

Для стимулирования роста экономики необходимы разработка и принятие целого комплекса программ в различных отраслях промышленности. Государством должно быть оказано организационное и административное содействие бизнесу в создании экономических условий, равноконкурентных с другими странами, стимулирующих кооперационные процессы малого, среднего и крупного бизнеса.
Автомобилестроение является одной из системообразующих отраслей российского машиностроения.За последнее десятилетие отрасль существенно преобразилась: более чем в 2,5 раза увеличилось количество мощностей, которые могут обеспечить выпуск свыше 3,2 млн транспортных средств всех типов. Основным драйвером этих изменений стал механизм промышленной сборки, в режиме которого сегодня производится, по оценкам экспертов, свыше 60% всей производимой в стране автомобильной техники.
К сожалению, текущее состояние автомобильного рынка характеризуется крайней нестабильностью и имеет устойчивую отрицательную динамику: падение производства и продаж наблюдается практически во всех сегментах рынка.
За 10 месяцев текущего года автомобильный рынок уменьшился на 13%, почти на треть упали продажи в таких сегментах, как легковые коммерческие автомобили, автобусы. По грузовикам снижение составило 14,5% в отличие от легковых, где снижение составило 11,5%. Если бы не поддержка отрасли со стороны государства, масштабы падения в автомобильной промышленности могли бы быть намного более серьезными.

Для этого необходимо обеспечить стабильность условий ведения бизнеса, защиту частной собственности, повышение эффективности правовой системы, снижение административного давления на бизнес, обеспечение доступности кредитных и финансовых ресурсов. Наконец, необходим мораторий на повышение налоговой нагрузки на все виды бизнеса.
Сегодня в сфере повышенных интересов ТПП России находятся те меры государственной и общественной поддержки, которые могли бы помочь нашей экономике повысить конкурентоспособность, найти и освоить новые источники для инвестирования, эффективно реализовать политику импортозамещения. И в этом контексте тема поддержки отечественного автомобильного рынка и поддержания спроса на продукцию занимает достойное место.
Символично, что ровно 10 лет назад – в декабре 2004 года в структуре ТПП России по инициативе ведущих отраслевых предпринимательских объединений и организаций был создан Комитет по предпринимательству в автомобильной сфере. Конференция, безусловно, является неотъемлемой частью и логическим продолжением совместной системной работы в автосфере на площадке ТПП России, важнейшим итогом которой станут глубокий анализ состояния дел и перспектив развития отрасли и конструктивные предложения в федеральные органы законодательной и исполнительной власти.
Дмитрий Курочкин обозначил позицию Палаты по ряду общих направлений в рамках заявленной темы конференции.
Первое. Импульсом к созданию конкурентоспособного промышленного сектора должен стать закон "О промышленной политике в Российской Федерации".
В 2007 году Палата впервые выдвинула концепцию базового федерального закона о промполитике, но только в 2014 году Минпромторг России представил в правительство РФ свой рамочный проект федерального закона, в доработке которого участвовали и представители ТПП России.
Внесенный правительством РФ законопроект "О промышленной политике в Российской Федерации" был принят в первом чтении 7 октября 2014 года и теперь готовится ко второму. Палата особенно положительно оценивает в законопроекте два момента: на законодательном уровне определяются полномочия государственных органов и органов местного самоуправления при реализации промышленной политики, предусматриваются конкретные меры стимулирования промышленной деятельности. Есть убежденность, что продуманная промышленная политика стабилизирует экономику, содействует экспорту промышленной продукции, сэкономит ресурсы и обеспечит оптимальную устойчивость внутреннего рынка.
Палатой на основе замечаний и предложений членских организаций были внесены поправки, объем которых составил свыше 40 страниц. Предлагается предусмотреть механизм определения государственных приоритетов инновационного развития и развития инновационной инфраструктуры, сконцентрировать финансовые ресурсы на ключевых направлениях инновационной деятельности.
По мнению ТПП РФ, проект должен быть дополнен понятием "российская промышленная продукция", и необходимо установить критерии данной продукции.
Крайне важно также ввести в документ понятие "технологический коридор". Это позволит постепенно вытеснить устаревшие технологии, а также регулировать эффективность использования природных ресурсов, обеспечить безопасность продукции (услуг) для экологии и здоровья населения.
Второе. Одним из основополагающих элементов развития промышленности являются инвестиции. Рассчитывать в условиях санкций на приток иностранных инвестиций в тех объемах, как раньше, не приходится, и России нужно активнее развивать торговые отношения с новыми партнерами, в том числе с государствами Азиатско-Тихоокеанского региона. Здесь есть серьезные перспективы, хорошо развиты финансовый сектор, биржи, есть доступ к капиталу.
Несмотря на то, что сейчас наблюдается определенное сокращение инвестиционной деятельности, в 2015 году с высокой долей вероятности рост инвестиций продолжится в Москве и Московской области, Санкт-Петербурге, крупнейших нефтегазодобывающих регионах, наиболее развитых республиках Поволжья.
Здесь есть накопленный потенциал роста, поэтому режим санкций на них скажется в последнюю очередь.
Вектор развития инвестиционной активности должен быть также повернут в направлении поиска внутренних ресурсов – необходимо активнее поощрять создание венчурных фирм, занимающихся разработкой и передачей новых технологий, предоставлять налоговые стимулы, правовую и информационную поддержку. Важна продуманная политика государства, чтобы создать комфортные условия, привлекательные для инвесторов.
И конечно, серьезный импульс инвестиционной активности могла бы со временем дать предложенная недавно президентом России В.В. Путиным амнистия капиталов.
Третье. В последнее время ежегодно принималось порядка 25–28 изменений в Налоговый кодекс РФ, которые, однако, в целом не носили фундаментального характера для бизнеса. 2014 год побил в этом отношении все рекорды, т. к. Кодекс был серьезным образом дополнен и видоизменен, а у бизнеса появился целый набор новых обязанностей.
Характерной особенностью дискуссий текущего года было обсуждение налоговой политики на среднесрочную перспективу в условиях внешних санкций и необходимости принятия мер по импортозамещению.
В своей работе над Кодексом Палата исходила из того, что России необходимо совершить экономический бросок, перейти к более активной налоговой политике в сфере стимулирования отечественного промышленного и сельскохозяйственного производства, инвестиций, инноваций. К сожалению, Основные направления налоговой политики до 2017 года ответы на эти вопросы не дают.
Палата поддержала принятый в ноябре закон о так называемом "налоговом маневре" как альтернативу двум предложениям, от которых правительство отказалось. Планировавшееся введение налога с продаж и возможное повышение ставки НДС до 20 процентов могли бы привести к более тяжким последствиям для экономики и бизнеса: снижению платежеспособности контрагентов; увеличению теневого сектора экономики; сокращению инвестиционных программ предприятий; повышению тарифов на электроэнергию и уровня инфляции.
Палата считает необходимым принять дополнительные меры по налоговому стимулированию в промышленном секторе, в частности, установить дифференцированный подход при налогообложении организаций, осуществляющих деятельность в производственной сфере и выпускающих наукоемкую продукцию.
Необходимы дополнительные меры налогового стимулирования выпуска российского наукоемкого оборудования, наноматериалов и изделий с их использованием.
Палатой также предлагается отнести к средствам целевого финансирования, не учитываемым при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций, средства, полученные организациями на осуществление научной и (или) инновационной деятельности вне зависимости от источника финансирования.
Четвертое. Эффективным инструментом реализации программы импортозамещения и перспективных инструментов развития механизмов привлечения частных инвестиций представляется государственно-частное партнерство. Однако, несмотря на отдельные успешно подготовленные и вступившие в стадию реализации проекты ГЧП, их масштабному развитию в России мешают отдельные препятствия, в том числе законодательного характера.
Субъекты Российской Федерации разрабатывают и принимают собственное региональное законодательство о государственно-частном партнерстве. Однако это происходит в отрыве от развития соответствующего законодательства на федеральном уровне.
Пятое. В государственной промышленной политике необходимо сделать акцент на стимулировании более тесного взаимодействия малого и крупного бизнеса. Анализ успешного зарубежного опыта показывает, что в развитых странах кооперация с крупным предприятием приносит малому бизнесу ощутимую выгоду.
Например, если малое предприятие взаимодействует с крупной компанией, то ему гораздо легче получить кредит в банке. Кроме того, подобное взаимодействие открывает для малого бизнеса массу новых возможностей и перспектив роста – продвижение своей продукции, выход на новые рынки, обеспечение стабильного развития. Необходимо учиться на лучших практиках.
Кстати, в качестве одного из наиболее показательных и успешных примеров взаимодействия малого и крупного бизнеса традиционно приводят именно автомобильную промышленность.
Шестое. Необходимо реформирование денежно-кредитной политики государства. Чрезвычайно дорогие и короткие кредиты, дорогой и неудобный рынок облигаций, крайне узкий набор инструментов для финансирования реального бизнеса – эти хронические проблемы не решаются уже много лет.
Так, стоимость рыночных кредитных ресурсов сегодня для ключевых отраслей, обеспечивающих индустриализацию – машиностроения и строительства, – выше нормы рентабельности. Кредитование развития фактически выключено из экономического механизма.
Седьмое. Одним из основных направлений в реализации стратегии импортозамещения является формирование внутреннего спроса. Поэтому необходимо активно использовать механизмы государственного и муниципального заказа, устанавливая при этом преференции для производителей отечественных товаров.
ТПП РФ считает, что сейчас, на этапе мониторинга правоприменения 44-го закона, крайне важно, чтобы при реализации госзаказа в первую очередь учитывались интересы:
- отечественного производителя, в том числе за счет преференций по цене контракта;
- малого и среднего бизнеса, включая обеспечение 15-процентной квоты на размещение заказов.
Заместитель министра промышленности и торговли Российской Федерации Андрей Дутов поддержал позицию Торгово-промышленной палаты России, а автопром назвал "гигантом здоровья экономики".
Источник информации
Отрасли