Для этого областные власти и парламентарии доработают весь существующий пул законов и инициатив, поддерживающих отрасль. Также будет прописана экономическая стратегия — специально с прицелом на машиностроителей — и продуманы все тактические ходы по продвижению местной продукции на внутренние и внешние рынки. С самих предприятий тоже будет спрос. Прежде всего, от них потребуют идти в ногу с конъюнктурой и модернизировать свои фонды.
Кочки для машин
Эксперты в голос отмечают, что сейчас не лучшее состояние и экономики — российской и региональной, — и машиностроения. Так или иначе, отрасль пока держится. По первому полугодию этого года индекс промышленного производства в регионе составил, согласно статистике минпрома, 100 %. Иными словами, 2012 и 2013 годы оказались равны по объемам производства, и какого‑либо увеличения продукции именно в количественном виде нет. Это не значит, что не произошли качественные изменения, успокаивают в профильном министерстве, ведь в таких условиях все производители ищут оптимальные решения, наиболее эффективные с точки зрения продвижения. Поэтому на эти цифры надо смотреть не только с пессимистичной точки зрения. Но повод серьезно задуматься над ситуацией в регионе появился.
Причины стагнации машиностроения озвучиваются уже не впервые, и они общие для всей отрасли. Среди них — неоптимальные, часто устаревшие, оборудование и технологии, недостаток квалифицированных кадров, неконкурентоспособность производимой продукции, наличие избыточных производственных мощностей и опережающий рост себестоимости продукции за счет увеличения цен на сырье и энергоносители, а также отсутствие системы кредитования с переменной процентной ставкой.
— Это те вопросы, с которыми сталкиваются предприятия машиностроения, в основном "старого формата", — поясняет Егор Ковальчук, министр промышленности региона.
— Высокие производственные издержки, высокая металлоемкость, высокие энергозатраты, высокие цены на транспортировку… Соответственно, низкая рентабельность и, как следствие — недостаток оборотных средств для инвестиций и развития, — добавляет Сергей Кравчук, генеральный директор группы компаний "Уралкран" и развивает тему. — Кадров в регионе не хватает, потому что упал престиж инженерно-технических специальностей. Рентабельность снижается ежегодно на уровне 10 % из-за того, что цены на продукцию естественных монополий растут опережающими темпами. А кредитоваться и развиваться при сегодняшних процентах могут только смелые…
Наконец, емкость внутреннего рынка ограничена из-за недостаточно высоких темпов роста экономики страны в целом, отметил эксперт и привел предельно наглядный пример:
— При посещении китайской провинции Синьсянь мы насчитали более 100 машиностроительных предприятий, которые по объему производства полностью покрывают весь российский рынок.
Что такое хорошо…
Вместе с тем, обозначились и предприятия, которые неплохо лавируют между этими трудностями.
По информации областного минпрома, стабильно работали в январе-июле этого года и наращивали свои объемы Магнитогорский крановый завод, Миасский машиностроительный завод, Усть-Катавский вагоностроительный завод, ОАО "Агрегат", Челябинский автомеханический завод, ЗАО "Челябинские строительно-дорожные машины" (завод им. Колющенко).
Снижение объемов производства наблюдается на ЧТЗ, Челябинском электровозоремонтном заводе, Кыштымском машиностроительном объединении и Копейском машиностроительном заводе.
— Для машиностроения необходима достаточно быстрая модернизация и инновационный путь развития. И надо отметить, наши предприятия, успешно работают над этим, привлекая инвесторов, — говорит Егор Ковальчук.
Так, на базе ЗАО "Челябинские строительно-дорожные машины" открыто совместное предприятие с американской корпорацией Terex по выпуску карьерных самосвалов. ЧКПЗ активно обновляет станочный парк. По оценкам, суммарный эффект от модернизации в 2013-2014 годах должен превысить 800 миллионов рублей.
— Но не нужно связывать проблемы и успехи отрасли только с крупными предприятиями — надо понимать, что в этой сфере работают и представители малого и среднего бизнеса, — подчеркнул Егор Ковальчук.
По его мнению, такие предприятия быстрее реагируют на реалии рынка и, выпуская продукцию малыми партиями, имеют возможность быстро перестраивать производство под существующий спрос. А это один из факторов успешной работы в рынке. Предприятиям в таких условиях необходимо также разрабатывать собственную стратегию развития — чтобы повысить конкурентоспособность, уверены в минпроме. Один из примеров — АЗ "Урал". До 2017 года здесь проработали план по созданию линейки грузовых автомобилей и рассчитывают занять разные ниши на рынке полноприводных машин. В России, как известно, только два производителя полноприволных автомобилей. Помимо миасского завода — только "Камаз", поэтому конкуренция жесткая, в том числе и в рамках оборонзаказа.
С предприятиями, работающими на ОПК, тоже отдельная история. Они участвуют в программах модернизации на средства, предусмотренные федеральной целевой программой до 2020 года.
— Основной объем инвестиций — порядка 75 % — направляется на приобретение нового оборудования для замены изношенного и на испытания экспериментального. Ярким примером является Копейский завод им. Кирова. Наверное, они — одни из наиболее успешно поработавших по этой программе, и сейчас имеют великолепный экспериментальный парк, — похвалил промплощадку Егор Ковальчук.
Вместе с тем, предприятия ОПК продолжают наращивать выпуск гражданской продукции: это их будущий хлеб и одно из ключевых направлений, потому как сфера становится все менее прогнозируемой. Тактику в минпроме одобряют.
— К сожалению, для нас на рынке оборонной продукции сейчас активно играют госкорпорации, — пояснил Егор Ковальчук.
Успешным примером начала игры на "гражданском" рынке в регионе считается Златоустовский машиностроительный завод, реализующий инвестиционный проект по производству экструзионного профиля из алюминия. Это направление, по задумке, создаст полностью замкнутый цикл в бизнесе и позволит предприятию быть более гибким и эффективным.
Поизносились
И все же, убеждены многие эксперты, стагнация машиностроения объясняется, прежде всего, не рыночной конъюнктурой, а банальными поверхностными проблемами — моральным и физическим износом оборудования.
— Этот показатель сегодня достиг критической отметки и составляет 65--70 % и более, а возраст парка фактически превышает 25 лет, — приводит данные Сергей Кравчук.
По его словам, выбытие основных фондов отрасли идет темпом от 1,5 до 3,5 % в год, тогда как годовой темп обновления технологической базы не превышает 0,5 %. То есть, около 2 % работоспособного оборудования мы теряем ежегодно. А с учетом того, что потери начались с 90-х годов, цифра достигла уже порядка 50 %.
Однако особую тревогу вызывает сейчас в регионе снижение наукоемкости отечественной продукции. По оценкам экспертов, доля такой продукции в общем объеме машиностроительных предприятий не превышает 2,5 %. КБ были либо погублены, либо кое-как содержались на заказах металлургов. Не добавляет оптимизма для отрасли и вступление страны в ВТО.
— Если по сельскому хозяйству есть масштабные программы поддержки, то для машиностроения они носят локальный характер. И без модернизации производств здесь не обойтись, — убежден Сергей Кравчук.
По его мнению, в процесс производства должны закладываться наукоемкие технологии — по всем технологическим переделам: начиная от проектирования и производства материалов и заканчивая изготовлением заготовок и сборки готовой продукции. Но для этого нужна хорошая конструкторская документация и сырье, с качеством которого в России — именно для машиностроительной отрасли — проблемы.
— Предприятия, которые в ближайшие 5 лет не проведут модернизацию: снижение себестоимости и повышение производительности… Их не будет, — резюмирует Сергей Кравчук.
Масла в огонь подливает и в разы менее радужная картина в смежных отраслях. Специалисты уверены, что более 30 лет — это наше отставание от передовых стран в станкостроении, и мы почти потеряли эту отрасль. А причина такой ситуации в отсутствии четкой стратегии со стороны государства.
Стратегическое наступление
Поэтому, чтобы не похоронить и машиностроение, сейчас решено наверстывать упущенное. По крайней мере, на уровне региона. За опытом обратились к соседям.
— Вице-премьер Свердловской области продвигает эту программу уже давно, — рассказывает Егор Ковальчук. — Регион провел достаточно обширные маркетинговые исследования в области своих возможностей и возможностей своих предприятий. И главное — потребностей рынка. Привлекались федеральные эксперты, после чего были выделены направления, куда стоит двигаться. Под них создали программу, стоимость которой сегодня оценивается в 8 миллиардов рублей, из которых 2,5 уже утверждено правительством. Каждое предприятие, которое связывает свое развитие с данной стратегией региона — автоматически попадает в программу. То есть в том случае, если оно ориентировано на выпуск продукции, востребованной сейчас или в перспективе. Основной вид поддержки — компенсация процентов по инветскредитам, есть варианты помощи по выводу товара на рынок и продвижению, по выставочной деятельности.
По результатам реализации своей стратегии регион рассчитывает попасть в федеральные программы, рассчитанные на гораздо более серьезные суммы. Экономический эффект, рассчитали свердловчане, будет заметен через 3--5 лет. Но сама стратегия требует постоянной корректировки с учетом того, что делается в рынке. На уровне южноуральского минпрома этот подход посчитали наиболее здравым и решили отталкиваться именно от него.
Получите на развитие
Формы поддержки для стимулирования промышленных предприятий в региональном законодательстве предусмотрены и сейчас. Координирует их минэкономразвития. Однако недавно региональные власти решили пересмотреть этот инструментарий на предмет эффективности.
— Есть поручение актуализировать эти формы, создана рабочая группа, — доложил Егор Ковальчук. — Некоторые формы неактуальны, а некоторые вообще не используются. И основной вопрос — это форма федеральной поддержки. Финансовые возможности региона сейчас не очень большие. Поэтому говорить о каких‑то серьезных вливаниях в машиностроение сложно.
Как отметил Андрей Самсонов, председатель профильного комитета Заксобрания Челябинской области, одна из наших главных задач — активизировать работу по привлечению машиностроительных предприятий Челябинской области к участию в федеральных целевых программах, направленных на развитие промышленного комплекса.
— Господдержка и участие в федеральных программах — дело непростое, — сразу предупреждает Егор Ковальчук. — Со стороны предприятий оно требует и организационной, и финансовой подготовки. По сути, любое вхождение в программу подразумевает наличие полного пакета документов по самому проекту, по сбыту, по соинвестированию…
Минпромторг сейчас также пересматривает 19 подпрограмм в рамках программы поддержки отрасли. Будет дополнительно разработано еще три подпрограммы. Направление первой — инжиниринг, второй — биотехнологии и третьей — детские товары.
— Тема НИОКР не очень хорошо пошла на федеральном уровне, потому что много было выявлено злоупотреблений и неэффективного использования средств. Причем НИОКР не всегда предусматривал дальнейшее продвижение товара, — прокомментировал федеральный выбор Егор Ковальчук.
Продвигаемся и машем
Продвижением региональной продукции на рынок решено заниматься не менее плотно, чем поиском средств на развитие производств.
— Губернатор поддержал идею создания постоянно действующей выставки промышленных инноваций, — рассказывает Станислав Твердохлеб, руководитель комитета по промышленному развитию, высоким технологиям и охране интеллектуальной собственности ЮУТПП. — Никаких бюджетных вливаний не потребуется. Это будет действующее производство, работающее за счет тех заказов, которые мы сейчас не можем никому отдать. Это связано с созданием прототипов, разовых изделий и тому подобное — та работа, за которую никто не берется, но она является высокорентабельной. В эту работу будут встроены все действующие образцы продукции — не модели, а именно инновационные образцы: питание от ветрогенераторов, солнечных батарей, все то, что касается строительной сферы, машиностроения, инструментов, оборудования… Там же будем проводить семинары. Главная задача — чтобы площадка стала местом притяжения для обмена опытом и обращений предприятий по решению технологических вопросов.
А там недалек и тот день, когда цепочка замкнется на осознанной модернизации производств — на заслуженно полученные федеральные средства. Возможно, с этого момента маховик, наконец, начнет раскручиваться.
Кочки для машин
Эксперты в голос отмечают, что сейчас не лучшее состояние и экономики — российской и региональной, — и машиностроения. Так или иначе, отрасль пока держится. По первому полугодию этого года индекс промышленного производства в регионе составил, согласно статистике минпрома, 100 %. Иными словами, 2012 и 2013 годы оказались равны по объемам производства, и какого‑либо увеличения продукции именно в количественном виде нет. Это не значит, что не произошли качественные изменения, успокаивают в профильном министерстве, ведь в таких условиях все производители ищут оптимальные решения, наиболее эффективные с точки зрения продвижения. Поэтому на эти цифры надо смотреть не только с пессимистичной точки зрения. Но повод серьезно задуматься над ситуацией в регионе появился.
Причины стагнации машиностроения озвучиваются уже не впервые, и они общие для всей отрасли. Среди них — неоптимальные, часто устаревшие, оборудование и технологии, недостаток квалифицированных кадров, неконкурентоспособность производимой продукции, наличие избыточных производственных мощностей и опережающий рост себестоимости продукции за счет увеличения цен на сырье и энергоносители, а также отсутствие системы кредитования с переменной процентной ставкой.
— Это те вопросы, с которыми сталкиваются предприятия машиностроения, в основном "старого формата", — поясняет Егор Ковальчук, министр промышленности региона.
— Высокие производственные издержки, высокая металлоемкость, высокие энергозатраты, высокие цены на транспортировку… Соответственно, низкая рентабельность и, как следствие — недостаток оборотных средств для инвестиций и развития, — добавляет Сергей Кравчук, генеральный директор группы компаний "Уралкран" и развивает тему. — Кадров в регионе не хватает, потому что упал престиж инженерно-технических специальностей. Рентабельность снижается ежегодно на уровне 10 % из-за того, что цены на продукцию естественных монополий растут опережающими темпами. А кредитоваться и развиваться при сегодняшних процентах могут только смелые…
Наконец, емкость внутреннего рынка ограничена из-за недостаточно высоких темпов роста экономики страны в целом, отметил эксперт и привел предельно наглядный пример:
— При посещении китайской провинции Синьсянь мы насчитали более 100 машиностроительных предприятий, которые по объему производства полностью покрывают весь российский рынок.
Что такое хорошо…
Вместе с тем, обозначились и предприятия, которые неплохо лавируют между этими трудностями.
По информации областного минпрома, стабильно работали в январе-июле этого года и наращивали свои объемы Магнитогорский крановый завод, Миасский машиностроительный завод, Усть-Катавский вагоностроительный завод, ОАО "Агрегат", Челябинский автомеханический завод, ЗАО "Челябинские строительно-дорожные машины" (завод им. Колющенко).
Снижение объемов производства наблюдается на ЧТЗ, Челябинском электровозоремонтном заводе, Кыштымском машиностроительном объединении и Копейском машиностроительном заводе.
— Для машиностроения необходима достаточно быстрая модернизация и инновационный путь развития. И надо отметить, наши предприятия, успешно работают над этим, привлекая инвесторов, — говорит Егор Ковальчук.
Так, на базе ЗАО "Челябинские строительно-дорожные машины" открыто совместное предприятие с американской корпорацией Terex по выпуску карьерных самосвалов. ЧКПЗ активно обновляет станочный парк. По оценкам, суммарный эффект от модернизации в 2013-2014 годах должен превысить 800 миллионов рублей.
— Но не нужно связывать проблемы и успехи отрасли только с крупными предприятиями — надо понимать, что в этой сфере работают и представители малого и среднего бизнеса, — подчеркнул Егор Ковальчук.
По его мнению, такие предприятия быстрее реагируют на реалии рынка и, выпуская продукцию малыми партиями, имеют возможность быстро перестраивать производство под существующий спрос. А это один из факторов успешной работы в рынке. Предприятиям в таких условиях необходимо также разрабатывать собственную стратегию развития — чтобы повысить конкурентоспособность, уверены в минпроме. Один из примеров — АЗ "Урал". До 2017 года здесь проработали план по созданию линейки грузовых автомобилей и рассчитывают занять разные ниши на рынке полноприводных машин. В России, как известно, только два производителя полноприволных автомобилей. Помимо миасского завода — только "Камаз", поэтому конкуренция жесткая, в том числе и в рамках оборонзаказа.
С предприятиями, работающими на ОПК, тоже отдельная история. Они участвуют в программах модернизации на средства, предусмотренные федеральной целевой программой до 2020 года.
— Основной объем инвестиций — порядка 75 % — направляется на приобретение нового оборудования для замены изношенного и на испытания экспериментального. Ярким примером является Копейский завод им. Кирова. Наверное, они — одни из наиболее успешно поработавших по этой программе, и сейчас имеют великолепный экспериментальный парк, — похвалил промплощадку Егор Ковальчук.
Вместе с тем, предприятия ОПК продолжают наращивать выпуск гражданской продукции: это их будущий хлеб и одно из ключевых направлений, потому как сфера становится все менее прогнозируемой. Тактику в минпроме одобряют.
— К сожалению, для нас на рынке оборонной продукции сейчас активно играют госкорпорации, — пояснил Егор Ковальчук.
Успешным примером начала игры на "гражданском" рынке в регионе считается Златоустовский машиностроительный завод, реализующий инвестиционный проект по производству экструзионного профиля из алюминия. Это направление, по задумке, создаст полностью замкнутый цикл в бизнесе и позволит предприятию быть более гибким и эффективным.
Поизносились
И все же, убеждены многие эксперты, стагнация машиностроения объясняется, прежде всего, не рыночной конъюнктурой, а банальными поверхностными проблемами — моральным и физическим износом оборудования.
— Этот показатель сегодня достиг критической отметки и составляет 65--70 % и более, а возраст парка фактически превышает 25 лет, — приводит данные Сергей Кравчук.
По его словам, выбытие основных фондов отрасли идет темпом от 1,5 до 3,5 % в год, тогда как годовой темп обновления технологической базы не превышает 0,5 %. То есть, около 2 % работоспособного оборудования мы теряем ежегодно. А с учетом того, что потери начались с 90-х годов, цифра достигла уже порядка 50 %.
Однако особую тревогу вызывает сейчас в регионе снижение наукоемкости отечественной продукции. По оценкам экспертов, доля такой продукции в общем объеме машиностроительных предприятий не превышает 2,5 %. КБ были либо погублены, либо кое-как содержались на заказах металлургов. Не добавляет оптимизма для отрасли и вступление страны в ВТО.
— Если по сельскому хозяйству есть масштабные программы поддержки, то для машиностроения они носят локальный характер. И без модернизации производств здесь не обойтись, — убежден Сергей Кравчук.
По его мнению, в процесс производства должны закладываться наукоемкие технологии — по всем технологическим переделам: начиная от проектирования и производства материалов и заканчивая изготовлением заготовок и сборки готовой продукции. Но для этого нужна хорошая конструкторская документация и сырье, с качеством которого в России — именно для машиностроительной отрасли — проблемы.
— Предприятия, которые в ближайшие 5 лет не проведут модернизацию: снижение себестоимости и повышение производительности… Их не будет, — резюмирует Сергей Кравчук.
Масла в огонь подливает и в разы менее радужная картина в смежных отраслях. Специалисты уверены, что более 30 лет — это наше отставание от передовых стран в станкостроении, и мы почти потеряли эту отрасль. А причина такой ситуации в отсутствии четкой стратегии со стороны государства.
Стратегическое наступление
Поэтому, чтобы не похоронить и машиностроение, сейчас решено наверстывать упущенное. По крайней мере, на уровне региона. За опытом обратились к соседям.
— Вице-премьер Свердловской области продвигает эту программу уже давно, — рассказывает Егор Ковальчук. — Регион провел достаточно обширные маркетинговые исследования в области своих возможностей и возможностей своих предприятий. И главное — потребностей рынка. Привлекались федеральные эксперты, после чего были выделены направления, куда стоит двигаться. Под них создали программу, стоимость которой сегодня оценивается в 8 миллиардов рублей, из которых 2,5 уже утверждено правительством. Каждое предприятие, которое связывает свое развитие с данной стратегией региона — автоматически попадает в программу. То есть в том случае, если оно ориентировано на выпуск продукции, востребованной сейчас или в перспективе. Основной вид поддержки — компенсация процентов по инветскредитам, есть варианты помощи по выводу товара на рынок и продвижению, по выставочной деятельности.
По результатам реализации своей стратегии регион рассчитывает попасть в федеральные программы, рассчитанные на гораздо более серьезные суммы. Экономический эффект, рассчитали свердловчане, будет заметен через 3--5 лет. Но сама стратегия требует постоянной корректировки с учетом того, что делается в рынке. На уровне южноуральского минпрома этот подход посчитали наиболее здравым и решили отталкиваться именно от него.
Получите на развитие
Формы поддержки для стимулирования промышленных предприятий в региональном законодательстве предусмотрены и сейчас. Координирует их минэкономразвития. Однако недавно региональные власти решили пересмотреть этот инструментарий на предмет эффективности.
— Есть поручение актуализировать эти формы, создана рабочая группа, — доложил Егор Ковальчук. — Некоторые формы неактуальны, а некоторые вообще не используются. И основной вопрос — это форма федеральной поддержки. Финансовые возможности региона сейчас не очень большие. Поэтому говорить о каких‑то серьезных вливаниях в машиностроение сложно.
Как отметил Андрей Самсонов, председатель профильного комитета Заксобрания Челябинской области, одна из наших главных задач — активизировать работу по привлечению машиностроительных предприятий Челябинской области к участию в федеральных целевых программах, направленных на развитие промышленного комплекса.
— Господдержка и участие в федеральных программах — дело непростое, — сразу предупреждает Егор Ковальчук. — Со стороны предприятий оно требует и организационной, и финансовой подготовки. По сути, любое вхождение в программу подразумевает наличие полного пакета документов по самому проекту, по сбыту, по соинвестированию…
Минпромторг сейчас также пересматривает 19 подпрограмм в рамках программы поддержки отрасли. Будет дополнительно разработано еще три подпрограммы. Направление первой — инжиниринг, второй — биотехнологии и третьей — детские товары.
— Тема НИОКР не очень хорошо пошла на федеральном уровне, потому что много было выявлено злоупотреблений и неэффективного использования средств. Причем НИОКР не всегда предусматривал дальнейшее продвижение товара, — прокомментировал федеральный выбор Егор Ковальчук.
Продвигаемся и машем
Продвижением региональной продукции на рынок решено заниматься не менее плотно, чем поиском средств на развитие производств.
— Губернатор поддержал идею создания постоянно действующей выставки промышленных инноваций, — рассказывает Станислав Твердохлеб, руководитель комитета по промышленному развитию, высоким технологиям и охране интеллектуальной собственности ЮУТПП. — Никаких бюджетных вливаний не потребуется. Это будет действующее производство, работающее за счет тех заказов, которые мы сейчас не можем никому отдать. Это связано с созданием прототипов, разовых изделий и тому подобное — та работа, за которую никто не берется, но она является высокорентабельной. В эту работу будут встроены все действующие образцы продукции — не модели, а именно инновационные образцы: питание от ветрогенераторов, солнечных батарей, все то, что касается строительной сферы, машиностроения, инструментов, оборудования… Там же будем проводить семинары. Главная задача — чтобы площадка стала местом притяжения для обмена опытом и обращений предприятий по решению технологических вопросов.
А там недалек и тот день, когда цепочка замкнется на осознанной модернизации производств — на заслуженно полученные федеральные средства. Возможно, с этого момента маховик, наконец, начнет раскручиваться.
Источник информации