В. Довбыш (ФГУП "НАМИ"): Создание центра по литью придаст импульс отраслям производства

О перспективах создания центра по литью, его компетенциях и перспективах Алюминиевый Вестник поговорил с Директором Центра технологий ФГУП "НАМИ" Вячеславом Довбышем.

— Каковы основные цели и задачи, стоящие сегодня перед отечественным литейным производством?

— Прежде всего, ликвидация технологического отставания, накопившегося за период 90–2000х годов. Для этого необходимо решить ряд задач, связанных с обновлением оборудования, возрождением таких направлений, как проектирование и изготовление технологической оснастки, технологического специализированного оборудования, развитием учебной и научной базы для подготовки кадров.

— Возможен ли прорыв в автомобилестроении без собственных мощностей в литейном производстве?

— По надежности, безопасности и экономичности современный автомобиль далеко ушел от автомобилей, выпускавшихся в 80–90-е годы прошлого века. Это стало возможным, в том числе, и благодаря появлению отливок, имеющих более сложные геометрические формы и прочностные характеристики. Производство подобных отливок, в свою очередь, стало возможным благодаря внедрению 3D технологий в литейное производство. В Российской Федерации немногие компании имеют в наличии 3D принтеры, сканеры, томографы. А без подобного оборудования невозможно создать современные продукты.

— Что даст отрасли создание на базе ФГУП "НАМИ" инжинирингового центра по литью алюминиевых компонентов?

— За период работы над проектом Единой Модульной Платформы ФГУП "НАМИ" накопило бесценный опыт в производстве автомобильных отливок. Это позволило нам создать автомобиль, соответствующий современным мировым требованиям. Передача этого опыта — одна из основных задач создаваемого инжинирингового центра.

— Какие еще задачи будут стоять перед центром?

— Подготовка программ развития литейных производств и участие в их реализации. Силами нового центра планируется разрабатывать технологию и изготовление прототипных деталей перспективных изделий для автомобильной промышленности. Наряду с этим, инжиниринговый центр будет заниматься разработкой конструкторской документации и технологий для серийного производства, составлять компоновочный план производственных площадок, подготовкой и выдачей ТЗ на технологические материалы, оборудование, оснастку, строительно-монтажные работы, разработкой и утверждением бизнес-плана проекта.

— Как обеспечить центр квалифицированными кадрами? Есть ли они у нас сегодня?

— Несмотря на все трудности, которые переживает наша высшая школа, она продолжает готовить квалифицированные кадры. Они достаточно хорошо подготовлены теоретически, но им не хватает практических навыков. Мы имеем квалифицированную команду в службе главного металлурга, но под новые задачи нам необходимо усиливаться. Рассчитываю, что мы найдем опытных квалифицированных специалистов и поможем вырасти вчерашним студентам.

— Какие инициативы Вы ждете от компаний, обладающих компетенциями в литье и оснастке компонентов?

— Прежде всего, мы рассчитываем на сотрудничество, обмен знаниями и опытом. У каждого предприятия имеется положительный опыт. Обмен и передача знаний между предприятиями поможет продвижению вперед.

— Какой эффект окажет создание литейного производства и инжинирингового центра на автомобилестроение, экономику страны?

— На сегодняшний день автомобильные компании, создавшие сборочные производства на территории РФ, вынуждены ввозить большое количество узлов и агрегатов суммарным тоннажем в несколько тыс. тонн. Локализация этих производств у нас в стране вызывает определенные трудности, в частности, из-за невозможности изготовить качественное литье, удовлетворяющее всем требованиям заказчика. Создание современных литейных производств позволит решить эту проблему. Страна получит дополнительные объемы производства литья, что обязательно окажет положительное влияние на экономику страны.

— В случае успешной реализации проекта, приведет ли данная инициатива к снижению стоимости выпускаемой продукции для конечного потребителя?

— В какой-то мере да. Но следует помнить, что стоимость конечного продукта для потребителя зависит от многих факторов, напрямую не связанных с литейным производством. Любая сложная машина или механизм имеет множество деталей, поступающих к нам по импорту. Это и электроника, детали интерьера и экстерьера, другие элементы. Если по остальным направлениям мы будем двигаться по пути модернизации и освоению производства, то все это приведет к снижению стоимости выпускаемых продуктов.

— Какие отрасли получат наибольший импульс от возрождения литейного производства?

— Машиностроение, авиастроение, судостроение, даже производство бытовой техники. Отливки применяются в таких сферах жизни, о которых мы даже не задумываемся. Например, уличные светильники, ручки на окнах и дверях — это тоже отливки и их надо делать качественно.
Источник информации
Пресс-служба Алюминиевой Ассоциации
Опубликовано 11.02.2019