По оценкам Института проблем естественных монополий (ИПЕМ), за 9 месяцев 2015 года треть действующих российских вагоностроительных предприятий практически остановили производство грузовых вагонов. Прогноз ИПЕМ по производству грузовых вагонов на конец года – на уровне 28 000 вагонов, что на 49,1 % меньше, чем в 2014 году.
Падение спроса на грузовые вагоны привело к существенному кризису в отрасли. В III квартале 2015 года прекратили или свели к минимуму производство вагонов ОАО "Армавирский завод тяжелого машиностроения", ЗАО "Промтрактор-Вагон", Людиновский машиностроительный завод – филиал ОАО "Калужский завод "Ремпутьмаш", ООО "Орский вагоностроительный завод", Кузбасская вагоностроительная компания - филиал ОАО "Алтайвагон" - 5 из 18 действовавших на начало года вагоностроительных заводов. Ранее в этом году уже остановил производство и был признан банкротом ОАО "Новокузнецкий вагоностроительный завод". Остановка заводов началась еще в 2014 году – тогда остановили производство ОАО "Абаканвагонмаш", ООО "Производственное объединение "Вагонмаш". Таким образом, за последние два года 8 из 20 заводов остановило или свело к минимуму производство грузовых вагонов.
По данным Росстата, общий объем производства грузовых вагонов за 9 месяцев 2015 года – 21 200 шт., что составляет 47,8% от объема за аналогичный период 2014 года. ИПЕМ оценивает объем производства грузовых вагонов по итогам года на уровне 28 000 вагонов, что меньше уровня, который прогнозировался ранее в начале года. Столь резкое падение производства вагонов связано с общей ситуации в отрасли. Главная причина низкого спроса - низкая ставка предоставления грузовых вагонов, не позволяющая закупать новые вагоны. В свою очередь, низкая ставка обусловлена высоким предложением грузовых вагонов на рынке операторов при ограниченном спросе.
По оценкам ИПЕМ, в результате падения производства на предприятиях за последние два года могло быть сокращено более 6 тыс. человек. Последствиями столь значительного сокращения для регионов могут стать усиление социальной напряженности, а для производителей – рост нагрузки в виде выплаты социальных пособий по безработице.
Стабилизации ситуации, по мнению ИПЕМ, в первую очередь может поспособствовать рост ставок аренды. По оценкам ИПЕМ, ставка операторов уже начала расти. Так, за прошедшие 2 месяца ставка на полувагон увеличилась не менее 15-30 % в зависимости от направлений перевозок, наименования груза и логистики. До конца текущего года рост продолжится, стабилизируется в январе-марте с дальнейшим ростом к сентябрю 2016 года не менее чем на 50-70% относительно уровня лета 2015 года. Таким образом, некоторого оживления на рынке закупок грузовых вагонов можно ожидать к весне следующего года, в период очередного "пика" перевозок.
Падение спроса на грузовые вагоны привело к существенному кризису в отрасли. В III квартале 2015 года прекратили или свели к минимуму производство вагонов ОАО "Армавирский завод тяжелого машиностроения", ЗАО "Промтрактор-Вагон", Людиновский машиностроительный завод – филиал ОАО "Калужский завод "Ремпутьмаш", ООО "Орский вагоностроительный завод", Кузбасская вагоностроительная компания - филиал ОАО "Алтайвагон" - 5 из 18 действовавших на начало года вагоностроительных заводов. Ранее в этом году уже остановил производство и был признан банкротом ОАО "Новокузнецкий вагоностроительный завод". Остановка заводов началась еще в 2014 году – тогда остановили производство ОАО "Абаканвагонмаш", ООО "Производственное объединение "Вагонмаш". Таким образом, за последние два года 8 из 20 заводов остановило или свело к минимуму производство грузовых вагонов.
По данным Росстата, общий объем производства грузовых вагонов за 9 месяцев 2015 года – 21 200 шт., что составляет 47,8% от объема за аналогичный период 2014 года. ИПЕМ оценивает объем производства грузовых вагонов по итогам года на уровне 28 000 вагонов, что меньше уровня, который прогнозировался ранее в начале года. Столь резкое падение производства вагонов связано с общей ситуации в отрасли. Главная причина низкого спроса - низкая ставка предоставления грузовых вагонов, не позволяющая закупать новые вагоны. В свою очередь, низкая ставка обусловлена высоким предложением грузовых вагонов на рынке операторов при ограниченном спросе.
По оценкам ИПЕМ, в результате падения производства на предприятиях за последние два года могло быть сокращено более 6 тыс. человек. Последствиями столь значительного сокращения для регионов могут стать усиление социальной напряженности, а для производителей – рост нагрузки в виде выплаты социальных пособий по безработице.
Стабилизации ситуации, по мнению ИПЕМ, в первую очередь может поспособствовать рост ставок аренды. По оценкам ИПЕМ, ставка операторов уже начала расти. Так, за прошедшие 2 месяца ставка на полувагон увеличилась не менее 15-30 % в зависимости от направлений перевозок, наименования груза и логистики. До конца текущего года рост продолжится, стабилизируется в январе-марте с дальнейшим ростом к сентябрю 2016 года не менее чем на 50-70% относительно уровня лета 2015 года. Таким образом, некоторого оживления на рынке закупок грузовых вагонов можно ожидать к весне следующего года, в период очередного "пика" перевозок.
Источник информации
Пресс-служба Института проблем естественных монополий
Отрасли