Президент ОАО "АВТОВАЗ" Бу Андерссон провел серию встреч в Казахстане

Опубликовано 03.06.2014
Источник информации
Азия Авто 26-28 мая Казахстан с рабочей поездкой посетил президент ОАО "АВТОВАЗ" Бу Андерссон. В рамках визита состоялась серия встреч с Премьер-министром РК Каримом Масимовым, Акимом Восточно-Казахстанской области Бердыбеком Сапарбаевым и представителями руководства холдинга "БИПЭК АВТО". Предметом переговоров стал ход реализации проекта по созданию автомобильного производства полного цикла в г.Усть-Каменогорске.

Глава АВТОВАЗа г-н Бу Инге Андерссон, вступивший в должность руководителя российского автогиганта в январе 2014 года, совершил первую поездку в Казахстан. В ходе визита президент АВТОВАЗа ознакомился с работой автосборочного завода АО "АЗИЯ АВТО" и оценил ход реализации проекта по созданию производства полного цикла в г.Усть-Каменогорске.

Перспективы строящегося предприятия и условия развития отрасли г-н Андерссон обсудил с Премьер-министром РК Каримом Масимовым, Акимом Восточно-Казахстанской области Бердыбеком Сапарбаевым и Председателем совета директоров группы компаний "БИПЭК АВТО" Анатолием Балушкиным.

Напомним, 10 ноября 2013 г. в г.Усть-Каменогорске состоялся официальный запуск строительства мощностей по сварке, окраске кузова, выпуску автомобилей и комплектующих в объеме 120 тысяч единиц в год. Технологическим партнером проекта выступает ОАО "АВТОВАЗ".

Объем инвестиций в создание базовых мощностей оценивается в сумму $500 млн. Еще порядка $630 млн. потребует развитие технопарка по выпуску автокомпонентов.

Запуск первой очереди производства мощностью 60 тыс. автомобилей намечен на 2017 год. По оценкам партнеров, объем выпуска в первые семь лет работы предприятия составит 500 тысяч автомобилей, что обеспечит прирост республиканского ВВП на уровне $6 млрд.

Выход будущих мощностей на проектную мощность потребует создания 4 тысяч новых рабочих мест на базовом производстве и 8 тысяч рабочих мест на мощностях технопарка по выпуску автокомпонентов.

В ходе состоявшихся переговоров г-н Андерссон дал высокую оценку качеству реализации проекта, но в то же время сфокусировал внимание казахстанских партнеров на значительных рисках, связанных с неопределенностью государственной политики в отношении автопрома:

-Это был полноценный диалог. В 2013 году мы взяли на себя обязательства по развитию производства. Но я достаточно честно сказал премьер-министру Кариму Масимову: требуется принять решение, нужна Казахстану автомобильная промышленность или нет? Мы заинтересованы производить автомобили здесь. Но для того, чтобы вернуть инвестиции и достичь точки безубыточности, нам необходима надежная поддержка правительства на ближайшие 5-10 лет.

Я был приятно удивлен, посетив действующий конвейер "АЗИЯ АВТО". На постсоветском пространстве всего несколько производств такого уровня. В структуре АВТОВАЗа сейчас действуют два завода в Тольятти имощности в Ижевске. Они, с одной стороны, обеспечивают здоровую конкуренцию. А с другой, оказывают друг другу поддержку. Рассчитываю, что в скором будущем к ним присоединится новое производство, которое создается в Усть-Каменогорске. Я впечатлен уже тем, как организована работа на строительной площадке.

Председатель совета директоров группы компаний "БИПЭК АВТО" Анатолий Балушкин также высказал уверенность в перспективах проекта, отметив при этом внешние факторы, препятствующие его реализации:

-Наше партнерство с АВТОВАЗом более чем успешно. Только за два прошедших года продажи Lada в Казахстане выросли в 4 раза. На марку приходится треть казахстанского рынка. К тому же, говоря "АВТОВАЗ", мы подразумеваем "Renault-Nissan". В сумме линейка наших партнеров охватывает 45% рынка Казахстана и 30% рынка России. Это точка отсчета проектной мощности производства, которое мы строим. В двухтысячных от продаж и обслуживания мы сделали шаг к сборке. Сегодня от сборки мы переходим к сварке, окраске, локализации компонентов. В проект уже инвестировано $30млн. Благодаря поддержке акима области, решен вопрос с выделением земли. Строительные работы на площадке ведутся сейчас в две смены. Но чтобы продолжить, нам требуется инженерная инфраструктура.Без участия государства проложить электросети, водоснабжение, дороги невозможно – речь о территории в 523 гектара. Сегодня для нас это наиболее острый вопрос. Но есть и общеотраслевые проблемы. Они еще более существенны. Когда мы запускали проект, рынок России для казахстанского автопрома был открыт. Мы договорились с партнерами о ежегодных поставках 70 тысяч единиц нашей продукции в Сибирь и на Дальний Восток. 1 января этого года на пути отечественного экспорта на российский рынок возник барьер в виде утилизационного сбора. И выход здесь пока не найден. Казахстан может уже в нынешнем году вступить в ВТО. Будет ли тарифная политика страны после присоединения совместима с развитием автопроизводства? Ответа пока нет. Нет ясности и в том, что касается системы утилизации автомобилей. Все перечисленные вопросы относятся к сфере компетенции правительства. Очень надеемся, что в ближайшем будущем решения по ним будут приняты.

В качестве рынков сбыта продукции будущего предприятия определены Казахстан, Сибирский и Дальневосточный федеральный округи России, страны Средней Азии и Закавказья.

Как сообщалось ранее, проект является частью госпрограммы форсированного индустриально-инновационного развития РК и получил одобрение Глав государств Казахстана и России.