Шамрай Ф.А. (Engineer25@mail.ru)
Невозможно говорить об инфраструктурных проектах, имеющих колоссальную стоимость и длительность влияния на жизнь страны, в отрыве от понимания модели экономики.
Усилим протекционизм – ослабим конкурентоспособность и сократим таможенные поступления. Укрепим рубль – усилим платёжеспособность граждан, но ослабим конкурентоспособность экономики. Ослабим рубль – увеличим конкурентоспособность экономики, но спровоцируем инфляцию. Таких противоречий тысячи. Все мы находимся в сложной ситуации противоречивости и неопределённости, вызванной глобальным системным кризисом. Данная работа является попыткой уменьшить эту неопределённость.
1. Модель экономики.
Модель экономики выглядит следующим образом:
Модель применима как для анализа экономики страны, так и для анализа экономики любого региона. Она легко наполняется цифровым содержанием, определяемым законодательством и статистическими данными.
Модель однозначно показывает, что масштаб любой экономики зависит от масштаба человеческого капитала. Его качество определяет общественную производительность труда. От неё, в свою очередь, зависят доходы частных лиц, которые определяют объём конечного потребления. Ради конечного потребления работает вся промышленность, создаётся и используется инфраструктура, используются природные ресурсы.
Модель позволила определить основные факторы, определяющие макроэкономическую стабильность и построить "пирамиду" этих факторов. Т.е., соотнести их по важности.
Пирамида основных факторов, определяющих долгосрочную макроэкономическую стабильность.
Например: наличие человеческого капитала наряду с низкой общественной производительностью труда – это либо "проедание" ресурсов, либо голод. Поскольку наша промышленность слаба, то мы, пока, исключительно "едим" ресурсы, а не инвестируем их:
При этом мы можем иметь сбалансированность государственных доходов и расходов, иметь низкую инфляции.
Необходима система макроэкономических показателей, обеспечивающих стабильное развитие России на длительном отрезке времени, а не только в текущем бюджетном году.
2. Модель современного кризиса и выхода из него.
Вся мировая экономика находится в состоянии системного кризиса. Понимание его природы может подсказать технологию выхода из него.
Когда глобальная рецессия сжимает спрос, как следствие сжимается бизнес. Правительства вынуждены усиливать протекционистские меры ради защиты национальных рынков труда. В связи с этим, существенно падают показатели экспорта и импорта. Сокращается число рабочих мест, снижаются зарплаты, сокращаются поступления в бюджет. Бюджетный дефицит провоцирует инфляцию.
Механизм образования и развития отрицательного социо-экономического вихря.
• В точке предельного насыщения социоэкономического (http://cscp.ru/clauses/5/c/3820) вихря либо происходит мгновенная и неожиданная (бифуркационная) переоценка рисков одним или несколькими значимыми биржевыми игроками. Они "уходят" с рынка. Либо кредиты уже просто никто не берёт, потому, что уже больше некуда (всё перезаложено, даже риски). Либо Государство неосторожно изменило методику оценки активов =>
• => прекращается рост акций предприятий =>
• => исчезает возможность бизнеса увеличивать, под растущие акции, перекредитованность =>
• => акции начинают "падать" => по Закону доминирования отрицательной мультипликации, игроки начинают "уходить" с рынка, избавляться от падающих акций, что ещё более ускоряет их падение =>
• => балансы банков, из-за падающих ценных бумаг, начинают "дырить". Банки начинают править балансы и перестают давать кредиты =>
• => растёт объём краткосрочной задолженности. Начинаются сбои возвратов кредитов со стороны перекредитованных предприятий и банков =>
• => ещё больше падает спрос на акции и, соответственно, их стоимость =>
• => нарушается ликвидность предприятий перед банками. Кредиты-то они брали под залог акций, а их стоимость упала =>
• => банки требуют вернуть кредиты или увеличить залог =>
• => банкротства предприятий (и банков) или кардинальное сжатие экономической активности =>
• => уменьшается рынок труда => сжимается потребление =>
• => падает экспорт => растёт протекционизм =>
• => низкий индекс потребительской и предпринимательской активности =>
• => инкапсуляция денег населением и банками =>
• => сжатие денежной массы =>
• => бюджетный дефицит =>
• => уменьшаются расходы Государства =>
• => уменьшается рынок труда => сжимается потребление => падает экспорт => растёт протекционизм => и т.д., и т.д., и т.д.
• => Всё. Рецессия. Мировой Спекулятивный Финансовый капитал сформировал отрицательный вихрь, ведущий экономику к коллапсу.
Если раньше кризисы носили региональный характер и рост в другом регионе становился локомотивом, который вытаскивал кризисный регион из состояния рецессии, то сейчас, в условиях глобальной рецессии такого локомотива нет. Разомкнуть спираль без участия Государства некому.
Лечение глобальной экономики увеличением свободного финансового капитала, не связанного с реальным сектором, будет лишь ужесточать негативные проявления цикличности в экономике.
"В условиях благоприятной конъюнктуры предприниматели предпочитают избегать чрезмерного риска, связанного с коренной перестройкой производства, пытаются ограничиться рационализацией и усовершенствованием существующих технологических процессов"
В условиях кризиса бизнес сжимается. Такова его природа – поиска минимальных рисков и максимальных прибылей.
В периоды депрессий, когда само существование огромного количества хозяйственных единиц и домохозяйств ставится под угрозу, Государства оказываются вынужденными компенсировать рецессионный уход из экономики Бизнеса и, связанное с этим, падение жизненного уровня населения. Государствам приходится рисковать, проводя в жизнь крупные инновации, понимая, что незначительные улучшения не приведут к кардинальному изменению ситуации.
"После масштабных инноваций, через какое-то время, начинается рост экономической конъюнктуры. Создаются благоприятные условия для дополняющих нововведений, не несущих для бизнеса чрезвычайного риска."
Такими масштабными инновациями являются инфраструктурные проекты, проводимые государством. Достаточно 2 - 3 лет положительных торговой динамики и торгового баланса страны на фоне роста экономики, а так же стабильности валюты и возможности её вывоза, как образовывается положительный социоэкономический вихрь.
Растущей экономике всегда нужны инвестиции. Образуется разность потенциалов между потребностью в инвестициях растущей экономики, и избытком Мирового Спекулятивного Финансового капитала . Естественно, начинается его переток в эту страну или регион.
Спекулятивный финансовый капитал работает по принципу Деньги – Товар – Деньги”. Его интересует только ликвидность. Один из наиболее ликвидных спекулятивных сегментов мировой экономики - фондовый рынок.
На начальном этапе акции растут, отражая рост реального сектора. Их покупает Мировой Спекулятивный Финансовый капитал. Акции подрастают в цене уже не как отражение стоимости реальных активов, а как отражение возможной будущей спекулятивной прибыли. Когда акции выросли в цене, то под большую (но не реальную) стоимость предприятиям дают больше кредитов. Они делают инвестиции, имеющие своей целью дальнейший рост фондовой капитализации, в том числе за счёт слияний и поглощений, которые так же являются спекулятивной игрой с целью увеличения стоимости ценных бумаг (на самом деле выкачивают из предприятий их стоимость). Стоимость акций опять выросла, и … пошло-поехало. Рост акций – кредиты для роста капитализации - рост акций… Образовался устойчивый положительный социоэкономический вихрь.
Складывающееся сегодня на мировых рынках улучшение даёт России передышку, но она иллюзорна. У этого улучшения спекулятивный характер. Фондовый рынок легко впадает в паническое падение. Перенасыщенный деньгами, он, столь же легко, впадает в панический рост. Чем больше в мире спекулятивного капитала, тем больше, чаще и опаснее будут размахи фондового рынка. А денег, все страны, вкачали очень много… И продолжают вкачивать…
Что бы запустить положительный вихрь в экономике - нужен локомотив созидания. Локомотив возрождения доверия. Нужен мощный и длительный импульс развития промышленности для восполнения утраченных объёмов Национальной экономики.
Фондовый рынок – никогда не сможет дать необходимый импульс Российской промышленности и инфраструктуре.
3. Станут ли США локомотивом роста глобальной экономики?
Нет.
"На каждое американское домохозяйство приходится 400 тыс.$ внешнего долга. Америка вынуждена продолжать занимать ежегодно 7% своего ВВП" - экс министр торговли США и советник Президента Никсона - Питер Питерсон("Профиль от 28.07.08"). 40% американских семей тратят больше, чем зарабатывают ("Итоги" от 24.11.08).
"… мы ещё не нащупали дно. Повсюду ухудшается макроэкономическая обстановка. … если страны сделают правильные выводы из японской рецессии 90-х годов и осуществят программы фискального стимулирования достаточного объёма, мы заметим признаки выхода из кризиса через три четыре года" - Ричард Ку – советник нескольких премьер - министров Японии ("Эксперт" №15 2009г.).
"Если обращаться к опыту Японии по борьбе с тяжелейшим кризисом 90-х годов прошлого века, то важнейшим достижением следует признать недопущение серьёзного спада ВВП. Япония потратила около 15 триллионов долларов за 15 лет на цели фискального стимулирования. С поправкой на размеры экономики, аналогичная цифра для США должна была бы составить 45 триллионов долларов." - Мартин Уокер – главный редактор американского информационного агентства UPI ("Эксперт" №14 2009г.).
"Эмиссия облигаций американского казначейства приближается к точке пресыщения. Выше мы описали механизм формирования отрицательного социоэкономического вихря. Доверие к ликвидности доллара резко упадёт к началу лета" - Жак Сапир – французский экономист ("Эксперт" №7 2009г.).
США, что бы спасти свою экономику, необходима эмиссия на ~ 45 триллионов долларов (это почти годовой ВВП планеты). Мировая экономика не рискнёт занять Америке столько денег. США "раздали" свою индустрию по всему миру, заменив её финансовыми услугами. Вместе с ней они отдали конкурентоспособность своей экономики, которая не может состоять только из конечного потребления домохозяйств и финансового сектора.
Нет никаких предпосылок для возвращения США роли локомотива мировой экономики.
4. Станет ли Китай локомотивом роста глобальной экономики?
Да.
Но, насколько это выгодно России?
Китай, потеряв ~25% экспорта, решает сейчас задачу компенсации этой потери. Этому способствуют его инфраструктурные проекты на пол-триллиона долларов, планы Коммунистической Партии Китая по повышению в 4 раза (за 20 лет) уровня жизни и огромный внутренний рынок (более миллиарда населения). Китай сконцентрировал все свои силы на сбалансированности своей экономике и её самодостаточности. Это необходимо ему для решения своих геополитических задач.
Являясь самым большим кредитором Америки, Китай не заинтересован в одномоментном обрушении доллара. Но, с другой стороны, уже заявил о своих планах сделать юань резервной валютой и действует в этом направлении. Этому способствует то, что азиатский экономический узел (Китай, Япония, Азия с Австралией), обеспечивают 4/5 мирового товарооборота (см. рисунок, приведённый ниже ("Эксперт" №14 2009г.))
Возглавить эту восточную экономику, стать её ядром – стратегическая задача Китая. Ему сейчас ни до кого. И не до России, в частности. Китай набрал достаточный разгон, что бы какое-то время расти автономно, не опираясь на мировую экономику. Китай создаёт национальную, многоотраслевую, сбалансированную современную индустрию, призванную обеспечить ему роль мирового лидера.
Рост в Китае неизбежен. Россия, как добрососедский поставщик ресурсов, Китаю очень даже пригодится. На этой потребности, как сырьевая страна, мы сможем просуществовать до 2020г. То есть до того времени, когда Китай реализует свои программы по 4-х кратному повышению уровня жизни.
Если Россия не собирается стать сырьевым придатком Китая, то она не может выбрать его для себя в качестве постоянного локомотива.
5. Станет ли Россия локомотивом роста глобальной экономики?
Россия обладает большим внутренним рынком и многократным потенциалом его роста. У нас есть достаточно источников, формирующих большую валютную выручку (углеводороды, оружие, продовольствие, металлы, лес). В ближайшей перспективе – вода, электроэнергия.
В сложившейся ситуации, промышленное и инфраструктурное отставание России нужно использовать, как наше конкурентное преимущество. Мы можем инициировать несоизмеримо больше инфраструктурных Проектов, чем развитые Европа, Япония и Америка. Мы можем быстрее, чем на Западе, восстановить внутренние масштабы национальной экономики, рынки и национальную банковскую систему.
Необходимы Проекты, имеющие большой мультипликативный рычаг. То есть, сейчас важнее те из них, в которых каждая денежная единица, вложенная государством, приведёт в движение как можно больший объём российских товаропроизводителей из различных отраслей и сгенерирует как можно больший ВВП. Именно таким образом определяется приоритетность инфраструктурных проектов.
- В России огромное поле инфраструктурной, т.е. затрагивающей всю экономику, деятельности:
- Строительство современного коммерческого и рыболовного флота (по 100 кораблей в год), авианосная программа, "Приразломная" - безусловно, инфраструктурные проекты.
- План по выпуску гражданских и транспортных самолётов (до 500 штук в год) – инфраструктурный проект,
- Увеличение объёмов разведочного и горизонтального бурения для увеличения разведанных запасов и объёмов добычи углеводородов - инфраструктурный проект.
- Если рухнет российский автомобильный рынок, то рухнет огромный сегмент экономики. Поддержать его можно и нужно. Речь идёт о механизмах поддержки скорейшей локализации комплектации всех сборщиков. Польза всем! И нефтяникам, и металлургам (чёрным и цветным), и государству. Автомобильное производство способно генерировать 10% ВВП. То, что требуется!
- Необходима перестройка (модернизация) НПЗ и химических комбинатов. Сейчас мы перерабатываем только половину добываемого сырья. К выходу из кризиса будем иметь конкурентоспособную нефтехимическую промышленность, другую глубину переработки и качество нефтепродуктов. Будем экспортировать не нефть, а бензин. Потребуется гора металла и труда. Это заказы строителям, машиностроителям, металлургам, металлургам, горнякам и т.д. Все будут получать з.п., платить по автокредитам, ипотекам и т.п.
- Строительство жилья и модернизация ЖКХ
- Строительство метро
- Геологоразведка, освоение новых месторождений
- Сельское хозяйство
- Лёгкая промышленность
- Энергетика
- Дороги и логистика
- Связь
Россия может стать локомотивом глобального роста. У неё на руках все козыри.
6. Вопросы методик.
Практически по всему спектру вопросов развития российской промышленности имеются соответствующие правительственные программы и стратегии. Только напрямую, касающихся промышленности, их более 25.
Почему же при таком количестве правильных решений нарастает научно-технологическое отставание России от глобальных лидеров? Очевидно, существуют системные методологические ошибки, препятствующие движению в нужном направлении. Анализ выявил их.
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 1 марта 2008 г. N 13419 говорит: "Проекты … подлежат отбору на основе показателей финансовой, бюджетной и экономической эффективности (количественные критерии)". Такими критериями являются NPV и IRR.
Но, например, строительство атомного энергоблока длится примерно 10 лет, а эксплуатируется он ещё 50 лет. Существуют ли сегодня инструменты и специалисты, которые смогут хоть с какой-то достоверностью определить денежные потоки по этому проекту длительностью 60 лет?
Если следовать методике, то ни один крупный, тем более инфраструктурный проект невозможен.
Необходимо, наконец, признать, что достоверность финансовых расчётов инвестиций теряется уже после пятого года. Укоренившаяся методика NPV/IRR неприемлема для проектов с длительным жизненным циклом.
Создание Нового Продукта в авиадвигателестроении длится ~ 7 лет и стоит ~ 2 млрд.$. Если компания работает с рентабельностью продаж ~ 10% и седьмую часть своей прибыли направляет на разработки Новых Продуктов, то продажи компании должны быть не менее 14 млрд.$/год. Ни одна крупнейшая компания мира не соответствуют этому критерию.
Именно этой причиной объясняется активное участие суверенных Государства в создании новых авиационных двигателей.
Сегодняшняя тенденция такова: конкуренция диктует необходимость повсеместного применения научных знаний, что повышает стоимость технологического уровня продукции во всё большем числе отраслей до таких величин, когда "коммерческий" подход к окупаемости рушится во всём мире на наших глазах.
Анализ модели экономики показывает, что её масштаб зависит от масштаба человеческого капитала. Он, в свою очередь, зависит от численности населения, от длительности трудоспособного возраста, от уровня здоровья, от уровня образованности, от уровня квалификационной и географической мобильности, от уровня безработицы-1, (от уровня причастности к широкополосной интернет - сети)2, (от уровня применения программных продуктов)3
Методик учитывающих развитие человеческого капитала, на которые могло бы опереться Правительство, пока, просто нет.
Никакой крупный проект или программу нельзя рассматривать обособленно, без учёта государственной социальной политики, политики регионального развития, промышленной политики, оборонной доктрины.
Какой орган Правительства ведёт интеграционный анализ? Назрел принципиальный вопрос о воссоздании института государственного планирования (ГОСПЛАН).
Правительство видит возможность финансирования проектов только в "привлечении стратегических инвестиций" (Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 г. №1663-р).
Но только ли внешние инвестиции являются источником роста? Откуда их может взять Государство?
Вот идёте Вы по лесу, валяется хворост. Это природное сырьё. Вы его собрали в охапку и принесли в деревню - это уже растопочный материал, т.е. появилась стоимость (полезность). За неё вам заплатили 10 руб. Все люди, опираясь на природные ресурсы, создают друг для друга какую-то пользу, т.е., стоимость.
Деньги - это всеобщий эквивалент стоимости (полезности). Сами по себе никакой стоимостью они не являются. Чем больше пользы создаёт некая экономическая система, тем больше денег должно её отражать.
Если, опираясь на свои природные ресурсы и труд своих граждан, Государство проводит Инфраструктурные Проекты, создающие стоимость, то оно, соответственно, должно, на объём приращённой стоимости, эмитировать денежную массу.
Это абсолютно соответствует формуле капитализма Т – Д – Т’. Причём стоимость, в соответствии с международными стандартами финансовой отчётности, появляется пропорционально реализации Проекта, а не при полной его готовности. Т.е., работа и зарплата появляются сразу. Это восстановит и даст рост потреблению домохозяйств. Сразу же оживёт коммерческая часть рынка. Восстановится и начнёт расти бизнес.
Утверждение о том, что эмиссия неизбежно ведёт к инфляции - является ложным. Эмиссия, направленная на реализацию крупных инфраструктурных проектов, возможна и необходима.
Инфляция зависит от характера использования эмитированных денег. Если деньги не инкапсулируются банками и населением, не утекают в импорт товаров и валюты, а целенаправленно (проектно) идут на создание стоимости, то инфляции нет, и не будет.
Сорокалетнее доминирование в мире спекулятивного финансового капитала подменило в умах очень многих людей формулу товарного капитализма Т – Д – Т’, где первично производство товара, на формулу спекуляций Д – Т – Д’, где первичны деньги. Глобальная спекулятивная система делания денег "из воздуха" (без производства) терпит на наших глазах крах. Чем быстрее Российская элита отвяжется от неё, тем большее благосостояние граждан и могущество государства будет достигнуто.
Реализация крупных инновационных инфраструктурных Проектов с большим положительным мультипликативным эффектом даст России устойчивое положительное экономическое развитие с опорой на внутренний рынок. Даст стабильный рост ВВП. Мировая экономика пересыщена не связанными деньгами. Удержав стабильный рост экономики, в течение одного года, мы привлечём на российскую биржевую площадку инвестиции. Сформировавшиеся сейчас мировые денежные финансовые навесы ринутся на российскую биржевую площадку, превращая Россию в один из мировых финансовых центров. Это позволит развить конкурентоспособную многоотраслевую промышленность, восстановить утерянные отрасли. Россия не только выйдет из кризиса, но и станет локомотивом для СНГ и Европы. Российский рубль, наряду с юанем, $ и €, может стать мировой резервной валютой.
Предложенная модель экономики показывает, что невозможно использовать общественное богатство: человеческий капитал, недра, землю и воду без инфраструктуры.
Ниже приводятся доводы в пользу инфраструктурных проектов сетевого характера в России: сети коммуникаций, сети транспорта и логистики, сети энергетического производства и обеспечения.
7. Инфраструктурный проект "Сети связи".
Правительство Российской Федерации отмечает "значительное усиление роли человеческого фактора во всех областях развития экономики и общества" (Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 г. №1663-р).
Принципиально важным является то, что потенциал человеческого фактора растёт в квадрате при подключении к сети, и растёт в кубической степени, если профессиональная деятельность работающего населения алгоритмизована.
Современная математика и алгоритмика дают на каждый вид профессиональной деятельности программное обеспечение, являющееся инструментом управления знаниями в конкретной предметной области. Пять конструкторов, оснащённых современными средствами алгоритмизации, сегодня могут заменить 125 человек, работавших вчера на кульманах.
Сама по себе компьютеризация, без базовых отраслей и промышленности, без наличия РАБОТЫ не создаст стоимости, но СЕТЬ является базисом для интенсивного роста общественной производительности труда. Очевидно, что любые инфраструктурные проекты по созданию сетей являются выгодными с точки зрения Государства.
Россия имеет огромную протяжённость потенциальных "носителей" для оптоволоконных каналов связи: железные и автомобильные дороги, трубопроводные системы, ЛЭП. Россия имеет возможность развить спутниковую группировку любого размера для доставки цифрового сигнала в любую точку страны. Россия является идеальной площадкой для решения "последней мили" через WiMax.
Интегрировав и массово применив "космос", оптоволокно, WiMax, поставив во главу угла алгоритмизацию, Россия может стать одним из первейших цифровых государств и перейти к экономике знаний. Именно эта возможность снимает ограничение роста ВВП России, вызванное ограниченной численностью населения.
8. Инфраструктурный проект "Интегрированная транспортная сеть России".
Россия, как глобальный хаб
Глобальное нарастание (после кризиса) дефицита всех видов ресурсов, и их наличие в России, расширяет значение её глобальной торговой ресурсной площадки. С учётом неизбежного роста цен на углеводороды, всё большее значение в перевозках будет занимать морской (включая ледокольный), ЖД, трубопроводный виды транспорта. Срединная роль России позволяет ей стать глобальным хабом между ЕС и Китаем с Японией.
Товарооборот по этим направлениям составляет 454 млрд. $/год.
В связи с глобальным потеплением льды в Арктике отступают, что делает Северный морской путь кратчайшим для обеспечения грузооборота между Америкой и Японией с Китаем.
Товарооборот по этим направлениям составляет 839 млрд. $/год.
Значимость стоимости логистики, как главнейшего фактора глобальной конкуренции, будет возрастать. Порты, грузовые суда и ЖД, как основа логистики, очень важны для России. Скоростной и дешёвый транспортный транзитный коридор Запад – Восток, очень выгоден для России и увеличивают её политическую функцию срединой евразийской державы.
Северный морской путь
Обустроенный инфраструктурой Северный морской путь открывает доступ России к нефтегазовым ресурсам арктического шельфа и является лучшим способом защиты национальных ресурсов.
Северный морской путь открывает доступ России к рынку сжиженного природного газа, позво-ляет стать его поставщи-ком на азиатский и американский рынки (www.epr-magazine.ru/.../freerompipe/gr2.gif), увеличивает гибкость российского экспорта.
Северный морской путь открывает доступ к богатствам Северо-Восточной Сибири. Через него, и через судоходные реки (Енисей, Лена, Колыма), становится доступной огромная территория, которая замыкается несколькими коридорами Север – Юг, на Транссиб.
Транспорт, как матрица, обеспечивающая развитие регионов.
Раздел подготовлен на материалах Министерства регионального развития
Сравните густоту дорожной сети европейских государств и нашу. Учтём, что вокруг Москвы самая густая дорожная сеть. Сегодня мы имеем 47 тыс. федеральных дорог. Очевидно, что их должно быть значительно больше.
Слабая дорожная сеть – это неразвитый рынок труда. Большие транспортные издержки на пере-мещения являются одним из серьёзных препятствий для маятниковой миграции.
Низкая пространственная мобильность накладывается на низкую квалификационную мобильность населения. Если человек не может перемещаться в пространстве, следуя за рыночными предложениями в своей профессиональной нише, то он подстраивается под предложения в месте проживания. Но система профессионального образования, развернутая под советские территориально-производственные комплексы, уже не существует. В силу этого, складывается ситуация массового морального устаревания профессиональных знаний и навыков населения.
Слабая дорожная сеть приводит к ситуации снижения рождаемости: стоимость жилья в городах не позволяет купить квартиру, чтобы родить ребёнка, а отсутствие работы в провинции не позволяет его "прокормить" в соответствии с социальными стандартами.
Низкая пространственная мобильность населения создает на территории РФ "анклавы безработицы и экономической стагнации", границы которых совпадают с границами расселения определенных этнических и конфессиональных групп. Данные региональные различия имеют потенциал политической конфликтности и, при определенных условиях, способны создавать угрозу стабильности общественного порядка в стране.
Нет дорог – значит:
• нет рынка труда,
• нет роста квалификации населения,
• нет роста зарплаты,
• нет роста рождаемости,
• нет регионального развития,
• есть рост этнической (или конфессиональной) инкапсуляции и сопутствующих рисков
Минрегионразвития подготовило карту развития регионов, на которой обозначило 12 сформировавшихся конгломераций: Московскую, Санкт-Петербургскую, Нижегородскую, Самарскую, Казанскую, Ростовскую, Екатеринбуржскую, Челябинскую, Иркутскую, Красноярскую, Хабаровскую, Владивостокскую.
Вокруг них необходимо создать транспортную сеть такой густоты и качества, что бы в радиусе 100 км доступность центра для граждан была в районе одного часа, а в радиусе 800 км доступность центра должна быть в районе 4 – 10 часов. В радиусе 800 км должна быть обеспечена логистическая доступность в районе одних суток. Сегодня даже Москва не связана со своей промышленной периферией в радиусе 100 – 200 км. Построили дорогу до Калуги - регион сразу же начал выходить из многолетней стагнации.
Транспортная сеть вокруг конгломераций сформирует экономические пространства, свободные от предпосылок к бедности и низкой рождаемости.
Необходимы государственные комплексные инвестиционные инфраструктурные программы:
• Строительство интегрированной транспортной инфраструктуры вокруг городских конгломераций
• обустройство конкурентного логистического коридора - ЕС – Китай,
• обустройство конкурентного логистического коридора - Северный морской путь, как плацдарма освоения арктического шельфа и северо-востока России.
9. Инфраструктурный проект "Российская энергетическая политика"
Энергосбережение.
Энергоёмкость российского ВВП зашкаливает. Мы мотовски прожигаем ресурсы вместо того, что бы зарабатывать валюту.
Применение современных электросберегающих технологий позволит снизить потребление электричества в промышленности в 2 раза, в генерирующих организациях на треть, населением в 2 раза. Таким, образом, потребность в электроэнергии снизится на 38%. Это означает появление возможности экспорта 380 млрд. кВтч/год (по цене 0,3 $/кВтч ~ 114 млрд. $/год)
Половина тепловых станций - конденсационного типа с КПД 30 – 35%. Современное оборудование позволяет поднять КПД до 60%.
Это означает, что ежегодно можно экономить четверть от 151,8 млрд. м3, сжигаемого газа (~ 38 млрд. м3 по 400 $/1000 м3, что составит 15,2 млрд.$/год)
Применение современных теплосберегающих технологий позволит снизить потребление тепла в жилом секторе в 3 раза, в других сегментах в 2 раза. Таким образом, потребность в тепловой энергии снизится на 60%.
68% тепловой энергии производится в котель-ных, которые не только не производят электроэнергию, но и являются ее крупнейшими потребителями в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Современное оборудование позволяет при той же выработке тепла получать ещё и, примерно столько же, электрической энергии. А применение тепловых насосов снижает потреб-ление энергии в ЖКХ и домохозяйствах ещё (не менее чем) в 2 раза.
Это означает, что мы можем высвободить для экспорта ещё ~ 50 млрд. м3 или (по 400 $/1000 м3) 20 млрд.$/год.
Уменьшение энергоёмкости ВВП в 2 раза за 5 лет, за счёт современных энергосберегающих технологий, представляется реально достижимой задачей. Её решение не только делает нашу экономику более конкурентоспособной, но и увеличивает экспортный потенциал страны от продажи энергоресурсов на 150 млрд.$/год.
Энергетическое строительство
Видно, что последние 40 лет энергопотребление на одного человек остаётся практически неизменным.
Исследования (http://demoscope.ru/weekly/2008/0347/barom01.php) показывают, что численность КНР увеличится ещё только на 15% и достигнет своего максимума в 1, 5 млрд. чел. к 2030 г.
Европа, с одной стороны - не будет прирастать по численности, с другой – будет наращивать долю "зелёной" энергии.
Скорее всего, энергетическое строительство в России будет иметь энергосберегающую направленность. А так же экспортную - на Европу и Китай с возможностью больших перетоков энергии.
Для этого наша страна обладает уникальным набором конкурентных преимуществ, позволяющих стать евразийской энергетической державой:
• Россия обладает 32,4% мировых газовых запасов; контролирует 28,7% урановых запасов; 17,3% угольных месторождений, 10% нефти.
• Россия обладает уникальным опытом создания и управления единой энергетической системой.
• В России есть полный спектр энергетического машиностроения и науки.
• Россия обладает уникальными ресурсосберегающими технологиями.
• Вытянутость нашей страны с Востока на Запад на 8 часовых поясов является конкурентным преимуществом для национальной энергетики. Утром "качаем" энергию на Китай, а вечером на Европу.
С другой стороны:
• Мы поставляем на внешние рынки не энергию, а сырьё.
• Единая энергосистема не закончена.
• ~60% энергомощностей России изношены и подлежат замене. Энергомашиностроительные предприятия продолжают выпускать устаревшие образцы техники.
• ЛЭП 1000 кВ не строятся.
• Перетоки Запад – Восток весьма ограничены.
Кризис – самое время для реконструкции энергомощностей и, прежде всего, развития электросетевой инфраструктуры России. Без модернизации мощностей не получить энергосберегающей экономики, а без сетей не обеспечить экспорт высвобождающейся энергии. Когда кризис завершится, мы будем иметь возможность не только обеспечить свой собственный рост, но и наращивать экспорт электричества.
Кризис – время строительства крупных энергобъектов и сетей, нацеленных на возможность экспорта электроэнергии в Китай и Европу, а так же крупных суточных перетоков между Западом и Востоком России. Это даст мощный толчок всей инфраструктуре, который в свою очередь обеспечит более интенсивное освоение регионов. Прежде всего, Дальневосточного федерального округа.
Кризис – время глубокой модернизации атомного машиностроения, с подготовкой производства реакторов большей единичной мощности. Необходимо ежегодно закладывать по 3 – 4 АЭС, ведь срок их строительства 7 – 10 лет.
Принципы энергетического развития
На мой взгляд, развитие энергетической инфраструктуры России должно проистекать из следующих принципов:
• Уменьшение энергоёмкости ВВП,
• развитие сетей и наращивание экспортного энергетического потенциала России,
• наличие резерва мощностей, способного обеспечить пиковое развитие экономики или аномальные потребности, вызванные природными факторами,
• свободного "доступа" к газу и электрическим и тепловым сетям для всех участников экономики, но по приоритетному признаку энергосбережения.
Потенциал предлагаемых решений:
• увеличение экспорта энергоносителей до 150 млрд.$/год
• прямая стоимость проекта имеет порядок 350 млрд.руб./год
• мультипликативный эффект имеет порядок В
См. также "Госкорпорации как инструмент реализации инфраструктурных проектов для выхода России из кризиса" (pdf, 2.34 Мб)
См. также "Роль машиностроения в выходе России из кризиса"