На состояние современной металлургической промышленности Таиланда, несомненно, существенное влияние оказывают политические волнения, которые продолжаются в стране с октября прошлого года. Лучший сценарий дальнейшего развития ситуации в государстве, по мнению большинства аналитиков, – это возможный рост национальной экономики лишь на 3% в текущем году, а наихудший – серьезная рецессия, которая окажет негативное воздействие на сталелитейный сектор.
Рекордный уровень потребления
Впрочем, сегодня в среде таиландских экономистов превалирует все же оптимистический сценарий: в течение первого квартала текущего года сохранялись умеренные темпы роста национальной экономики по сравнению с прошлым годом, а потребление стали в стране продолжало стабильно расти. В таиландском Управлении промышленной экономикой (Office of Industrial Economics – OIE) этот рост обуславливают благоприятной рыночной ситуацией в таких металлоемких отраслях, как строительство, автомобильная промышленность и сектор по производству бытовой техники и электроники.
По прогнозам Института чугуна и стали Таиланда (Iron and Steel Institute of Thailand – ISIT), потребление стальной продукции в стране в текущем году составит около 18 млн. т и увеличится по сравнению с прошлым годом на 2,5%. Основной прирост обеспечивается за счет увеличения спроса на длинномерную продукцию, который в годовом исчислении достигает почти 15%.
Как полагают эксперты South East Asia Iron & Steel Institute (SEAISI), Таиланд является стабильным лидером среди стран АСЕАН по приросту потребления стальной продукции. По мнению специалистов крупнейшего производителя сортового проката в Таиланде компании Tata Steel Thailand (TSTH), потребление металла в стране, в частности длинномерной продукции, будет и далее расти. Об этом свидетельствуют, как указывает Президент Tata Steel Thailand Пиюши Гупта, планы правительства израсходовать в течение ближайших семи порядка $70 млрд. на строительство новых объектов национальной инфраструктуры.
Так, предусматривается прокладка четырех высокоскоростных железнодорожных магистралей, которые будут связывать столицу Бангкок с другими регионами страны. Кроме того, инвестиции планируется направить на расширение маршрутов общественного транспорта в самой столице. Программа строительства новых транспортных артерий предусматривает также производство 200 новых железнодорожных подвижных составов, а также поездов для действующих и будущих линий надземного и подземного метро в Бангкоке. По оценкам таиландских экспертов, реализация вышеуказанной инвестиционной программы даст возможность создать около 500 тыс. новых рабочих мест и потребует существенного количества стальной продукции различного назначения.
Рост потребления металла в Таиланде связан и с бумом в национальной автомобильной промышленности: на сегодняшний день страна входит в десятку крупнейших производителей автомобилей в мире. Местные эксперты отмечают возможное замедление темпов роста таиландского автомобилестроения в текущем году из-за тех же политических волнений, которые охватили страну в прошлом году и продолжаются по сей день. Однако несмотря на это национальные производители прогнозируют, что в 2014 году в Таиланде будет выпущено порядка 2,6 млн. автомобилей и более 2,4 млн. мотоциклов, из которых немалая доля пойдет на экспорт. В течение ближайших нескольких лет японские автомобилестроительные корпорации Nissan, Honda, Toyota, Suzuki и Mitsubishi планируют вложить в развитие своих производств в Таиланде около $940 млн., а выпуск автомобилей в стране к 2015 году должен достичь 2,7 млн.
Отраслевая структура потребления металла в стране выглядит следующим образом: строительство – 54%, автомобилестроение – 16%, машиностроение – 13%, производство электроприборов – 12%, сектор упаковки (5%). В стране с населением 70 млн. человек урбанизация составляет всего 30%, создавая большой потенциал для развития городской инфраструктуры и потребления проката строительного назначения. Впрочем, уже сейчас по показателю потребления стали на душу населения (свыше 200 кг в год) Таиланд опережает соседей по АСЕАН.
Между тем, производство металла в Таиланде явно не поспевает за его потреблением. За последние десять лет, по данным World Steel Association, больше всего стали Таиланд выплавил в предкризисном 2007 году – почти 5,6 млн. т. Затем производство в основном падало, и в прошлом году в стране было выпущено лишь около 3,5 млн. т стали. А ведь Таиланд располагает крупнейшими сталелитейными мощностями среди государств АСЕАН. Потенциал по выпуску полуфабрикатов составляет 9 млн. т (заготовка – 6 млн. т, слябы – 3 млн. т), длинномерного проката – 8,5 млн. т, плоского – 12,9 млн. т.
Основу сталелитейного сектора Таиланда составляют заводы неполного цикла, где из горячекатаного рулона и листа выпускаются холодный прокат и сталь с покрытиями. Собственным производством тайские производители могут обеспечить только половину потребностей внутреннего рынка в плоском прокате. В еще большей степени отрасль зависит от импорта металлолома, чугуна и полуфабрикатов (слябов и заготовки).
Крупнейший импортер металла в ЮВА
Поэтому нет ничего удивительного в том, что Таиланд является одним из крупнейших в мире импортеров металлопродукции. В этом рейтинге он занимает сегодня 4-е место (и первое в АСЕАН). В 2013 году ввоз стальных изделий в страну, включая трубы, по оценкам ISIT, достиг почти 15 млн. т. Это преимущественно горячекатаный и холоднокатаный прокат, а также полуфабрикаты, главным образом, слябы. Среди стран Азии больше импортирует только Южная Корея.
Главными игроками в металлургической отрасли Таиланда выступают такие компании, как Sahaviriya Steel Industries (SSI), G Steel (мощность – 1,8 млн. т), производитель длинномерной продукции Tata Steel Thailand (1,7 млн. т, из которых 50% – катанка), а также местные производители сорта UMC Metals, BNS Steel и Bangkok Steel Industry.
Выделяется на этом фоне, бесспорно, Sahaviriya Steel Industries – крупнейший производитель плоского проката в ЮВА, располагающий мощностями по выпуску 4 млн. т горячекатаной продукции в год. Прокатный завод SSI в Таиланде получает слябы с предприятия Teesside в Великобритании, которое было выкуплено корпорацией в марте 2011 года за $470 млн. и сегодня носит название SSI UK, являясь вторым по величине производителем стали на Британских островах. После двухлетнего простоя завод SSI UK был перезапущен в 2012 году, и SSI планирует увеличить мощность предприятия до 4 млн. т в год, чтобы больше не зависеть от внешних поставок полуфабрикатов. Как заявляют представители SSI, производство слябов в Великобритании и доставка их в Таиланд обойдутся примерно в ту же, цену, что и приобретение их в СНГ либо Бразилии.
По данным специалистов SSI UK, в текущем году компания впервые в своей истории получит прибыль и создаст новые рабочие места на северо-востоке Англии, где остро стоит вопрос с безработицей. "В этом году мы произведем 3,2-3,3 млн. т слябов, и с учетом текущих цен на сырье и слябы мы сможем ко второму кварталу начать получать прибыль. На сегодняшний день я пока не вижу в этом плане никаких рисков", – говорит Корнелиус Лоуренс, операционный и коммерческий директор SSI UK.
Тем временем, второй по величине производитель стали в Японии корпорация JFE Steel планирует к концу текущего года вывести на полную мощность свой завод JFE Steel Galvanizing (Thailand) по производству оцинкованного листа в таиландской провинции Районг. Предприятие стоимостью $300 млн. обладает мощностями по производству 400 тыс. т горячеоцинкованного стального листа в год. Это первое подобное предприятие JFE Steel в странах АСЕАН и второе за пределами Японии (второй такой завод расположен в Китае).
Еще одна японская металлургическая корпорация Nippon Steel & Sumitomo Metal Corporation (NSSMC) и ее дочерняя компания Nippon Steel & Sumikin Pipe Company (NSPC) объявили об объединении входящих в NSSMC двух таиландских трубных компаний Siam Nippon Steel Pipe (SNP) и Thai Steel Pipe Industry (TSP). Последние производят сварные трубы, полученные электросваркой методом сопротивления. В середине марта текущего года обе таиландские компании подписали соглашение о слиянии, а новое трубное подразделение стало называться Nippon Steel & Sumikin Pipe (THAILAND) Company. В целом, именно Япония выступает в роли крупнейшего инвестора в экономику Таиланда и его металлургическую отрасль, а таиландский рынок является одним из ключевых для японского стального экспорта (4-5 млн. т в год).
Между тем, по данным Пиюши Гупты, президента и генерального директора Tata Steel Thailand, в ближайшие годы основные инвестиции таиландского подразделения индийской сталелитейной корпорации будут направлены на увеличение мощностей Tata Steel Thailand по производству стали на 7-8%. Предусматривается также увеличить долю специальных сортов катанки от 28% до 33% объема выпуска. "Таиланд и далее будет оставаться главной производственной базой Tata Steel в Юго-Восточной Азии" – заявил Пиюш Гупта.
Рекордный уровень потребления
Впрочем, сегодня в среде таиландских экономистов превалирует все же оптимистический сценарий: в течение первого квартала текущего года сохранялись умеренные темпы роста национальной экономики по сравнению с прошлым годом, а потребление стали в стране продолжало стабильно расти. В таиландском Управлении промышленной экономикой (Office of Industrial Economics – OIE) этот рост обуславливают благоприятной рыночной ситуацией в таких металлоемких отраслях, как строительство, автомобильная промышленность и сектор по производству бытовой техники и электроники.
По прогнозам Института чугуна и стали Таиланда (Iron and Steel Institute of Thailand – ISIT), потребление стальной продукции в стране в текущем году составит около 18 млн. т и увеличится по сравнению с прошлым годом на 2,5%. Основной прирост обеспечивается за счет увеличения спроса на длинномерную продукцию, который в годовом исчислении достигает почти 15%.
Как полагают эксперты South East Asia Iron & Steel Institute (SEAISI), Таиланд является стабильным лидером среди стран АСЕАН по приросту потребления стальной продукции. По мнению специалистов крупнейшего производителя сортового проката в Таиланде компании Tata Steel Thailand (TSTH), потребление металла в стране, в частности длинномерной продукции, будет и далее расти. Об этом свидетельствуют, как указывает Президент Tata Steel Thailand Пиюши Гупта, планы правительства израсходовать в течение ближайших семи порядка $70 млрд. на строительство новых объектов национальной инфраструктуры.
Так, предусматривается прокладка четырех высокоскоростных железнодорожных магистралей, которые будут связывать столицу Бангкок с другими регионами страны. Кроме того, инвестиции планируется направить на расширение маршрутов общественного транспорта в самой столице. Программа строительства новых транспортных артерий предусматривает также производство 200 новых железнодорожных подвижных составов, а также поездов для действующих и будущих линий надземного и подземного метро в Бангкоке. По оценкам таиландских экспертов, реализация вышеуказанной инвестиционной программы даст возможность создать около 500 тыс. новых рабочих мест и потребует существенного количества стальной продукции различного назначения.
Рост потребления металла в Таиланде связан и с бумом в национальной автомобильной промышленности: на сегодняшний день страна входит в десятку крупнейших производителей автомобилей в мире. Местные эксперты отмечают возможное замедление темпов роста таиландского автомобилестроения в текущем году из-за тех же политических волнений, которые охватили страну в прошлом году и продолжаются по сей день. Однако несмотря на это национальные производители прогнозируют, что в 2014 году в Таиланде будет выпущено порядка 2,6 млн. автомобилей и более 2,4 млн. мотоциклов, из которых немалая доля пойдет на экспорт. В течение ближайших нескольких лет японские автомобилестроительные корпорации Nissan, Honda, Toyota, Suzuki и Mitsubishi планируют вложить в развитие своих производств в Таиланде около $940 млн., а выпуск автомобилей в стране к 2015 году должен достичь 2,7 млн.
Отраслевая структура потребления металла в стране выглядит следующим образом: строительство – 54%, автомобилестроение – 16%, машиностроение – 13%, производство электроприборов – 12%, сектор упаковки (5%). В стране с населением 70 млн. человек урбанизация составляет всего 30%, создавая большой потенциал для развития городской инфраструктуры и потребления проката строительного назначения. Впрочем, уже сейчас по показателю потребления стали на душу населения (свыше 200 кг в год) Таиланд опережает соседей по АСЕАН.
Между тем, производство металла в Таиланде явно не поспевает за его потреблением. За последние десять лет, по данным World Steel Association, больше всего стали Таиланд выплавил в предкризисном 2007 году – почти 5,6 млн. т. Затем производство в основном падало, и в прошлом году в стране было выпущено лишь около 3,5 млн. т стали. А ведь Таиланд располагает крупнейшими сталелитейными мощностями среди государств АСЕАН. Потенциал по выпуску полуфабрикатов составляет 9 млн. т (заготовка – 6 млн. т, слябы – 3 млн. т), длинномерного проката – 8,5 млн. т, плоского – 12,9 млн. т.
Основу сталелитейного сектора Таиланда составляют заводы неполного цикла, где из горячекатаного рулона и листа выпускаются холодный прокат и сталь с покрытиями. Собственным производством тайские производители могут обеспечить только половину потребностей внутреннего рынка в плоском прокате. В еще большей степени отрасль зависит от импорта металлолома, чугуна и полуфабрикатов (слябов и заготовки).
Крупнейший импортер металла в ЮВА
Поэтому нет ничего удивительного в том, что Таиланд является одним из крупнейших в мире импортеров металлопродукции. В этом рейтинге он занимает сегодня 4-е место (и первое в АСЕАН). В 2013 году ввоз стальных изделий в страну, включая трубы, по оценкам ISIT, достиг почти 15 млн. т. Это преимущественно горячекатаный и холоднокатаный прокат, а также полуфабрикаты, главным образом, слябы. Среди стран Азии больше импортирует только Южная Корея.
Главными игроками в металлургической отрасли Таиланда выступают такие компании, как Sahaviriya Steel Industries (SSI), G Steel (мощность – 1,8 млн. т), производитель длинномерной продукции Tata Steel Thailand (1,7 млн. т, из которых 50% – катанка), а также местные производители сорта UMC Metals, BNS Steel и Bangkok Steel Industry.
Выделяется на этом фоне, бесспорно, Sahaviriya Steel Industries – крупнейший производитель плоского проката в ЮВА, располагающий мощностями по выпуску 4 млн. т горячекатаной продукции в год. Прокатный завод SSI в Таиланде получает слябы с предприятия Teesside в Великобритании, которое было выкуплено корпорацией в марте 2011 года за $470 млн. и сегодня носит название SSI UK, являясь вторым по величине производителем стали на Британских островах. После двухлетнего простоя завод SSI UK был перезапущен в 2012 году, и SSI планирует увеличить мощность предприятия до 4 млн. т в год, чтобы больше не зависеть от внешних поставок полуфабрикатов. Как заявляют представители SSI, производство слябов в Великобритании и доставка их в Таиланд обойдутся примерно в ту же, цену, что и приобретение их в СНГ либо Бразилии.
По данным специалистов SSI UK, в текущем году компания впервые в своей истории получит прибыль и создаст новые рабочие места на северо-востоке Англии, где остро стоит вопрос с безработицей. "В этом году мы произведем 3,2-3,3 млн. т слябов, и с учетом текущих цен на сырье и слябы мы сможем ко второму кварталу начать получать прибыль. На сегодняшний день я пока не вижу в этом плане никаких рисков", – говорит Корнелиус Лоуренс, операционный и коммерческий директор SSI UK.
Тем временем, второй по величине производитель стали в Японии корпорация JFE Steel планирует к концу текущего года вывести на полную мощность свой завод JFE Steel Galvanizing (Thailand) по производству оцинкованного листа в таиландской провинции Районг. Предприятие стоимостью $300 млн. обладает мощностями по производству 400 тыс. т горячеоцинкованного стального листа в год. Это первое подобное предприятие JFE Steel в странах АСЕАН и второе за пределами Японии (второй такой завод расположен в Китае).
Еще одна японская металлургическая корпорация Nippon Steel & Sumitomo Metal Corporation (NSSMC) и ее дочерняя компания Nippon Steel & Sumikin Pipe Company (NSPC) объявили об объединении входящих в NSSMC двух таиландских трубных компаний Siam Nippon Steel Pipe (SNP) и Thai Steel Pipe Industry (TSP). Последние производят сварные трубы, полученные электросваркой методом сопротивления. В середине марта текущего года обе таиландские компании подписали соглашение о слиянии, а новое трубное подразделение стало называться Nippon Steel & Sumikin Pipe (THAILAND) Company. В целом, именно Япония выступает в роли крупнейшего инвестора в экономику Таиланда и его металлургическую отрасль, а таиландский рынок является одним из ключевых для японского стального экспорта (4-5 млн. т в год).
Между тем, по данным Пиюши Гупты, президента и генерального директора Tata Steel Thailand, в ближайшие годы основные инвестиции таиландского подразделения индийской сталелитейной корпорации будут направлены на увеличение мощностей Tata Steel Thailand по производству стали на 7-8%. Предусматривается также увеличить долю специальных сортов катанки от 28% до 33% объема выпуска. "Таиланд и далее будет оставаться главной производственной базой Tata Steel в Юго-Восточной Азии" – заявил Пиюш Гупта.
Источник информации
Отрасли