Неисправность: как не запустить проблему

John Deere Выход техники из строя – нежелательное явление по умолчанию, поэтому каждый владелец заинтересован в том, чтобы она служила как можно дольше. Глобальный рост себестоимости производства, перебои с логистикой и высокий спрос на комплектующие привел к тому, что приобретать новую технику становится сложнее, в том числе и по финансовым соображениям, поэтому вопрос ухода и технического обслуживания теперь обретает еще большую актуальность. О неисправностях и мерах по их предотвращению рассказывает Антон Веремчук, менеджер по продукту в категории землеройной техники John Deere.

Что такое неисправность?

Прежде всего нужно четко сформулировать, что мы понимаем под неисправностью. Одно из основных понятий в теории надежности – это так называемое исправное состояние, то есть такое состояние объекта, при котором он соответствует всем требованиям, установленным нормативно-технической документацией (НТД). Неисправность – это противоположное состояние, когда объект не соответствует хотя бы одному из требований НТД. Одновременно стоит выделить такое понятие, как работоспособность, то есть состояние объекта, при котором он способен выполнять заданные функции, не отклоняясь в значительной степени от основных параметров, заданных в НТД. То есть для работоспособности критичны только те параметры, которые напрямую влияют на возможность выполнения работ. В итоге складывается парадоксальная на первый взгляд ситуация: неисправность может вообще не оказывать влияния на работоспособность машины. Поэтому правильнее говорить не о неисправности техники, а об отказе машины или нарушении ее работоспособности.

Есть объекты, работоспособность которых можно восстановить после отказа, и есть невосстанавливаемые объекты. Строительная техника проектируется так, чтобы ее можно было восстановить после большинства типов отказов. Исключение – ресурсные отказы, то есть ситуации, когда объект достигает предельного состояния. Правда, с этим можно поспорить: чисто формально даже после ресурсного отказа объект зачастую можно восстановить, но затраты на восстановления с большой вероятностью превысят его стоимость, поэтому процедура экономически нецелесообразна. К счастью, ресурсные отказы происходят не так часто, и их можно предвидеть на ранних стадиях с помощью современных решений, которые предлагают ведущие сервисные организации, в том числе наши дилеры.

Отказ отказу рознь

Все отказы техники можно разделить на три большие группы. Первая группа – это отказы, возникающие из-за технологических и производственных дефектов. Данный тип отказов невозможно устранить полностью на уровне производственного процесса, так как не все виды отклонений можно выявить даже при использовании специального оборудования или средств контроля. К счастью, доля таких отказов крайне мала, а производители предлагают заводскую гарантию, которая как раз и направлена на устранение отказов в случае их возникновения – такие отклонения выявляются в первые месяцы эксплуатации. Компании, которые уделяют внимание качеству готовой продукции, обрабатывают все гарантийные отказы, устраняя их также и на сборочной линии. Для этого они на протяжении многих лет не только отслеживают показатели качества и надежности, но и постоянно работают над их улучшением, внедряя новые процессы или работая с поставщиками комплектующих.

Вторая группа – это эксплуатационные отказы, связанные с нарушением правил или условий эксплуатации. К сожалению, данный тип отказа встречается все чаще, поскольку индустрия испытывает нехватку опытных машинистов и операторов техники, а молодым специалистам еще предстоит пройти процесс обучения на собственных ошибках.

Третий тип, он же наиболее частотный, – это отказы из-за износа или постепенного старения. Его можно назвать «естественным» типом, поскольку износу подвержены все элементы и механизмы. В данном случае уже собственник техники максимально заинтересован в том, чтобы отсрочить появление таких отказов. А это достигается за счет качественного и своевременного обслуживания.

Обнаружить и исправить


Поскольку неисправность любого типа – это, по сути, отклонение параметров машины от заданной нормы, довольно большой их процент можно обнаружить на начальном этапе. Благо, что многие неисправности сначала проявляются по косвенным признакам. Это может быть шум, вибрация, слегка повышенная температура системы, изменение цвета масла или наличие подтеков. Данные признаки не требуют инструментального контроля, поэтому при должном внимании их может заметить сам оператор. Именно поэтому производители техники вводят процедуру ежедневного обслуживания, во время которой оператор не только поддерживает оборудование в исправном состоянии путем смазки или очистки, но и также контролирует системы, отслеживая возможные отклонения.

Еще один важный момент, которому мы обязательно учим машинистов техники – уделять достаточно времени для качественного проведения плановых ТО. Слитое масло или замененный фильтр легко могут указать на начинающуюся неисправность. Следует внимательно осматривать «отработку» на предмет изменения цвета, консистенции, следов воды или металлической стружки. Эта процедура занимает считанные минуты, однако может впоследствии исключить дни или недели простоя техники.

Это та часть сервисных процедур, которая может и должна выполняться собственными силами. Диагностика более продвинутого уровня должна проводиться уже на базе дилера, и тут важно помнить о трех составляющих. Первая – крупные плановые ТО (проводятся, как правило, каждые 2000 моточасов), которые включают расширенную проверку и обслуживание основных систем. Важно понимать, что в стоимость данных работ в том числе входят навыки и знания сервисного механика, который благодаря опыту может заметить то, что не всегда видно оператору и владельцу.

Второй инструмент – это услуга по анализу масла: как уже говорилось выше, по состоянию масла можно сделать очень много выводов об общем состоянии системы. Однако отклонения не всегда видны невооруженным взглядом. На помощь приходит специальное лабораторное оборудование, которое проводит спектральный анализ по небольшой порции отработанного масла. По результатам можно предельно точно увидеть даже минимальный рост присутствия материалов износа, который может указывать на начало разрушения элемента, утрату рабочих свойств масла, попадания в масло топлива или охлаждающей жидкости. По степени информативности эту процедуру можно сравнить с комплексным анализом крови в лаборатории.

Наконец, третий инструмент – услуга удаленного мониторинга. На базе наших дилеров есть специальные аналитические центры, в которых работают опытные инженеры-диагносты. С согласия клиента они на постоянной основе получают телематические данные с машин посредством системы JDLink, а далее используют методы анализа, в том числе машинное обучение, для выявления отклонений, предупреждая собственника о возможных проблемах.

На постоянной основе


Осматривать любую технику нужно на ежесменной основе. Что касается скрытых дефектов, то мы рекомендуем выполнять анализ масла при каждой его замене. Может показаться, что это слишком часто, но на самом деле такая регулярность оправдана. Можно привести такое сравнение: если у человека чуть поднялось давление, нельзя однозначно сказать, насколько серьезен симптом. Это может быть тревожным сигналом, а может быть связано с тем, что он перенервничал или выпил лишнюю чашку кофе. Чтобы найти ответ, необходим постоянный мониторинг давления. То же самое и с техникой: один анализ не дает понимания о реальном состоянии системы – важно смотреть в динамике, поэтому и нужен регулярный отбор проб. Совмещение данной процедуры с ТО упрощает задачу и владельцу техники, и сервисной службе.

Помимо анализа масла, рекомендуется также выполнять расширенную проверку машины на базе дилера при выполнении ТО-2000: оно включает проверку основных узлов, калибровку гидравлики и трансмиссии (где применимо), компьютерную диагностику.

При возникновении отказа, особенно крупного, лучше, как минимум проконсультироваться с дилером. Во-первых, он может подсказать, какие еще элементы стоит проверить, чтобы исключить вторичные отказы. Во-вторых, дилеры ведут статистику по технике для дальнейшего ее улучшения, поэтому любая информация будет полезна. В-третьих, только опытные специалисты могут сделать ремонт качественно, быстро, а главное – с первого раза. И последнее – дилер всегда может подсказать, на что обратить внимание, чтобы не допустить повторения ситуации.

И главное, что важно помнить: лучший способ предотвращения неисправностей – это забота о технике. Речь идет как о качественном, полном и своевременном техническом обслуживании с использованием оригинальных или рекомендованных запчастей и материалов, так и банальной заботе о машине. Почистить ходовую часть в конце смены, проверить давление накачки колес, дополнительный раз смазать трапецию ковша при работе с абразивом – это все в итоге влияет на суммарный срок службы, а также повышает надежность техники. Последнее, что хотелось упомянуть – качественная техника любит работу, если машина долго простаивает на холостых или ждет своей очереди на площадке хранения, она стареет и изнашивается. Поэтому заботьтесь о машинах, обслуживайте их правильно и грузите машины работой.
Источник информации
Пресс-служба John Deere
Компании
Опубликовано 14.06.2022