Глава ОСК рассказал о роли композитов в судостроении

На форуме «Композиты без границ» генеральный директор Объединенной судостроительной корпорации Алексей Рахманов рассказал об использовании композитных материалов на предприятиях ОСК

Генеральный директор ОСК Алексей Рахманов рассказал на Заседании Комитета по транспортному машиностроению Союза машиностроителей России об использовании композитных материалов на предприятиях корпорации и подробно остановился на проблемах, тормозящих развитие этого направления в судостроении.

По словам Алексея Рахманова, в нашей стране многое было сделано в направлении использования композитных материалов начиная со стеклопластиковых решений еще во времена Советского Союза. Наибольших успехов в использовании композитов добился Средне-Невский судостроительный завод. «Сегодня на СНСЗ мы вышли на производство двух композитных тральщиков в год – это большое достижение,» - подчеркнул глава ОСК.

Композиты применяются и при строительстве гражданских судов, получающих за счет их применения высокие технические характеристики. Конструкция из композитов позволяет очень многие вещи делать за один заход, быстрее и эффективнее. Так, композитное судно «Грифон», которое работает на линии Сочи-Новороссийск, может ходить на скорости до 30 узлов и успешно выдерживает волнение до 4 баллов.

Глава ОСК остановился на использовании композитов в новых для корпорации заказах – на маломерные суда и на спасательные шлюпки. В настоящее время корпорация выполняет контракт с МЧС в сегменте маломерных судов, по которому она поставит ГИМС 52 катера размером от 6 до 11 метров. Также ОСК выиграла конкурс по разработке ПКД для производства спасательных шлюпок, и со следующего года, по словам Алексея Рахманова, все спасательные шлюпки, которыми будут пользоваться предприятия ОСК, станут производиться в периметре корпорации с использованием композитных материалов.

Алексей Рахманов проанализировал причины, ограничивающие применение композитов в судостроении, такие как горючесть и вопрос цены: «Проблема, с которой нам нужно бороться, и ее мы ощутили в полной мере при подготовке корпуса «Пионера-М» - это цена в преломлении традиционного проектирования. Итог: многослойный композитный корпус стал дороже стального в три раза». Глава ОСК считает, что учет использования композитных материалов при разработке тяжелого судостроительного САПРа может способствовать оптимизации расчетов проектантов и в итоге привести к снижению цены.

Еще одним фактором ограничения использования композитов в судостроении является то, что серийное производство некоторых ингредиентов композитных материалов в России в полном объеме не освоено. По мнению Алексея Рахманова, «оспаривать необходимость и неизбежность технологического прогресса невозможно, но при этом для развития композитных материалов нам надо поработать над массовым производством (а оно безусловно связано с объемом потребления) этих ингредиентов».

Заседание Комитета по транспортному машиностроению Союза машиностроителей России по теме «Роль композитных материалов в транспортном машиностроении» прошло в столичном Экспоцентре в рамках форума «Композиты без границ».

Источник информации
Отрасли
Компании
Опубликовано 31.03.2023