Александр Филатов в своем выступлении отметил, что вызовы в России, стоящие перед российскими машиностроительными корпорациями и мировыми лидерами, создают пространство для синергии. Он привел пример подобного сотрудничества между корпорацией Русские машины и компанией Терекс.
Русские машины - машиностроительная корпорация с выручкой более 160 млрд.руб. и 30 заводами в РФ, в т.ч. 4 в области дорожно-строительной техники | Терекс - один из мировых лидеров в отрасли capital goods, выручка более $8 млрд., дилерская сеть > 70 стран мира, развитая продуктовая линейка техники |
Возможности сильного локального игрока:
|
Возможности мирового лидера:
|
Сотрудничество
|
В совместно разработанных экспортных продуктах (Автогрейдер TG 140, гусеничный снегоболотоход ZZ-3 …) применены современные подходы к созданию техники: ориентация на требования клиента, внедрение системы проектного управления, использование передового инженерного опыта, унификация компонентной базы.
"Партнерство с западным производителем – это способ переосмыслить бизнес-процессы", – заметил А. Филатов. Серьезное значение имеет такой аспект как клиентоориентированность. Ему пока в должной мере не предают значения российские предприятия. Так, достаточно характерным является отсутствие желания принимать по гарантии, ссылаясь на то, что клиент просто не правильно эксплуатировал оборудование.
А. Филатов подробно рассказал о реализации принципа фокусирования на клиенте в компании:
- Близость к клиенту (региональные склады запчастей, их поставка в течение 5 суток, аренда техники).
- Гибкость (различные программы сервиса).
- Принцип 4 в 1 (дилер осуществляет поставку, сервис, обеспечение запчастями и актуальной информацией).
- Финансовые инструменты (лизинг, факторинг, rent-to-buy и др.)
Один из серьезнейших вызовов, стоящий перед машиностроительными компаниями, – это кадры. "Системным экспортом в России мало кто занимался, и в нашу компанию мы активно привлекаем экспатов. У нас четыре иностранных топ-менеджера, опыт которых позволит обучить людей и поставить бизнес-процесс", – поделился А. Филатов.
Игорь Принцев в своем докладе рассказал об успешном опыте создания совместного предприятия АМО ЗИЛ и компании IHI (Япония) с целью полной локализации производства деталей кузова для ОАО "Автофрамос".
В 2006 г. для локализации штамповки для деталей кузова автомобиля "Логан" в России и учитывая производственные мощности, тип прессовых линий и действующий процесс листовой штамповки, ОАО "Автофрамос" начало осваивать проект на АМО ЗИЛ с 5 наименований деталей.
Необходимыми стали: подбор поставщиков материала, резка заготовок, обслуживание штамповой оснастки и оборудования, важность освоения производства более 70 наименований изделий и изготовления для этого штампов.
В 2008 г. на АМО ЗИЛ совместно с руководством Автофрамос пришли к тому, что самостоятельно ЗИЛ быстро обеспечить локализацию не сможет. "И не потому, что есть ограничения по финансам или компетенциям, но потому, что есть ограничение по времени. Ни одно российское предприятие по локализации быстро войти в рынок с качественной продукцией не сможет. Нам потребовался партнер и административная помощь от Автофрамос для обеспечения скачка от 5 наименований до необходимых почти 100 позиций", – рассказал И. Принцев.
Таким партнером стала компания IHI из Японии, которая в свое время поставила на предприятие современное прессовое оборудование – 11 автоматических линий. 51% в уставном капитале совместного предприятия "Альфа Аутомотив Технолоджи" (ООО "ААТ" ) принадлежит ЗИЛ, остальные 49% – японской компании.
И. Принцев отметил, что скачок не только в номенклатуре, но и в количестве деталей, стал возможен благодаря международной кооперации. Так, изготовление качественных штампов – это процесс очень долгий, и в нем приняли участие три страны: Италия, Корея и Китай.
Изначально на АМО ЗИЛ очень скептически относились к требованиям, которые предъявляются к стандартам качества на Автофрамос. И почти 5 лет заняла работа с российским персоналом, в результате которой на сегодняшний день практически нет претензий по качеству продукции от Автофрамос. В информационной системе, связывающей предприятие и офисы компании Renault в Москве и в Париже, все данные по качеству доступны в реальном масштабе времени. Каждое изделие, выпускаемое совместным предприятием, можно идентифицировать по номеру изделия, месту и времени изготовления.
"ООО "ААТ" была нами обновлена на 50%, причем 50% это были японцы, работавшие в течение двух лет бок о бок с российскими коллегами. Почти год мы потратили на то, чтобы найти общий язык и обнаружили, что все это время говорили практически об одном и том же, только разными словами", – сказал И. Принцев.
На предприятии пристальное внимание уделяется обучению персонала. Проведено обучение мастеров управленческим навыками, обучение инспекторов качества, обучение 5S, 8D, ISO TS 16949. Введены системы: грейдов, Кайдзен, TPM/5S, бонусная система. Модернизирована организационная структура.
Другой проблемой стали поставщики, на которых в итоге были перенесено внедрение стандартов качества Renault. "Только через 5 лет мы получили качественный металл от поставщиков в России", – отметил И. Принцев.
С 2008 г. по настоящее время освоено 98 позиций для автомобилей Логан, Сандеро, Дастер. В 2012 г. начались поставки ряда штамповок на ВАЗ для автомобиля Флюенс, также начато производство (штамповка и сварка) ряда изделий для Ситроен.
На текущий 2012 г. показатели по продажам – 2,6 млрд руб., объем производства – 10 млн деталей. Прогнозируемый потенциал роста составляет около 30%.
"На сегодняшний день мы обеспечиваем ОАО "Автофрамос" 100% локализацию деталей штамповки. Но все шесть лет – это время непрерывной работы над изменением менталитета работников предприятия. И каждый день – это работа над качеством. Нельзя, как мы привыкли, сегодня сделать хорошо, а завтра оно само так получится", – заключил И. Принцев.
Материал подготовлен Еленой Абашевой (Портал машиностроения)