Управление качеством в разработке и постановке продукции на производство


Одна из самых сложных тем в управлении качеством – разработка продукции и постановке её на производство. Несмотря на накопленный гигантский опыт, время от времени даже самые известные автомобильные производители отзывают на доработку сотни тысяч машин во всем мире.

Главная причина этих отзывов – недоработки в ходе разработки новых моделей. Ошибки, заложенные в свойства продукции в начале её разработки, либо не подлежат исправлению вообще, либо будут слишком дорогостоящими для исправления на ходу (в момент запущенного производства и сбыта).

Тема качества в разработке настолько важна, что в различных стандартах качества ей посвящены целые разделы и процедуры (Пункт 7.3 в ИСО 9001, процедура APQP в автомобильном стандарте качества ИСО ТУ 16949, отдельное руководство по фармацевтической разработке и т.д.). Также существуют различные ГОСТы по разработке продукции. В данной статье я попытаюсь простым языком изложить суть управления качеством в разработке.

Что же делает разработку такой важной для управления качеством продукции?

Причина этой важности – сама природа процесса разработки. В ходе разработки мы определяем будущие свойства продукции и будущие свойства процесса производства.

Давайте рассмотрим этапы разработки и важные для каждого этапа действия по управлению качеством.

Перед описанием типовых этапов разработки нужно отметить 2 главных элемента разработки – анализ и отчеты. Результаты деятельности, которую мы осуществляем в ходе разработки, фиксируются в отчетах. Отчеты подвергаются анализу различными специалистами разных отделов. То есть, по сути, разработка это - разные отчеты и их проверка на разных этапах создания новой продукции или услуги.

Этап 1 - планирование, разработка концепции и плана обеспечения качества продукции

Говоря простым языком, на этом этапе мы должны понять:

- что хочет потребитель (или что нужно рынку) от продукции
- каковы цели разработки (что хотим получить в конце разработки).

Обычно разработка начинается с понимания того, чего ожидает потребитель от заказанной нам продукции (голос потребителя). В случае инициативной разработки (голос рынка) мы сами предугадываем, что нужно потребителям на рынке, не имея конкретного заказа.

Проблема заключается в том, что потребители говорят с нами на языке "использования продукта", то есть потребительских свойств ("небольшая кнопка зеленого цвета"). Нам, как производителю, необходимо перевести это определение в "RAL №…, диаметр…, из ПЭВД производства…".

В ходе перевода и могут возникнуть первые проблемы. Наша задача правильно перевести ожидания потребителей в технические характеристики продукции. .

Мы собираем (отчеты):

– общую информацию или "голос потребителя" (данные по исследованию рынка, накопленная информация о гарантиях и качестве, опыт разработчиков);
– стратегию бизнес-плана и маркетинга;
– данные о показателях продукции/процессов конкурентов;
– предположения о продукции/процессах;
– данные по исследованию надежности продукции;
– информацию от конкретных потребителей

и на основе анализа всего этого получаем (отчеты, планы):

– цели разработки;
– цели по надежности и качеству;
– предварительный перечень сырья и компонентов;
– предварительная карта потока процесса (схема производства);
– предварительный перечень ключевых характеристик продукции и процессов;
– план обеспечения качества продукции (перечень точек, где и как проверяем свойства продукции и процесса).

Итак, в конце первого этапа у нас есть четкое понимание того

- что мы хотим разработать,
- как мы будем осуществлять разработку (участники, сроки),
- как будет выглядеть наша продукция и как мы собираемся её производить.

Этап 2 – проектирование и разработка продукции

На этом этапе мы должны разработать технические требования к продукции (длина, высота, вес, и т.п.). То есть перевести требования потребителя на свой внутренний язык, понятный нашему производству. Также мы пробуем на этом этапе получить образцы продукции и проверяем соответствие полученных образцов разработанной документации на продукцию.

На основе планов и отчетов с предыдущего этапа мы создаем (отчеты):

– анализ рисков продукции;
– обеспечение технологичности и собираемости (допуска);
– проекты ТУ, спецификации на продукцию или конструкцию;
– создание опытного образца и плана управления для него (перечень точек, где и как проверяем свойства образца)
– технические чертежи (включая математические данные);
– технические требования;
– спецификации сырья (предварительные требования к комплектующим и сырью);
– изменения чертежей и технических требований;
– новые требования к оборудованию, инструменту и оснастке;
– ключевые характеристики продукции и процессов;
– требования к контрольно-измерительному и испытательному оборудованию;
– заключение об осуществимости проекта.

Итак, в конце второго этапа у нас есть:

- опытный образец продукции
- документация, в которой написано, как мы его делаем

Этап 3 – проектирование и разработка процессов

На этом этапе мы должны разработать технические требования к производственным процессам и подготовить производство к пробному выпуску продукции. Этот этап иногда называют подготовкой опытно-промышленного производства. Это название подчеркивает, что мы готовим производство к выпуску больших промышленных объемов продукции, в отличие от опытного производства, где мы выпускаем опытные образцы.

Подготовка производства это:

- подготовка помещений
- установка / подготовка оборудования
- обучение людей
- создание рабочих и эксплутационных инструкций
- подготовка системы контроля качества
- отработка режимов производства.

На основе планов и отчетов с предыдущего этапа мы создаем (отчеты):

– карта потока процесса (схема производства);
– чертеж плана цеха;
– матрица характеристик;
– анализ рисков процесса (FMEA);
– план управления для установочной серии (перечень точек, где и как будем проверять свойства продукции);
– инструкции для операторов;
– план анализа измерительных систем (план проверок того, что наша система измерений стабильна и точна);
– план предварительного изучения возможностей процессов (проверка стабильности выполнения требований ТУ в значительном количестве партий продукции);
– стандарты по упаковке и требования к ней;
– анализ систем качества продукции/процесса.

Итак, в конце третьего этапа мы готовы начать пробное производство и у нас есть:

- обученные работники
- планы проверок и готовая документация для начала производства
- подготовленное оборудование, которое гарантированно сможет выпускать продукцию в промышленных объемах с ожидаемым качеством и свойствами.

Этап 4 – окончательная подготовка производства

На этом этапе мы должны отработать процессы производства продукции и доказать их пригодность к массовому промышленному производству.

На основе документации с предыдущих этапов мы производим несколько опытных партий продукции (не образцов, а именно партий) и фиксируем в отчетах

– предварительное изучение возможностей процессов (проверка стабильности выполнения требований ТУ в значительном количестве партий продукции);
– оценку измерительных систем;
– испытания для подтверждения производства;
– оценку упаковки;
– план управления серийной продукции;
– акт готовности производства.

Итак, в конце четвертого этапа мы отработали процесс производства и у нас есть доказательства (статистические данные) того, что

- продукция производится со стабильными свойствами
- системы контроля процессов и системы измерений функционируют нормально.

Этап 5 – производство и действия по улучшению (обратная связь, оценка и корректирующие действия)

Как бы мы не старались все предусмотреть и учесть в первых четырех этапах разработки, невозможно получить идеальную продукцию и процессы сразу. Нам все равно придется

дорабатывать и корректировать производственные процессы, улучшать производительность, улучшать свойства продукции, получать информацию об использовании новой продукции от потребителей, налаживать сервис, поставку и тех. поддержку.

В итоге всей этой деятельности мы получим

– сниженную изменчивость процессов;
– удовлетворение потребителя;
– налаженные поставку и сервис.

Несколько важных понятий из управления качеством разработки

Контроль изменений – разработка никогда не осуществляется без внесения изменений по ходу её осуществления. Очень важно

- фиксировать все эти изменения
- анализировать их и проверять, как изменения повлияют на цели разработки и, самое главное, требования потребителя
- своевременно сообщать всем заинтересованным сторонам о внесении изменений.

Дело в том, что разработка это всегда работа разных специалистов, или, что еще проблемнее, разных отделов. Поэтому контроль изменений важен для элементарной координации действий разработчиков.

Валидация – получение объективных доказательств того, что процессы выполняют заранее установленные требования. На простом языке это проверить, что

1.составлены планы разработки и что в планах отражены требования потребителей
2.оборудование установлено в цехах по планируемой схеме (смотри пункт 1) и при установке выполнены требования производителя оборудования к установке (инсталляции)
3.оборудование работает в нужных параметрах
4.выпускается продукция с требуемыми свойствами
5.на протяжении длительного периода стабильно выпускается продукция с заданными свойствами, обучены сотрудники и готова производственная документация.

Стабильный процесс – процесс производства продукции или услуги, который воспроизводит свойства продукции или услуги с определенным и повторяющимся разбросом свойств и в котором все причины изменчивости свойств не вызваны внешним вмешательством. (Я попытался дать объяснение без использования сложных статистических терминов).

Задача любого производителя – гарантировано производить продукцию и услугу, соответствующую заранее установленным требованиям. Нетрудно понять, что стабильные процессы крайне важны для выполнения этой задачи.


Михаил Шмилович, http://prostokachestvo.ru/

Опубликовано 05.08.2010