"АвтоВАЗ" отказался от предложения General Motors выкупить завод двигателей в Германии, новые двигатели для себя российский гигант будет разрабатывать самостоятельно. Эксперты считают, что другого выхода у "АвтоВАЗа" нет, ведь привлечь около $400 млн. на приобретение немецкого завода "АвтоВАЗу" было бы крайне тяжело.
В 2004 г. "АвтоВАЗ" выпустил 717 985 автомобилей. Выручка по МСФО за 2004 г. – 160,5 млрд. руб., чистая прибыль – 4,57 млрд. руб. General Motors – крупнейший мировой автопроизводитель. В 2004 г. реализовал 9,1 млн. машин, получил $193 млрд. выручки и $3,7 млрд. чистой прибыли. СП "GM-АвтоВАЗ" создано летом 2001 г. С 2003 г. выпускает Chevrolet Niva, в 2005 г. начат серийный выпуск Chevrolet Viva на базе Opel Astra.
Проект СП GM и "АвтоВАЗа" по строительству завода двигателей и трансмиссий обсуждался около полутора лет. Бизнес-план был представлен в июле 2005 г. Предполагалось, что мощность завода составит 300 000-350 000 двигателей в год, а объем инвестиций в проект — $400-500 млн. Планировалось, что не менее 70% акций СП достанется "АвтоВАЗу". Он должен был купить и внести в СП оборудование индийского завода по производству коробок передач обанкротившейся Daewoo Motor и оплатить часть оборудования завода по производству двигателей Opel из немецкого города Бохума, принадлежащего GM.
Американцы участвовали бы в СП оставшейся частью немецкого завода, они же обещали привлечь в проект ЕБРР. Но менеджменту "АвтоВАЗа" это предложение не понравилось: себестоимость производства двигателей по бизнес-плану выходила слишком высокой.
Партнеры пытались решить эту проблему, и недавно GM, по признанию своего управляющего директора по России и странам СНГ Уоррена Брауна, сделала партнеру свое "последнее и лучшее" предложение. По словам источников, близких к "АвтоВАЗу", оно заключалось в передаче двигательного завода в собственность "АвтоВАЗа". Все оборудование завода в Бохуме "АвтоВАЗу" было предложено выкупить за деньги, а GM предоставила бы технологии, лицензии и помощь в привлечении финансирования проекта.
Но 27 октября совет директоров "АвтоВАЗа" отклонил предложение GM, говорится в пресс-релизе завода. "Вместо совместного проекта GM предлагает нам сделку по выкупу активов, нас это не устраивает", — поясняет источник, близкий к "АвтоВАЗу". Другой источник, близкий к руководству "АвтоВАЗа", уверяет, что отказ был предсказуем - использование двигателей по технологии GM увеличивало бы стоимость вазовских машин почти на $1000, а самостоятельно инвестировать в проект заводу было бы тяжело.
Теперь "АвтоВАЗ" займется модернизацией существующего производства двигателей объемом 1,5 л и 1,6 л, говорит представитель "АвтоВАЗа". По его словам, в 2009 г. завод планирует начать производство автомобиля на новой платформе, для него завод сам разработает двигатели объемом 1,4 л и 1,6 л для переднеприводных автомобилей.
Евгений Богданов, руководитель направления машиностроения и транспорта по России и СНГ компании A. T. Kearney, считает, что и у GM были веские причины отказаться от СП. За первое полугодие 2005 г. чистый убыток GM в США составил $2,5 млрд., а в октябре объявил о банкротстве один из крупнейших поставщиков концерна — Delphi, которому GM задолжала $11 млрд. Продажи машин автоконцерна пока также не увеличиваются. Вкладываться в новое СП в России в таких обстоятельствах было бы рискованно, замечает Кирилл Чуйко из "УралСиба". А вот "АвтоВАЗ", по его мнению, поступил правильно. На конец 2004 г. у "АвтоВАЗа" было $598 млн. чистого долга, при таком непростом финансовом положении заводу было бы сложно обеспечить привлечение $400-500 млн. инвестиций для нового проекта, говорит Чуйко.
Уоррен Браун, управляющий директор General Motors по России и странам СНГ, передал через пресс-службу, что GM "с уважением относится к решению совета директоров "АвтоВАЗа" и будет искать другого потенциального покупателя на завод в Бохуме".