В Сколтехе прошел семинар по композитам

Сколтех Композиционные материалы и сферы их применения в экономике были в центре внимания трехдневной научной конференции, которая прошла в Сколковском институте науки и технологий на этой неделе, сообщается на сайте учебного заведения.

Основными организаторами конференции выступили Сколтех и Министерство промышленности и торговли России. В работе конференции принимали участие представители образовательных и научно-исследовательских институтов, промышленности, государства. Сколтех на конференции представлял Алексей Пономарев, вице-президент Сколковского института науки и технологий по государственным программам и кооперации с промышленностью.

23 января в рамках конференции прошло заседание в форме семинара Рабочей группы при Межведомственном Совете по разработке, производству и применению композиционных материалов. Сам Совет был создан Минпромторгом РФ в августе прошлого года. Тогда же он провел свое первое заседание. А заседание второго (21 января с.г.) Межведомственного Совета по полимерным композиционным материалам (ПКМ) исследовало вопросы внедрения композиционных материалов в гражданской авиации.

Семинар "Формирование перспективной структуры организации инжиниринга в интересах композитной отрасли" в Сколтехе открыл замминистра промышленности и торговли РФ Глеб Никитин.

Круг участников дискуссии: от академии – до производителей и потребителей

В работе семинара приняли участие руководители практически всех ключевых игроков этого рынка в России, в том числе разработчиков и производителей, среди которых ХК "Композит", УК "Рускомпозит", "Росатом", "РТ-Химкомпозит" и Центр Стратегических разработок "Северо-Запад", "Союз производителей композитов" и другие.

На семинаре была широко представлена академическая среда, в том числе ученые из профильных университетов и НИИ, среди которых НПО "Сатурн", "Институт новых углеродных материалов и технологий" ("ИНУМиТ"), МГУ. Довольно представительно выглядит и список иностранных ученых, участвовавших в обсуждении инфраструктуры инжиниринга для ПКМ. Среди них - профессора "Делфтского технического университета" (Нидерланды), Университета Дайтоны (США), Берлинского технического университета (Германия), а также ведущие инженерные эксперты Федерального управления гражданской авиации США.

Среди основных индустриальных заказчиков композитных материалов превалировали предприятия авиационной отрасли, среди них "Центральный аэрогидродинамический институт им. Жуковского" (ЦАГИ), "Всероссийский научно-исследовательский институт авиационных материалов" (ВИАМ), "Объединенная двигателестроительная корпорация", "Вертолеты России".

Первый зам. генерального директора ХК "Композит", которая создает в Сколково свой исследовательский центр, Владимир Хлебников так прокомментировал круг проблем, обсуждавшийся на Семинар по инжинирингу Сколтеха: "Есть разные взгляды на организацию инжиниринговых центров, - сказал он. - "Ростехнологии", например, ратуют за корпоративный инжиниринговый центр, который, конечно, в их случае оправдан, учитывая, что эта корпорация объединяет более 400 предприятий. ХК "Композит" вместе с "Роснано" создает открытый инжиниринговый центр, где любые участники рынка могут за минимальную плату воспользоваться оборудованием, прежде всего для производства углестеклопластика", - сказал он.

"Важно отметить, что инжиниринговые центры должны стать не только центрами производства, но и компетенций", - считает первый вице-президент ХК "Композит". По словам Владимира Хлебникова, в стране сейчас крайне необходимо создать мостик между производителем материалов, таким как ОАО ХК "Композит", и конечным потребителем изделий из углепластика.

"А для этого необходима прослойка малых и средних инжиниринговых компаний, (в Германии их, например, около 200), которые и осуществляют трансфер лучших производственных технологий. Именно такие небольшие компании, числом до нескольких десятков человек, могут, например, делать композитные комплектующие для автомобильных гигантов", - сказал Хлебников.

Гендиректор "ВИАМ" академик Николай Каблов, согласно сообщениям отраслевого портала Aviaport, на семинаре рассказывал о задачах по композитам, которые ставит перед ним Военно-промышленная комиссия при Правительстве РФ в рамках "Стратегии развития ПКМ в период до 2030 года". Важнейшими в ней являются вопросы создания ПКМ нового поколения, а также развития территориальных кластеров в регионах, где есть инфраструктура для производства композитов.

Уместно в этой связи напомнить, что стратегия развития ПКМ в оборонной и гражданской отраслях является важнейшим приоритетом для Президента и Правительства России, являясь одним ключевых для Комиссии по модернизации и инновационному развитию России.
Компании
Опубликовано 29.01.2013