Обзор железнодорожного рынка РФ в сентябре-октябре 2015 года

ОВК Падение грузооборота на 0,7%: корректировка после 2 месяцев роста.

В сентябре 2015 г. погрузка составила 103,5 млн т, что на 1,2% ниже уровня сентября прошлого года.

Снизилась погрузка следующих грузов: уголь (-1,5%), нефть и нефтепродукты (-3,9%), черные металлы (-1,7%), цемент (-9,4%), лом черных металлов (-12,5%), зерно (-5,0%). Выросли перевозки строительных (+3,8%) и лесных (+3,3%) грузов, удобрений (+2,6%), железной (+1,1%) и цветной (+5,9%) руды.

Грузооборот в сентябре 2015 г. впервые за последние 3 месяца снизился по отношению к 2014 г. и составил 192,1 млрд т-км (-0,7%).

Уголь: рост экспорта продолжается

В сентябре погрузка угля на сети РЖД сократилась на 1,5% к уровню прошлого года и составила 26,9 млн т. Всего с начала 2015 г. по железной дороге было отправлено 234,2 млн т угля, что на 2,0% выше уровня 2014 г.

В сентябре 2015 г. добыча угля была выше уровня прошлого года на 6,2% (под данным Минэнерго) и на 6,6% (по данным Росстата).

По сравнению с сентябрем прошлого года внутренние перевозки сократились на 4,8%, в то время как экспортные выросли на 2,8%. Рост грузопотока демонстрировали Южная Корея (в 3,5 раз), страны ЕС (в среднем +20%), Китай (+37%), Турция (+11%), а также Индия (которая не импортировала российский уголь в сентябре прошлого года).

На мировом рынке сложились благоприятные условия для увеличения импорта угля из РФ в среднесрочной перспективе. Так, по прогнозу рейтингового агентства Moody's, восстановление ценовой конъюнктуры мирового угольного рынка может начаться во втором полугодии 2016 г. И до 2020 г., согласно октябрьскому прогнозу Международного энергетического агентства (МЭА), мировой спрос на уголь спрос будет расти в среднем на 2,1% ежегодно.

Минэкономразвития РФ предложило Китаю отменить пошлины на российский уголь, установленные год назад в размере 3–6%. Если это произойдет, можно ожидать значительного увеличения экспорта российского угля.

Рост перевозок угля в Индию обусловлен снижением ставок морских перевозок, что сделало привлекательным импорт российского угля. В феврале в Приморье была первая экспериментальная отправка судна класса Panamax, которое относится к типу судов, обладающими максимальными габаритами, позволяющими пройти через шлюзы Панамского канала. Отправка стала возможной после проведения работ на "Терминале Астафьева" по углублению причальной стенки и модернизации причала и причальных сооружений. В планах — увеличение объемов отправок, а также работы по углублению фарватера на входе в залив Находка. Кроме того, в рамках проекта модернизации предприятия была приобретена конвейерная линия закрытого типа производительностью 1,5 тыс. т/час. На втором этапе проекта модернизации начнутся работы по увеличению пропускной способности станции общего пользования Мыс Астафьева.

Таким образом, российский уголь по-прежнему будет экспортироваться в значительных объемах в страны АТР и некоторые страны Европы. В среднесрочной перспективе перевозки угля могут сохраняться на текущем высоком уровне, а со второго полугодия 2016 г. — демонстрировать рост.

Нефть и нефтепродукты: падение погрузки к уровню прошлого года за счет эффекта высокой базы

В сентябре погрузка нефти и нефтепродуктов на сети РЖД сократилась на 3,9% относительно уровня прошлого года и составила 19,5 млн т. Частично сокращение обусловлено эффектом высокой базы сентября 2014 г.

В сентябре 2015 г. внутренние перевозки нефти и нефтепродуктов сократились на 12,7% к сентябрю 2014 г., а экспортные выросли на 6,3%. Экспорт увеличился в Италию (+29%), Беларусь (в 3,5 раза), Южную Корею (+22%) и Китай (+81%).

В сентябре 2015 г. добыча нефти выросла на 1,4% к уровню прошлого года (по данным Росстата) и на 1,0% (по данным Минэнерго). Первичная переработка ниже на 3,8%.

Падение внутренних перевозок частично вызвано сентябрьским вводом в эксплуатацию отвода от Хабаровского НПЗ до ВСТО. Мощность отвода составляет 6 млн т/год, уже с 2016 г. ожидается отправка порядка 4,5 млн т/год.

В 2015 г. Китай увеличил закупки нефти для пополнения стратегических резервов в условиях низких цен на сырье и роста его потребления частными НПЗ. Последние недавно получили квоты на импортные закупки: около 700 тыс. баррелей нефти в день или около 10% текущего уровня импорта Китая. Таким образом, экспорт нефти в Китай вырос на 1,4% по сравнению с сентябрем 2014 г. и на 8,8% за 9 месяцев 2015 года.

В то же время европейские НПЗ сократили закупки российской нефти в пользу саудовской по причине дешевизны последней.

По октябрьскому прогнозу Минэкономразвития России, объем добычи нефти в стране в 2015 г. увеличится на 0,8% к уровню 2014 г., экспорт российской нефти — на 6,2% в годовом исчислении.

В среднесрочной перспективе прогнозируется сохранение текущих объемов перевозок нефти и нефтепродуктов, что позволит удержать долю рынка, но оставить неизменной структуру не удастся: часть объемов перешла с железной дороги на трубопроводный транспорт.

Строительные грузы и цемент: разнонаправленная динамика в сентябре

В сентябре погрузка строительных грузов на сети РЖД выросла на 3,8% к уровню прошлого года и составила 13,5 млн т. В то же время погрузка цемента была ниже уровня прошлого года на 9,4% (2,9 млн т). Всего с начала 2015 г. по железной дороге было отправлено 97 млн т строительных грузов и 22,6 млн т цемента, что на 11,6% и 12,4% соответственно ниже уровня 2014 г.

Перевозки строительных материалов выросли в Новгородскую область (в 2 раза), Краснодарский край (в 1,3 раза), Новосибирскую (в 1,5 раза) и в Калужскую (в 2 раза) области, в Москву (на +20%).

В случае отмены существующего механизма участия в долевом строительстве перевозки строительных грузов и цемента могут существенно сократиться. Напомним, с 2016 г. предлагается исключить возможность прямого заключения договоров долевого участия между покупателями жилья и застройщиками. Деятельность застройщиков фактически будут контролировать крупные банки через специальные счета, на которые будут поступать средства от покупателей строящегося жилья. А к 2020 г. возможен полный отказ от долевого участия в пользу продажи только готового жилья. Данная мера призвана исключить появление новых обманутых дольщиков, число которых в России к октябрю составило 83,5 тыс. человек из 790 проблемных объектов. Эксперты предсказывают существенное увеличение стоимости жилья, а также снижение объемов строительства в случае принятия обсуждаемых мер.

Положительно на перевозку строительных материалов может повлиять реализация крупнейших проектов по строительству железнодорожных путей. Так, в сентябре началось строительство второго участка железной дороги в обход Украины, который пройдет по территории Воронежской области в Ростовскую. До конца 2017 г. военные железнодорожники должны уложить 122,5 км рельсов и шпал на участках Юго-Восточной и Северо-Кавказской железных дорог.

Кроме того, в сентябре президент России поручил предусмотреть финансирование проекта "Комплексная реконструкция участка им. М.Горького — Котельниково — Тихорецкая — Крымская с обходом Краснодарского железнодорожного узла", обеспечивающего прирост пропускной способности железнодорожной инфраструктуры в 2020 г. в размере 59,8 млн т в год. Проект предполагает строительство новой двухпутной электрифицированной железнодорожной линии протяженностью 65 км с промежуточной станцией Кирпили, двумя обгонными пунктами и тяговой подстанцией. Строительство планируется завершить в 2018 г. с участием средств из федерального бюджета.

Также Архангельская область и китайская компания Poly Technologies, Inc в сентябре договорились о совместном строительстве железнодорожной магистрали "Белкомур" (от Соликамска через Сыктывкар до Архангельска). Общая протяженность магистрали составит 1 161 км, из которых 449 км — реконструкция существующих участков, 712 км — строительство новых путей. Подписанное соглашение предполагает участие Poly Technologies, Inc в качестве генерального подрядчика проекта.

По мнению депутата Госдумы Дмитрия Ушакова, существенный подъем строительной отрасли в России можно ожидать к 2018-2019 гг. В качестве причин такого прогноза, он отметил, недоступность банковских кредитов для застройщиков и низкая платежеспособность населения. С учетом прогнозов Минфина доходы населения будут снижаться такими же темпами как в 2015 г., то есть, как минимум на 13%.

Кроме того, правительство пришло к итоговому решению об установке тарифа на уровне 3,06 руб. за каждый километр движения по федеральным трассам общего пользования для грузовиков массой более 12 т. Ввод нового тарифа планируется в ноябре этого года, поэтому можно ожидать частичный возврат грузов на железную дорогу с автотранспорта.

В текущих условиях перевозки строительных грузов и цемента поддерживаются стимулированием конечного спроса на жилье со стороны государства. Но возможно ухудшение ситуации после отмены льготных ипотечных ставок в марте 2016 г., а также вероятного упразднения действующих схем долевого строительства. Положительно на объем перевозок повлияют возведение при поддержке государства крупных объектов и ввод тарифных сборов с грузовиков. Однако существенного восстановления отрасли ожидается не ранее 2018 г.

Железная и марганцевая руда: перевозки выше уровня прошлого года несмотря на падение мирового рынка

В сентябре погрузка руды на сети РЖД выросла относительно уровня прошлого года и составила 9,2 млн т. Всего с начала 2015 г. по железной дороге было отправлено 81,4 млн т руды, что на 0,7% выше уровня 2014 г.

В сентябре внутренние перевозки выросли к уровню прошлого года на 6%, а экспортные сократились на 24%. Основное падение экспорта — в Китай (на 20%), Польшу (на 50%), а также в Румынию и Нидерланды, куда поставки практически прекратились. Выросли перевозки экспорта в Турцию (в 2,7 раз), Японию (в 4 раза) и Великобританию (в 1,5 раза).

Добыча российской железной руды за первые 9 месяцев 2015 года составила 54,7 млн т (+0,7% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года). К уровню сентября 2014 г. добыча руды выросла на 5,2%.

Австралия, мировой лидер по объемам экспорта железной руды, прогнозирует, что в 2016 г. рынок данного сырья достигнет дна, а с 2017 г. цены начнут расти.

Аналитики Citigroup прогнозируют дальнейшее падение мировых цен на железную руду, ниже отметки $40 за тонну в первой половине 2016 г., из-за новых поставок с австралийской шахты Roy Hill, которые планируются с октября. Объем поставок может составить до 55 млн т в год.

Таким образом, в краткосрочной перспективе объемы перевозок руды будут сохраняться на текущем высоком уровне, но ситуацию может дестабилизировать снижение мировых цен на руду после ввода новых добывающих мощностей в Австралии.

Черные металлы: падение погрузки на фоне усиления конкуренции на мировом рынке

В сентябре погрузка черных металлов на сети РЖД сократилась относительно уровня прошлого года на 1,7% и составила 5,8 млн т. Всего с начала 2015 г. по железной дороге было отправлено 53,9 млн т черных металлов, что на 1,1% выше уровня 2014 г.

В сентябре 2015 г. относительно уровня прошлого года закупки из России сократили Испания (поставки почти прекратились), Иран (в 2 раза) и Казахстан (в 1,7 раз). В то же время выросли поставки в США (в 2,3 раза), Турцию (в 1,3 раза) и Бельгию (в 1,2 раза).

По данным Росстата, в январе-сентябре 2015 г. металлургические предприятия РФ снизили объемы производства: 52,5 млн т (-0,8% к уровню прошлого года) стали и 45,5 млн т (-0,6%) готового проката черных металлов. В то же время выпуск другой металлопродукции растет с начала года: за первые 9 месяцев выплавка чугуна выросла на 4,4% до 39,8 млн т, а производство стальных труб — на 5,7% до 8,6 млн т.

Наращивая импорт российской металлургической продукции, США сокращают выпуск собственной продукции и закрывают производственные мощности. Так, американская корпорация U.S. Steel заявила о высокой вероятности остановки работ металлургического комбината в Гранит-Сити (штат Иллинойс). Мощность предприятия — около 2,5 млн т стали в год. По данным World Steel Association (WSA), за первые восемь месяцев текущего года производство стали в стране сократилось на 8,5% по сравнению с аналогичным периодом 2014 г.

Тем временем производство стали в Китае сохраняется на высоком уровне. По данным WSA, в сентябре ее объем был всего на 3,0% меньше аналогичных показателей прошлого года. Однако многие эксперты предсказывают скорую остановку производств китайских металлургов из-за рекордного падения цен на прокат. Их опасения разделяет и председатель правления китайской компании Baosteel Сю Лецзян, заявивший о том, что в ходе неизбежной реструктуризации отрасли выплавка стали в стране может сократиться на 20%.

Из-за неблагоприятных условий на мировом рынке: низких цен на металлопрокат, заградительных мер для российской продукции со стороны других государств, а также кризисом строительной отрасли РФ, вероятно сокращение перевозок металлопродукции. Ситуация может улучшиться, если крупные убыточные металлургические производства будут закрыты.

Зерно и продукты перемола: высокий экспортный потенциал на фоне хорошего урожая

В сентябре погрузка зерна и продуктов перемола на сети РЖД сократилась на 5% к уровню прошлого года и составила 1,9 млн т. Всего с начала 2015 г. по железной дороге было отправлено 12,5 млн т зерна, что на 5,9% выше уровня 2014 г.

При этом в сентябре 2015 г. внутренние перевозки оказались выше уровня прошлого года на 11%, а экспортные сократились на 22%. Поставки в Египет упали на 20%, в Израиль — на 40%, в Турцию — наполовину, в Иорданию отгрузки прекратились совсем. В то же время значительно выросли поставки зерновых в Йемен, Тунис и Нигерию. Прогнозируется рост перевозок в Сирию.

В октябре президент Российского зернового союза Аркадий Злочевский сообщил, что в этом году сбор зерна в чистом весе в РФ составит 102-103 млн т, в последующие годы объемы могут возрасти.

Проблем со сбытом зерна, по мнению экспертов, не предвидится: на египетском тендере 3 октября 175 тыс. т из предложенных 235 тыс. т пришлось на российское зерно. Самый большой объем предложения был у России: 525 тыс. т.

Из-за изменения экспортной пошлины с 1 октября (50% от таможенной стоимости минус 6,5 тыс. рублей, но не менее 1 или 10 рублей за тонну) часть зерновых грузов, планируемых к отправке в сентябре, задержана до октября.

Благоприятно на перевозках зерновых скажется скидка РЖД в 10,6% на экспортные перевозки в направлении припортовых станций Северо-Кавказской железной дороги (до 600 км и объеме от 4,1 млн т). Скидка будет введена с октября и продлится до конца первого полугодия 2016 г.

Таким образом, прогнозируется сохранение текущего высокого уровня перевозок зерновых грузов и высокий экспортный потенциал ввиду благоприятных для российских производителей условий на мировом рынке.

Химические и минеральные удобрения: снова установлен рекорд перевозок

В сентябре погрузка удобрений на сети РЖД выросла на 2,6% к уровню прошлого года и составила 4,0 млн т, установив новый рекорд перевозок минеральных удобрений в сентябре за последние 10 лет. Всего с начала 2015 г. по железной дороге было отправлено 38,1 млн т удобрений, что выше уровня перевозок прошлого года на 2,4%.

Рост погрузки обусловлен увеличением на 7% внутренних перевозок относительно сентября прошлого года и сохранением экспортных — на уровне прошлого года. Поставки удобрений из России нарастили Украина (в 1,5 раза), Литва (в 1,7 раз), Финляндия (в 3 раза), Китай (+4%), а также Ирландия, в которую в прошлом году удобрения не поставлялись.

Президент РФ Владимир Путин поручил правительству внедрить механизм сдерживания цен на минеральные удобрения к 1 марта 2016 г. В преддверии новой посевной кампании рост цен на необходимые минеральные удобрения будет обсуждаться на заседаниях межведомственной комиссии. В ее состав войдут представители Минсельхоза, Минпромторга, ФАС, Госдумы, а также отраслевых союзов и ассоциаций. Позиция ФАС — необходимости введения в РФ экспортной пошлины на минеральные удобрения нет.

По мнению экспертов, экспорт российских удобрений столкнется с сокращением спроса из-за девальвации национальных валют крупнейших импортеров удобрений: Индии, Бразилии, Турции и Таиланда.

США и Западная Европа направляют усилия на рост эффективности использования удобрений, что, в конечном итоге, должно привести к снижению потребности в них. Китайские власти стремятся ограничить рост потребления удобрений до 1% в год в течение 2015-2020 гг. и, начиная с 2020 г., стабилизировать потребление.

До 2017 г. в разных регионах мира ожидается ввод новых мощностей. Проекты в Китае, Алжире, на Ближнем Востоке будут ориентированы на экспортные поставки, производства в США, Индии и Бразилии — на замещение импорта. В целом, темп роста мощностей будет опережать динамику увеличения спроса на удобрения. Поэтому в 2015-2016 гг. ожидается снижение показателя загрузки мощностей до минимальных значений за последние десять лет.

Начиная с 2017 – 2018 гг., темп прироста мощностей снизится, что позволит вырасти загрузке мощностей и к 2020 г. обеспечит восстановление цен и спроса на удобрения на два-три года.

Девальвация рубля обеспечила устойчивое положение российских компаний на мировом рынке, что будет способствовать сохранению экспортного грузопотока. Внутреннее потребление будет сохраняться при контроле государства по регулированию цен.

Рост ставок на подвижной состав

Источник данных о реализации и списании подвижного состава — журнал "Рынок подвижного состава".

В сентябре 2015 г. реализация вагонов заводами СНГ составила 2 705 ед., что на 46% выше августа 2015 г. и на 43% ниже сентября 2014 г.

Падение реализации в сегменте типовых вагонов на тележках 18-100 и ее аналогах к сентябрю 2014 г. составило 56%, в то время как в сегменте инновационного подвижного состава — только 11%.

Растет выбытие старого подвижного состава: по итогам 9 месяцев 2015 г. около 80 тыс. ед., что больше объемов списания за весь 2014 г. По-прежнему ожидается, что суммарно за 2015 г. будет списано около 100 тыс. вагонов.

Отставка вагонов в неисправный парк составила 119,6 тыс. единиц на конец сентября. Коммерчески пригодный к перевозкам подвижной состав — около 1,05 млн вагонов, а профицит парка сократился до 90 тыс. ед.

Эксплуатация вагонов нового поколения по-прежнему демонстрирует высокую эффективность перевозок. По данным статистики эксплуатации парка на тележке Барбер: в сентябре средний грузооборот на 1 вагон с увеличенной осевой нагрузкой составил около 433 тыс. т-км, в то время на 1 типовой вагон — 231 тыс. т-км.

В 3 квартале 2015 г. прекратили или свели к минимуму производство вагонов пять из 18 действовавших на начало года вагоностроительных заводов: ОАО "Армавирский завод тяжелого машиностроения", ЗАО "Промтрактор-Вагон", АО "Людиновский машиностроительный завод" — филиал ОАО "Калужский завод "Ремпутьмаш", ООО "Орский вагоностроительный завод", ООО "Кузбасская вагоностроительная компания" — филиал ОАО "Алтайвагон". Ранее в этом году уже остановило производство и было признано банкротом ОАО "Новокузнецкий вагоностроительный завод".

Стабилизации ситуации, по мнению ИПЕМ, в первую очередь, может способствовать рост ставок аренды на подвижной состав. По оценкам экспертов рынка, ставка уже начала расти. Так, за прошедшие два месяца ставка аренды на полувагон увеличилась не менее чем на 15-30% в зависимости от направлений перевозок и груза. До конца текущего года прогнозируется дальнейший рост ставок со стабилизацией в январе-марте 2016 г. и последующим увеличением к сентябрю 2016 г. не менее чем на 50-70% относительно уровня лета 2015 г. Таким образом, оживление на рынке закупок грузовых вагонов можно ожидать к весне следующего года, в период очередного пика перевозок.
Источник информации
Компании
Опубликовано 30.10.2015