Запуск ОЭЗ "Тольятти" откроет новую веху в истории региона

ОЭЗ В этом году заработают первые производства резидентов особой экономической зоны.

Решение по созданию ОЭЗ промышленно-производственного типа в нашей области принималось в кризисные 2009-2010 годы. Тогда поставили государственную задачу - разгрузить АВТОВАЗ за счет перевода городской экономики на новые рельсы, не допустить безработицы. Кроме автомобилестроения в Тольятти должны прийти производства, связанные с машиностроением, стройматериалами, товарами массового потребления. Предпосылками к созданию проекта послужил высокий промышленный и трудовой потенциал региона, его инвестиционная привлекательность, выгодное экономико-географическое положение и наличие мощной транспортной инфраструктуры.

В результате постановлением правительства РФ от 12 августа 2010 года создана Особая экономическая зона промышленно-производственного типа Ставропольского района Самарской области. Так в документах называется проект. Кстати, любопытный факт открыл нам руководитель регионального филиала ОАО "ОЭЗ" Алексей Пахоменко: "Названия - ОЭЗ "Тольятти" - официально не существует. Мы его придумали, когда думали, как нам представляться, чтобы было не очень длинно и узнаваемо. Вот и решили - пусть будет ОЭЗ "Тольятти".

Строительство столь масштабных промплощадок давно не велось в области. Первую сваю в чистом поле вбили 2 ноября 2012 года. За год с небольшим строители подошли к завершению возведения всех необходимых объектов инфраструктуры первой очереди на площади 181 га: системы водоснабжения, канализации, электроснабжения и газоснабжения, сетей связи, дорог, очистных сооружений, а также зданий и сооружений коммунальной зоны.

Зрелище поражает масштабами

Наблюдательный совет ОЭЗ возглавляет губернатор, ежемесячно он получает доклад о ходе реализации проекта и при необходимости посещает стройплощадку. В своем ежегодном Послании депутатам губдумы и жителям области в декабре прошлого года Николай Меркушкин отметил активное развитие особой экономической зоны.

"Сегодня там насчитывается 17 резидентов, которые в ближайшие год-полтора выйдут на строительство своих новых заводов, - сказал глава региона. - И приток резидентов будет продолжаться. Все это значительно приближает область к мировым технологическим стандартам и новой производственной культуре. И это очень хорошо".

Промышленная инфраструктура, построенная специально под проект за счет государственных средств, является основным преимуществом ОЭЗ для инвестора. Возможность получить подключение ко всем видам энергоресурсов позволяет резидентам уменьшить затраты на создание предприятия "с нуля" в среднем на 30%. Ввиду достаточно большой площади ОЭЗ (660 га), превышающей территорию АВТОВАЗа, и очень сжатых сроков реализации проекта строительство инфраструктуры ведется в три этапа параллельно с заполнением площадки ОЭЗ резидентами.

Экскурсию по Особой экономической зоне для нас проводит ее руководитель. Мы едем на "Ниве" с фирменным логотипом, которая стала талисманом компании. Вазовскому внедорожнику весенняя распутица нипочем. Машина уверенно взбирается на смотровую площадку - рукотворный холм, с которого открывается вид на всю территорию ОЭЗ. Любого, кто здесь впервые, зрелище поражает масштабами.

"Перед нами все три очереди ОЭЗ, - рассказывает Алексей Пахоменко. - Общая длина участка 5,4 километра, ширина - 1,3 километра. Только в рамках первого этапа мы прокладываем более восьми километров газовых труб и строим более восьми километров кабельных эстакад. Общая длина труб системы водоснабжения и канализации достигает 32 км. Длина дорог - около девяти километров. Что касается сроков, то строительство инфраструктуры идет в соответствии с согласованными графиками наших резидентов. Подключение к энергоресурсам по постоянной схеме начнется уже во втором квартале 2014 года, чтобы обеспечить своевременный запуск производств компаний "Нобель Автомотив Русиа" и "Эдша Тольятти", стартующих в этом году".

Равнение на новые технологии

Компании, желающей стать резидентом, необходимо выполнить ряд условий. Нужно зарегистрировать предприятие на территории Ставропольского района, затем пройти наблюдательный и экспертный советы в областном правительстве и Минэкономразвития России. При одобрении проекта с фирмой заключается соглашение о ведении промышленно-производственный деятельности в ОЭЗ. Однако основное требование касается объема инвестиций, он должен составлять не менее 120 млн рублей.

"Наше внимание направлено на проекты с новыми технологиями производства, позволяющие создать высокотехнологичные рабочие места с достойным уровнем оплаты труда, - отмечает Пахоменко. - Мы заинтересованы в привлечении компаний из различных отраслей промышленности, стараемся способствовать развитию региона, привлекая самые передовые технологии, а также стремимся способствовать диверсификации экономики области. И сегодня эта задача уже выполняется. В качестве наших резидентов зарегистрированы дочерние структуры известных международных компаний, чье имя уже само по себе является гарантией качества".

"Там голова, а здесь руки"

Работа с инвесторами филиалов началась в 2011 году, тогда же были зарегистрированы первые три резидента с общим объемом инвестиций 1,3 млрд рублей. Через два года число резидентов выросло до 17 компаний, а вкладываемые в производства суммы - до 19 млрд.

Якорным резидентом является ЗАО "Джи Эм - АВТОВАЗ", которое реализует свой проект через дочернюю организацию ООО "Джей Ви Системз". В июне прошлого года компания начала строительство кузовного и прессового производств, а также логистического и инженерного центра под новый проект Chevrolet Niva следующего поколения. Начало производства запланировано на конец 2015 года. Уже в этом году резидент достроит и сдаст в эксплуатацию первый объект - склад запасных частей, а также помещения подсобного и обслуживающего назначения.

Соседство ОЭЗ с технопарком "Жигулевская долина" Алексей Пахоменко считает очень полезным фактором.

"Это удачное решение - разместить промплощадку и инновационную площадку вместе, - уверен он. - Мы получаем необходимую синергию от размещения в одном месте объектов, призванных создавать продукт, и объектов, которые будут массово его производить. Полный цикл: создали - поставили на производство. Например, инженерную лабораторию "Джи Эм - АВТОВАЗ" размещает в "Жигулевской долине", а основное производство - у нас. Там же размещен учебный центр, в котором будут обучаться работники наших резидентов. Получается - там голова, а здесь руки".

Привлекли налоговыми льготами

По словам Алексея Пахоменко, режим свободной таможенной зоны позволяет инвесторам избежать переплат, связанных с поставкой оборудования, ресурсов и материалов или экспорта готовых изделий. При наличии определенных условий действует нулевая ставка таможенных пошлин и НДС при ввозе и вывозе товара или сырья. Эта льгота пользуется большим интересом среди иностранных инвесторов. А благодаря особому административному режиму в ОЭЗ компании не просто защищены от неблагоприятных изменений в российском законодательстве и гарантированно будут бесплатно подключены к коммуникациям всех типов, но и смогут на льготных условиях выкупить арендованный участок, на котором построили собственное производство.

"Развитие нашего проекта подходит к ключевому, знаковому моменту, - говорит Алексей Пахоменко. - В 2014 году мы официально запустим ОЭЗ "Тольятти", и откроется новая веха в нашей истории. Сейчас мы близки к завершению строительства первого этапа ОЭЗ, начнут свою работу первые производства. Важно отметить, что этот результат достигнут менее чем за четыре года существования проекта. И мы благодарны всем участникам процесса, в том числе правительству Самарской области, за оказанную поддержку и помощь".

17 резидентов инвестируют в проект 19 млрд рублей

Помимо выделения средств резиденты должны создать более пяти тысяч рабочих мест.


Среди резидентов три совместных предприятия. Автомобилестроение представляют российско-американская компания "Джей Ви Системз" и российско-индийская "АЗ Пауэртрэйн". А российско-словенская фирма "ТПВ РУС" создает производство автокомпонентов. Данную отрасль также представляют три японские фирмы ("Сано Волга", "Атсумитек Тойота Цусе Рус" и "Хай-Лекс Рус") и три немецкие - "Эдша Тольятти", "Манн+Хуммель Тольятти" и "Мубеа Компоненты Подвески Русь". В списке производителей автокомпонентов еще значатся турецкая компания "Нобель Автомотив Русиа", испанцы "Сие Аутомотив Рус", англичане "ДжейКейЭн ДрайвЛайн Тольятти" и две отечественные фирмы - "Рулевые Системы Плюс" и "Автоэлектроника". Кроме того, российский бизнес представлен инструментальной компанией "Железный поток" и "Тольяттинской бумажной фабрикой". В химической отрасли заняты американцы "Праксайр Самара".

Сейчас ОЭЗ "Тольятти" ведет переговоры с более чем сотней компаний. В этом году ожидается приток новых резидентов, при этом основной упор руководство ОЭЗ делает не на количественные, а на качественные показатели - резидент должен развиваться в соответствии с заявленными темпами.

Александр Кобенко, министр экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области:


- В свете последних событий на ОАО "АВТОВАЗ" значимость проекта ОЭЗ "Тольятти" для региона и ожидания от него значительно возрастают. Запуск Особой экономической зоны в этом году с последующим значительным нарастанием объемов производства снизит напряженность на рынке труда. Из представленных сегодня отчетов мы видим, что развитие проекта продолжает идти высокими темпами. В ближайшее время на производствах в ОЭЗ начнут создавать первые рабочие места. Наша основная задача - приложить максимум усилий, чтобы имеющиеся планы были реализованы в запланированные сроки.

Сергей Брюшинин, директор ООО "Джей Ви Системз":

- По программе расширения совместного предприятия ОЭЗ "Тольятти" предоставила нам привлекательный стимулирующий пакет для строительства новых производственных мощностей прессового и кузовного цехов. Поскольку ОЭЗ расположена близко к действующему производству, это позволит нам сэкономить на логистических затратах. С самого начала работы мы установили эффективное сотрудничество. Во многих ситуациях ОЭЗ готова учитывать наши предложения, обеспечивая поддержку на каждом этапе, начиная с момента получения статуса резидента в 2012 году и по сей день. Мы рассчитываем на успешное продолжение партнерства.

"ОЭЗ создаст предпосылки для дальнейшего развития Тольятти"

Площадка в Тольятти - часть крупного федерального проекта, направленного на развитие всей российской экономики

Алексей Пахоменко, руководитель филиала ОАО "ОЭЗ" в Самарской области


- Что такое ОЭЗ?

- Особые экономические зоны - это крупный федеральный проект, реализуемый при поддержке министерства экономического развития РФ. Он направлен на развитие регионов путем привлечения прямых российских и иностранных инвестиций. В каждой зоне, в зависимости от типа, действует определенный набор льгот и преференций. Особая экономическая зона "Тольятти" ориентирована на промышленно-производственную деятельность. Это значит, что на нашей площадке будут размещены крупные иностранные и российские предприятия, занятые в различных отраслях промышленности. Основное преимущество ОЭЗ для инвестора - это новая промышленная инфраструктура, построенная специально под проект за счет государственных средств.

- Почему ОЭЗ строится в именно Тольятти?


- Выбор участка в Самарской области для размещения ОЭЗ происходил не только исходя из благоприятных геологических условий для строительства. Оценивался целый ряд критериев. Близость к такому крупному городу, как Тольятти, дает свои преимущества для инвестора. Во-первых, это наличие всей готовой социальной и транспортной инфраструктуры. Во-вторых, это подготовленные квалифицированные специалисты, которые могут уже сейчас приступить к работе на предприятии. В-третьих, сформированная мощная учебная база для подготовки необходимых кадров. Конечно, не последнюю роль сыграла и близость к двум крупным автосборочным заводам - ОАО "АВТОВАЗ" и ЗАО "Джи Эм - АВТОВАЗ".

- А что это даст городу?

- Мы надеемся, что ОЭЗ сможет не только воспользоваться преимуществами города, но и создаст предпосылки для дальнейшего успешного развития Тольятти. Наш проект направлен на диверсификацию экономики города, создание новых рабочих мест и модернизацию "АВТОВАЗа". В долгосрочной перспективе - до 2023 года - ожидается создание в ОЭЗ более 20 тысяч рабочих мест, объем инвестиций резидентов достигнет порядка 42 млрд рублей.

- Существуют ли в России подобные экономические зоны?

- Сейчас в стране 28 особых экономических зон. Из них шесть, включая нашу, специализируются на развитии промышленного производства. Обмен опытом между ОЭЗ - это действенная практика. Например, в начале февраля 2014 года сотрудники филиала в Самарской области совместно с компаниями-резидентами посетили ОЭЗ "Алабуга". Это наш более "опытный коллега", который ведет деятельность с 2005 года, и на его территории уже налажена работа по выпуску продукции резидентами. Мы побывали там с целью изучения опыта работы режима свободной таможенной зоны.

- Существует ли конкуренция между особыми экономическими зонами в борьбе за резидентов?


- Повторюсь, ОЭЗ - это крупный федеральный проект, направленный на развитие российской экономики. Это достаточно сложный вопрос, решение которого требует комплексного подхода. И, несмотря на то, что между всеми ОЭЗ есть здоровая конкуренция, в целом перед нами стоит одна большая цель. И только системный подход к ее реализации может гарантировать общий успех. Конечно, мы все заинтересованы в этом и пытаемся работать в одной команде.
Источник информации
Компании
Опубликовано 08.04.2014