А. Пономаренко (АНО "Корпоративная Академия Росатома"): "Задача госкорпорации "Росатом" - стать лучшей в развитии кадрового потенциала"

Алексей Дмитриевич Пономаренко, заместитель генерального директора, директор блока инженерных компетенций АНО "Корпоративная Академия Росатома", рассказал о взаимодействии государственной корпорации Росатом с движением Ворлдскиллс Россия.

- Расскажите, в какой момент вы начали внедрять инструменты демонстрационного экзамена и скиллс-паспорта в свои производственные процессы?

- Росатом стал активно поддерживать формат демонстрационного экзамена в 2017г. и вовлек в эту работу отраслевые учебные заведения партнеры. В сотрудничестве с НИЯУ МИФИ практика демонстрационного экзамена стала применяться не только для учащихся СПО, но и для студентов университета. Эксперты предприятий атомной промышленности были активно вовлечены в разработку заданий для проведения экзаменов и поэтому практически сразу этот опыт синхронизировался с возможностями прохождения студентами практик и стажировок.

В дальнейшем эта модель была подкреплена возможностями дополнительных стажировок для преподавателей, что позволяло не только расширить спектр их технологических знаний, но проработать интеграцию этих тематических блоков в учебный процесс. Такой подход позволил сократить сроки адаптации для молодых специалистов и развить их навыки до такого уровня, на котором они уже могут оперативно приступать к решению производственно-технологических задач. Следующим важным шагом в этой работе стала корректировка скиллс-паспортов. Мы стали смотреть не на параметры выполнения заданий чемпионатов и экзаменов, а перешли в модель анализа процента демонстрации учащимися конкретных навыков, что позволяло сравнивать результаты, смотреть за динамикой и выбирать не чемпионов, а делать точечную настройку под задачи предприятий.

- Как эти инструменты повлияли на подготовку кадров, подбор персонала, повышение квалификации кадров?

- Когда задача о прохождении демонстрационных экзаменов встала в проектный график, представители каждой из сторон стали значительное большее внимание уделять результатам практической подготовки. Потому что уже появлялись случаи, когда учащиеся с достаточно высоким средним баллом дипломов проходили экзамен с экстремально низкими значениями и наоборот. При этом важно отметить, что полный цикл демонстрационного экзамена завершается многосторонней оценкой достигнутых результатов, что позволяет достаточно оперативно корректировать программы подготовки учащихся. Так за 4 года средний балл по демонстрационным экзаменам в тех образовательных организациях, которые активно работают с его результатами и проводят корректировку программ, вырос на 52% в сравнении с их собственными результатами на старте его применения. Экспертами атомной промышленности за эти годы были разработаны более 34 программ и учебных модулей, которые вошли в программы подготовки учащихся по 22 направлениям. Ежегодно мы расширяем спектр учебных программ, по которым применяется такая практика и уже дошли до 9 направлений в высшей школе и 13 - в СПО. Актуализированные учебные программы и обновленные модели компетенций позволяют учащимся учебных заведений партнеров сдавать демонстрационные экзамены в среднем на 15% лучше медианного значения по Российской Федерации.

- Какие результаты, изменения в работе компании вы видите, применяя эти инструменты?

- Работа с учащимися строится с учетом возможных профессиональных траекторий т.е. лидеры по всему спектру показателей рассматриваются предприятиями в качестве кандидатов для решения широкого спектра задач. При этом ребята, набравшие меньшее количество баллов, могут также найти свое место на основе тех профильных параметров оценки, результаты в которых у них максимальные. Это позволяет точнее соединять кандидата с предприятием, делая упор на его сильные стороны и развивая те направления, в которых есть пробелы в подготовке.

Особенно это актуально для региональных площадок, где важно использовать все возможности человеческого потенциала. Непрерывное развитие учебных программ заставляет преподавателей осваивать новые области знаний и вовлекать в процесс представителей предприятий. Так обновляется учебный материал, учащимся интересен процесс подготовки и меньше искажение в категории "ожидание и реальность" между учебным процессом и работой.

- Какие еще форматы взаимодействия осуществляются с движением Ворлдскиллс Россия?

- Задача государственной корпорации "Росатом" стать лучшей в развитии кадрового потенциала, что неразрывно связано с притоком человеческого капитала в отраслевые проекты, партнерским взаимодействием в решении прорывных задач национального и международного уровней и комплексном технологическом развитии страны. Поэтому государственная корпорация "Росатом" активно поддерживает образовательные, просветительские и культурные проекты, направленные на развитие людей и формирование открытой среды предпринимательства и творчества основанной на подходах проактивной самостоятельности. Этот же подход лежит в основе поддержки государственной корпорацией "Росатом" основных проектных инициатив Автономной некоммерческой организации "Агентство развития профессионального мастерства (Ворлдскиллс Россия)", среди которых наиболее значимыми решениями являются: развитие чемпионатного движения на национальном и международном уровнях, подготовка национальных сборных из числа школьников, учащихся колледжей и Университетов, переподготовке поколения 50+, демонстрационные экзамены, развитие движения рационализаторов и реализация сопутствующих исследований.
Источник информации
Пресс-служба WorldSkills Russia
Компании
Опубликовано 03.09.2021