показатели эффективности и определять потенциальный кадровый резерв, то есть выявлять тех людей, которые будут развивать предприятие в будущем", — поясняет Валентина Овчинникова.

По ее словам, всего за время сотрудничества с предприятиями при внедрении программ проектного обучения в реализацию ушло порядка 12 проектов по выводу новых продуктов. Затем, увидев положительный результат при работе с сотрудниками, руководство предприятий охотно пошло и на проведение совместных мероприятий для подготовки кадров нового поколения, которые еще обучаются в вузе. Помимо Завода имени Калинина, подобный подход был транслирован на большом количестве других предприятий — НПО Автоматики, Уралмаше, Уралтрансмаше, Газпроме, Уральском оптико-механическом заводе и других.

"Вскоре мы стали многим предприятиям предлагать формат хакатона с целью диверсификации продукции — нужно было находить новые продукты, — рассказывает Валентина Овчинникова. — В 2018 году мы организовали два хакатона, которые приглашали как студентов, так и сотрудников предприятий. Особый формат хакатона позволяет объединить участников различных профессий, с различными уровнями знаний и навыков, дать им возможность познакомиться с новой предметной областью под руководством специалистов-практиков, систематизировать и оценить имеющиеся знания".

Опыт проведения хакатонов, в том числе на базе Уральского федерального университета, подтвердил, что такая форма обучения с привлечением представителей предприятий имеет массу преимуществ.

"Современному инженеру нужно понимать не только подход к инженерной деятельности, но и экономическую составляющую, процедуры внедрения проекта. Именно хакатоны способствуют повышению уровня использования передовых разработок и решений в сфере перспективных технологий, а также развивают перспективные идеи и инициативы, связанные с выводом на рынок новых продуктов и услуг. Кроме того, формат хакатона позволяет проводить отбор наилучших решений из множества сценариев. Считаю, что приведенный опыт внедрения проектного обучения является крайне удачным примером взаимодействия вузов с предприятиями в вопросе подготовки и переподготовки кадров", — заявила Валентина Овчинникова.

Напомним, заседание комитета СОССПП по развитию профессионального образования и трудовым ресурсам на тему "Лучшие практики предприятий в создании системы внедрения результатов проектного обучения в производство" прошло в Техническом университете УГМК.

Источник информации
Пресс-служба УрФУ
Компании
Опубликовано 02.04.2019