За последние 5 лет экономический эффект от использования рационализаторских предложений сотрудников ОАО "РЖД" составил 3 млрд рублей

rzhd Современный мир отличает от предыдущих исторических периодов скорость изменения продуктов, услуг, средств производства. Проблема инноваций становится приоритетной для успешного ведения бизнеса. Неотъемлемой составляющей частью инновационного развития холдинга "Российские железные дороги" является изобретательская и рационализаторская деятельность.

ОАО "Российские железные дороги" и его филиалы – одна из немногих структур в стране, сохранивших систему поддержания изобретательской и рационализаторской деятельности. Железнодорожный транспорт всегда отличался массовым участием рабочих и инженеров в техническом творчестве, хорошей организацией рационализаторской деятельности. Сегодня свыше 30 тыс. работников компании активно вовлечены в процесс технического творчества. Ежегодно работниками холдинга подается около 40 тыс. рационализаторских предложений, из них около 35 тыс. находит свое применение в хозяйствах и на предприятиях ОАО "РЖД". Только за последние 5 лет экономический эффект от использования рационализаторских предложений составил 3 млрд рублей.

Рационализация как непрерывный процесс является сегодня важным инструментом программы постоянного совершенствования. Повышать эффективность и конкурентоспособность оборудования и технологий, улучшать условия труда было бы невозможно без нестандартных решений и идей, которые предлагают работники нашей компании.

Лучшие рационализаторские предложения и изобретения внедряются на предприятиях отрасли. Кроме того, их авторы становятся участниками ежегодного смотра-конкурса "Идея ОАО "РЖД", который проходит в компании с 2007 года. Основные критерии, по которым оцениваются заявленные на конкурс предложения, - это экономический эффект от внедрения рационализаторского предложения, технический уровень, новизна, и оригинальность технического решения, а также перспектива внедрения в ОАО "РЖД". Итоги конкурса подводятся в рамках научно-практических конференций с участием президента ОАО "РЖД" Владимира Якунина, вице-президентов и руководителей подразделений компании, представителей Роспрофжела, Всероссийского общества изобретателей и рационализаторов, железных дорог стран СНГ.

Ежегодные научно-практические конференции стали успешными площадками по обмену опытом в организации изобретательской и рационализаторской работы на предприятиях, достижениями и трудностями в этом важном деле. Изобретатели и рационализаторы предприятий ОАО "РЖД" награждаются почетными грамотами Роспатента и Республиканского ВОИР за большой вклад в организацию технического творчества.

Кроме этого, участникам конференций предоставляется возможность знакомиться с новыми образцами железнодорожной техники и технических решений в сфере совершенствования работы пассажирского и грузового комплекса компании, технологии ремонта и технического обслуживания подвижного состава, содержания хозяйства пути. Так, в 2008 году был представлен магистральный газотурбовоз ГТ-1, пассажирский электровоз ЭП1М, магистральный грузовой тепловоз 2ТЭ25А, грузовой вагон с нагрузкой на ось 27 тонн и электропоезд ЭР-2 с улучшенным дизайном салона и ресурсосберегающими светодиодными модулями освещения. В 2009 году участники конференции не только имели возможность впервые увидеть поезд "Сапсан", но и задать вопросы его главному конструктору Андреасу Липу.

Стремительный рост нематериальных активов компании свидетельствует об инновационных возможностях и инвестиционной привлекательности холдинга. В связи с этим остро встает вопрос максимально эффективного использования интеллектуальной собственности, принадлежащей ОАО "РЖД". Патентная стратегия ОАО "РЖД" до 2030 года как основа инновационного развития компании стала центральной темой научно-практической конференции 2010 года. Участники конференции отметили важность и перспективность развития механизмов управления интеллектуальной собственностью и ее коммерческой составляющей, наметили приоритетные задачи по улучшению правовой охраны результатов интеллектуальной деятельности, их использования в инновационном процессе. Большой интерес к мероприятию вызвала и прошедшая в его рамках первая презентация скоростного электропоезда "Аллегро".

Делегаты научно-практической конференции "Эффективность технической науки – основа коммерциализации интеллектуальных прав" в 2011 году ознакомились с уникальным передвижным выставочно-лекционным комплексом (ПВЛК). Ведущие российские и зарубежные компании представляют в нем свои инновационные проекты. Каждый из 8 выставочных вагонов посвящен какому-либо инновационному проекту или компании, представляющей свои проекты. Маршрут передвижного выставочно-лекционного комплекса прошел по территории 15 железных дорог России – за 2 месяца на пути от Москвы до Советской Гавани и обратно он сделал 45 остановок.

Один из главных инновационных ресурсов компании - это человеческий ресурс. Именно поэтому большое внимание в ОАО "РЖД" уделяется детскому техническому творчеству и железнодорожному моделизму. Хорошей традицией стало награждение дипломами лауреатов выставки детского технического творчества коллективов детских железных дорог. Специальные дипломы смотра-конкурса "Идея ОАО "РЖД" предусмотрены и для лучших студентов и учащихся техникумов железнодорожного транспорта и отраслевых вузов. Высокими наградами были отмечены работники компании, внесшие значительный вклад в реализацию проекта скоростного сообщения на линии Москва – Нижний Новгород и ввод в коммерческую эксплуатацию электропоездов "Сапсан".

Успешное развитие крупнейшей отрасли страны невозможно без использования новейших достижений науки и техники. Одним из безусловных приоритетов ОАО "РЖД" является формирование эффективной инновационной среды, поддержка перспективных исследований, ведущих научных школ и талантливой молодежи. Для этого в компании созданы все условия. ОАО "РЖД" – единственная российская компания, которая соответствует мировому уровню по объемам вложений в научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы. Создан Объединенный ученый совет ОАО "РЖД", в состав которого вошли ведущие отраслевые ученые, представители "смежных" отраслей науки, в том числе академической. Продолжается плодотворное сотрудничество с Российской академией наук. В октябре 2010 года было подписано новое соглашение между РАН и ОАО "РЖД". Совместно с Российской академией наук была разработана Стратегия инновационного развития компании до 2015 года, заложенной в так называемой "Белой книге ОАО "РЖД". Реализуется комплексная программа "Молодежь ОАО "РЖД", в рамках которой действует отлаженный механизм управления и стимулирования научно-технического творчества молодежи.

Наряду с решением текущих научно-технических задач компания организует исследования по новым направлениям, которые связаны с использованием альтернативных энергоносителей, разработкой новых материалов. Российские железные дороги поэтапно реализуют комплексную программу перехода к "интеллектуальному" железнодорожному транспорту, использующему компьютерные системы, спутниковые технологии управления и сквозные логистические технологии перевозки грузов.

За последние 5 лет количество ежегодно получаемых компанией охранных документов увеличилось с 34 в 2007 году до 291 - в 2011 году. В настоящее время портфель интеллектуальной собственности насчитывает 1650 действующих охранных документов. Стоимость нематериальных активов компании на конец 2011 года составила 7,04 млрд рублей.

Очень важно, что компания патентует свои разработки не только в России, Украине и Казахстане, но и в странах дальнего зарубежья. Это страны Европы, США, Китай, Южная Корея и другие. В настоящее время в активе компании 32 зарубежных патента, из них 6 международных, предоставляющих охрану не в отдельной стране, а в целой группе стран. В основном, это технические решения, защищающие совместные разработки с "СИМЕНС" по "Сапсану", а теперь уже и по "Ласточке". Ряд патентов получен на газотурбовоз ГТ1.

Для сравнения, DB – немецкие железные дороги - с 1997 года подали 55 заявок на выдачу патентов, SNCF – французские железные дороги - с 1939 года 497 заявок, АО Польские железные дороги с 1978 года подали 101 заявку.
Компании
Опубликовано 31.07.2012