Баринов Александр, Руководитель аналитической группы IBS
Основные выводы по результатам исследования IBS "Определение уровня зрелости и степени автоматизации бизнес-процессов предприятий в сфере управления":
1. Как показывает исследование, лишь меньшинство респондентов - менее 30% опрошенных российских предприятий - используют средства автоматизации процессов управления основными производственными фондами, процессами ремонтов и обслуживания оборудования.
То есть качество обеспечения бизнес-процессов ремонтов и поддержания основных фондов в российской промышленности находится на весьма низком уровне: большая часть крупных предприятий вообще не проводило автоматизации этих процессов.
2. Хотя тему ремонтов и поддержания основных фондов большинство руководителей осознают как важную, системно решением этой проблемы мало занимается.
Причинами являются:
1) Низкая мотивация технических руководителей на обеспечение эффективности соответствующих бизнес-процессов (большинство из них удовлетворены текущим состоянием дел). Так, около 75% главных инженеров и главных механиков, заявляют о том, что удовлетворены текущим состоянием дел в отношении управления производственными активами и техобслуживанием и ремонтами на предприятии.
2) Низкий уровень знаний технических специалистов и руководителей на местах о соответствующих услугах и решениях. 68% специалистов предприятий, не использующих автоматизацию, заявляют, что не знакомы с системами автоматизации процессов техобслуживания и ремонтов. А про системы управления основными производственными фондами знают еще меньше специалистов.
3) Неготовность оценивать экономические потери и потенциальный экономический эффект от внедрения новых технологий. Вопросы экономической эффективности, сокращения издержек за счет снижения расходов на ремонты и сокращения простоев, критических сбоев и аварий, беспокоят менее 15% технических руководителей и около 30% финансовых руководителей.
3. Руководители предприятий, уже внедривших подобные системы, признают, что автоматизация процессов реально помогает им в работе. Как показывает опрос, важнейшие преимущества ощущают финансовые руководители. 91% таковых отмечают, что система позволила снизить расходы на техобслуживание и ремонты. В качестве главного источника снижения затрат на техобслуживание и ремонты руководители называют оптимизацию работ и снижение запасов запчастей – 65% респондентов.
4. Между тем на Западе экономический эффект в виде снижения издержек от внедрения современных технологий является очевидным и является главной целью проектов по внедрению информационных систем класса EAM.
Зарубежные аналитические агентства публикуют детальную информацию о потенциальных экономических эффектах внедрения решений ЕАМ и показывают широкий спектр потенциальных положительных эффектов таких проектов. В целом 65% западных предприятий при внедрении EAM преследуют цели ускорения возврата инвестиций в активы, 61% - снижение рисков от выхода из строя критически важных активов, 19% - энергосбережение и 19% - необходимость обслуживания сложного оборудования.
По данным агентства Aberdeen, использование EAM позволяет западным предприятиям довести значение показателя эффективности использования оборудования до 93% от максимально возможного. Использование EAM приводит к снижению времени простоя до 3% от максимально возможного времени работы оборудования, при этом время незапланированного простоя не превышает 2% Отдача от производственного оборудования увеличивается на 20-25%.
По данным исследования консалтинговой компании A.T.Kearney, системы EAM дают следующие экономические эффекты:
- Повышение производительности работ по техобслуживанию и ремонтам на 29%,
- Повышение коэффициента готовности оборудования на 17%,
- Сокращение складских запасов на 21%,
- Уменьшение случаев нехватки запасов на 29%,
- Сокращение аварийных работ на 31%.
5. Специализированные информационные системы, направленные на решение именно задач управления основными фондами, которые широко известны на мировом рынке, практически не известны в России.
Мы имеем в виду такие системы, как Maximo (IBM), Datastream (Infor), Mincom, Indus, которые признаются западными аналитиками в качестве лучших решений этого класса.
В России же, по мнению респондентов IBS, лидирующими поставщиками ПО для построения систем управления ТОРО/ЕАМ являются: SAP ERP, Oracle E-Business Suite и Microsoft Dynamics AX. За ними идут специализированные разработки российских фирм: ИС-ПРО, TRIM (НПП СпецТек), ИС ТОиР (Гроссмейстер).
Gartner расставляет игроков в своем магическом квадрате с точки зрения правильности видения рынка по отношению к возможностям реализации видения следующим образом: | В нашем исследовании мы построили собственный вариант магического квадрата по России. По вертикали – узнаваемость решения по автоматизации ТОРО/EAM, по горизонтали – количество внедрений в России. |
![]() |
![]() |
6. Проникновение систем ТОРО/ЕАМ в разных отраслях неравномерно.
- В нефтегазовой отрасли около 50% крупных предприятий используют средства автоматизации, причем в основном это соответствующий модуль ERP-системы.
- Цветная металлургия – около 45%, черная металлургия – менее 20%, и здесь также в основном это модуль ERP-системы.
- В машиностроении практически не используется автоматизация процессов ТОРО и EAM – менее 5%.
- Что касается сферы ЖКХ и электроэнергетики, то здесь менее чем на 15% предприятий используется автоматизация EAM.

7. В целом по экономике затраты на ремонты и поддержание основных фондов могут достигать, по экспертным оценкам IBS, 6-9% ВВП. Очевидно, что далеко не все эти средства тратятся эффективно.
8. Например, ситуация с ремонтом основных фондов в промышленности РФ:
1) Степень износа Основных фондов на российских предприятиях Добывающей промышленности в 2007 году составила 49,7%, Обрабатывающей – 41,7%. Подотрасли, лидирующие по этому показателю – Добыча нефти и газа (50,3%) и Производство транспортных средств и оборудования (52,1%), за счет высокой ресурсоемкости производств. При этом, по данным статистики, с 2003 года замечена слабая тенденция к снижению этого показателя по всех отраслях.
2) По данным Росстата, затраты на ремонт относятся к Инвестициям в основной капитал (ОК). В 2007 году совокупные инвестиции в ОК на предприятиях Добывающей промышленности составили 1004,4 млн. руб., Обрабатывающей – 1020,7 млн. руб. Экспертно установлено, что доля ремонтов в показателе, в зависимости от специфики производства составляет от 10 до 50%, таким образом, инвестиции в ремонты в 2007 году составили в Добывающей промышленности – 100,44 – 502,2 млн. руб., Обрабатывающей – 102,07 – 510,35 млн. руб. Учитывая высокий показатель степени износа основных фондов на предприятиях нефтегазовой отрасли, предположительно доля ремонтов в инвестициях близка к верхним границам диапазонов – к 50%.
3) Основные ремонтные объекты на предприятиях нефтегазовой отрасли – сооружения (64,9% от всех Основных фондов, 2008 г.) и машины и оборудование (23,4%).
Данные западных агентств по EAM-системам
Общие данные
С 1979 года затраты на ремонт растут на 10-15% в год:
- Общая стоимость ремонтов превосходит $1 триллион в 2007 году
- Приблизительно один ремонт из трех заканчивается неудачно
- Ремонтный персонал тратит менее 4-х часов в день непосредственно на проведение ремонтных работ
- Отношение неполученной прибыли и понесенных убытков к прямым затратам на ремонтные работы составляет 4:1
25-30% |
сокращение затрат на обслуживание оборудования |
31% | сокращение стоимости аварийных работ |
29% | повышение производительности ремонта |
21% | сокращение сверхнормативных запасов |
17% | повышение коэффициента готовности оборудования |
29% | уменьшение случаев нехватки запасов |
22% | уменьшение количества сверхурочных работ |
29% | уменьшение времени ожидания материалов, необходимых для проведения работ |
29% | сокращение срочных закупок |
18% | экономия за счет получения более выгодных цен, связанная с появлением возможности выбора поставщика |
6-8 месяцев | Срок окупаемости решения |
Источник: A.T.Kearney
Объем рынка
![]() Источник: ARC Advisory Group |
Структура спроса на EAM-решения по миру:
Источник: Oracle |
Вендоры
2006 год, прочие компании 34%
Источник: ARC Advisory Group
Источник: Gartner