Центральный институт авиационного моторостроения им. П.И. Баранова на расширенном научно-техническом совете отделения "Авиационные двигатели" представил итоги 6-го заключительного этапа научно-исследовательской работы "Концепт 2030", направленной на создания НТЗ для перспективных конкурентоспособных двигателей и силовых установок 6-го поколения самолетов гражданской авиации.
Данная работа выполняется в рамках государственного контракта с Минпромторгом России. Задачей ЦИАМ по программе "Концепт 2030" является создание научно-технического задела и определение концепций двигателей и силовых установок следующих типов:
- турбореактивных двухконтурных двигателей с высокими параметрами рабочего процесса;
- турбовинто-вентиляторных двигателей ("открытый ротор");
- двигателей сложных термодинамических циклов;
- распределенных силовых установок;
- гибридных ГТД с дополнительным приводом вала вентилятора от электромотора;
- двигателей для сверхзвукового делового и пассажирского самолета.
Программа "Концепт 2030" предусматривает также отработку критических технологий (3–4-й уровень технологической готовности), необходимых для создания элементов, узлов и систем перспективных двигателей. В рамках исследований разрабатываются требования к новым материалам и электрическим агрегатам, требования к показателям и эксплуатационным свойствам альтернативных синтетических топлив. Также в рамках данной работы ведется разработка концепции и ключевых технологий бортовых экологичных энергетических установок на основе электрохимических генераторов электрической энергии (топливных элементов).
Научно-исследовательская работа предусматривает расчетно-экспериментальные исследования и разработку технологий создания узлов перспективных двигателей: вентиляторов, компрессоров низкого давления, малоразмерных компрессоров высокого давления, переходных каналов, высоконагруженных высокотемпературных турбин, теплообменников, трансмиссий и других узлов и деталей, на основе новых, в том числе композиционных материалов.
На данном этапе работы даны рекомендации по определению облика и конструктивно-схемных решений перспективных двигателей и силовых установок 6-го поколения (ТРДД с повышенными параметрами рабочего процесса, ТВВД – "открытый ротор", ТРДД со сложными термодинамическими циклами, гибридные двигатели и распределенные силовые установки, силовые установки для легкого СДС и силовые установки для СПС) для региональных, ближне-средних магистральных и дальнемагистральных самолетов гражданской авиации 2025-2030 г.г. на основе комплексной оценки эффективности силовых установок в системе летательных аппаратов.
"В программе "Концепт 2030" задействованы фактически все подразделения института, - отметил генеральный директор ЦИАМ Владимир Бабкин. – Для обеспечения конкурентоспособности гражданского авиадвигателестроения нам необходимо уже сейчас думать о том, что и как будет производиться в 2030-е годы, создавая НТЗ по авиационным двигателям и силовым установкам 6-го поколения. ЦИАМ проводит исследования по формированию облика двигателей 2025… 2030 гг. и технологиям прорывного характера, которые должны обеспечить достижение амбициозных целей, аналогичных поставленным NASA и ACARE для летательных аппаратов следующего поколения с кардинально улучшенными летно-техническими характеристиками и значительным снижением уровня шума и эмиссии. Вклад двигателя в улучшение этих характеристик летательных аппаратов - определяющий".
Данная работа выполняется в рамках государственного контракта с Минпромторгом России. Задачей ЦИАМ по программе "Концепт 2030" является создание научно-технического задела и определение концепций двигателей и силовых установок следующих типов:
- турбореактивных двухконтурных двигателей с высокими параметрами рабочего процесса;
- турбовинто-вентиляторных двигателей ("открытый ротор");
- двигателей сложных термодинамических циклов;
- распределенных силовых установок;
- гибридных ГТД с дополнительным приводом вала вентилятора от электромотора;
- двигателей для сверхзвукового делового и пассажирского самолета.
Программа "Концепт 2030" предусматривает также отработку критических технологий (3–4-й уровень технологической готовности), необходимых для создания элементов, узлов и систем перспективных двигателей. В рамках исследований разрабатываются требования к новым материалам и электрическим агрегатам, требования к показателям и эксплуатационным свойствам альтернативных синтетических топлив. Также в рамках данной работы ведется разработка концепции и ключевых технологий бортовых экологичных энергетических установок на основе электрохимических генераторов электрической энергии (топливных элементов).
Научно-исследовательская работа предусматривает расчетно-экспериментальные исследования и разработку технологий создания узлов перспективных двигателей: вентиляторов, компрессоров низкого давления, малоразмерных компрессоров высокого давления, переходных каналов, высоконагруженных высокотемпературных турбин, теплообменников, трансмиссий и других узлов и деталей, на основе новых, в том числе композиционных материалов.
На данном этапе работы даны рекомендации по определению облика и конструктивно-схемных решений перспективных двигателей и силовых установок 6-го поколения (ТРДД с повышенными параметрами рабочего процесса, ТВВД – "открытый ротор", ТРДД со сложными термодинамическими циклами, гибридные двигатели и распределенные силовые установки, силовые установки для легкого СДС и силовые установки для СПС) для региональных, ближне-средних магистральных и дальнемагистральных самолетов гражданской авиации 2025-2030 г.г. на основе комплексной оценки эффективности силовых установок в системе летательных аппаратов.
"В программе "Концепт 2030" задействованы фактически все подразделения института, - отметил генеральный директор ЦИАМ Владимир Бабкин. – Для обеспечения конкурентоспособности гражданского авиадвигателестроения нам необходимо уже сейчас думать о том, что и как будет производиться в 2030-е годы, создавая НТЗ по авиационным двигателям и силовым установкам 6-го поколения. ЦИАМ проводит исследования по формированию облика двигателей 2025… 2030 гг. и технологиям прорывного характера, которые должны обеспечить достижение амбициозных целей, аналогичных поставленным NASA и ACARE для летательных аппаратов следующего поколения с кардинально улучшенными летно-техническими характеристиками и значительным снижением уровня шума и эмиссии. Вклад двигателя в улучшение этих характеристик летательных аппаратов - определяющий".
Источник информации
Пресс-служба ФГУП "ЦИАМ имени П.И. Баранова"
Отрасли
Компании