Представляем вашему вниманию интервью главы правления AUDI AG Руперта Штадлера для издания Automobilwoche.- Г-н Штадлер, благодаря своему проекту "i" компания BMW стала претендовать на звание технологического лидера в глазах общественности. В то же время в прессе встречается мнение, что ваша компания может потерять лидерство в области инноваций. Что же происходит с Audi?
- Давайте взглянем на факты. В 2013 году мы установили абсолютный рекорд продаж за всю историю компании. В общей сложности нам удалось реализовать 1,57 млн автомобилей, и при этом мы являемся лидерами с точки зрения рентабельности в сравнении с нашими прямыми конкурентами. Но даже если не принимать в расчет эти показатели, позиции Audi остаются прочными: в нашем активе множество инновационных технологий и перспективных разработок.
- О каких технологиях идет речь?
- Системы связи, технологии освещения, облегченные конструкции и топливная эффективность – в этих областях мы безусловные лидеры. Уже сегодня автомобиль Audi представляет собой "мобильное устройство" с доступом к Интернету. В ближайшее время начнется серийное производство лазерных фар, что станет очередной вехой нашего развития после запуска технологии Matrix LED. В сфере облегченных конструкций, где Audi также вне конкуренции, мы представляем тщательно продуманные сочетания различных материалов, задаем уровень для всей индустрии и определяем перспективные тенденции.
- Полный привод quattro® и алюминиевая пространственная рама Aluminum Space Frame, разработанные инженерами Audi, установили новые стандарты. Как вы намерены позиционировать себя в качестве первопроходцев в будущем? С помощью моделей e-tron и систем автоматизированного управления?
- Для меня важно, что мы сконцентрированы на технологиях, преимущества которых наши клиенты чувствуют ежедневно. В сфере автоматизированного управления многое технически реализуемо уже сегодня, и мы сможем приступить к внедрению "автопилота", как только будут определены законодательные рамки. Сегодня перспективные разработки внедряются в индустрии в течение нескольких месяцев, и поэтому компания нашего уровня должна применять более комплексный подход, чтобы удержать лидерство в будущем. Мы уверены в успехе гибридной технологии plug-in hybrid и уже выпускаем на рынок Audi A3 e-tron. Наше преимущество состоит в том, что мы можем запустить эту технологию на всех производственных площадках.
- Это относится и к другим моделям?
- Темп задает Audi A3 e-tron. Мы можем позволить себе быть достаточно гибкими в разработке моделей – будь то Audi Q7 e-tron, Audi A6 e-tron или Audi A8 e-tron. Здесь важно то, что мы располагаем подходящими производственными мощностями, и это наш козырь. Мы можем производить модели e-tron не только в Ингольштадте (Ingolstadt) и Неккарзульме (Neckarsulm), но и в Китае, Мексике. Они создаются на обычных производственных линиях, вместе с моделями TDI и TFSI. Ни один другой производитель не обладает такими возможностями.
- Тем не менее многие считают лидером в сфере создания облегченных конструкций компанию BMW.
- Инженеры BMW сконцентрированы на создании несущего кузова из углепластика. В этом вопросе мы придерживаемся максимально широких взглядов. Мы уже применяли углеродное волокно в качестве конструкционного материала в модели Audi R8 Spyder и в недавно снятом с производства Audi RS 3. Кроме этого, в компании Lamborghini мы уже на протяжении многих лет выпускаем кузова из углепластика. Наш главный принцип при создании облегченных конструкций – использование правильного материала в правильном месте и в нужном количестве. Новый Audi TT представляет собой воплощение такого подхода. Автомобиль на 50 кг легче своего предшественника. Это равносильно тому, что вы выгрузили из багажного отсека вашего автомобиля два мешка с цементом.
- В ваши планы на 2014 год не входит вывод на рынок ни одной новой массовой модели. Похоже, в Audi происходит слишком мало интересного, в то время как BMW и Mercedes завоевывают новые позиции, представляя множество новых моделей.
- В Audi происходит много интересного. Мы находимся на этапе самого масштабного расширения мирового присутствия и инвестиций за всю историю компании. В прошлом году мы запустили два новых больших завода в китайском Фошане (Foshan) и венгерском Дьере (Gyor). Еще одно предприятие будет запущено в Мексике в 2016 году. Кроме этого, мы наладим производство автомобилей в Бразилии. Более того, до 2018 года мы планируем инвестировать 22 млрд евро в разработку и производство новых моделей. Сегодня мы сажаем семена, плоды которых будем пожинать завтра. Любой производитель может нарастить объемы продаж, выпустив новую массовую модель. Это не такое уж большое достижение. Более важная задача – внедрить продуманную концепцию обновления существующей модели, которая уже выпускается на протяжении трех или четырех лет, и тем самым поддержать уровень своей привлекательности для клиентов. В текущем году мы также продолжим наращивать свой потенциал и планируем представить 17 новых моделей.
- Объемы производства и инновационные разработки у трех немецких автопроизводителей премиум-класса находятся практически на одном уровне. Почему вы так уверены в том, что сможете быть впереди в 2020 году?
- В автоспорте один быстрый круг не определяет исход всей гонки. Мы отлично подготовлены и способны бросить вызов нашим конкурентам. Это идеальные условия для того, чтобы сохранить место на верхней ступени пьедестала. А к 2020 году мы намерены поднять планку еще выше, расширив модельный ряд до 60 моделей.
- По результатам первых двух месяцев вы занимаете лидирующее положение, однако Mercedes демонстрирует самые высокие темпы роста – 16,6%.
- Мы уважаем наших конкурентов. Их деятельность служит для нас стимулом. Но пока еще слишком рано делать какие-либо выводы.
- Вы не боитесь, что по итогам года Mercedes обойдет Audi и вы займете третье место?
- Нет. Мы спокойно наблюдаем за ситуацией. Несмотря на все трудности, в этом году мы продемонстрировали отличные результаты и уже запланировали 50 дополнительных рабочих смен на наших заводах в Германии. За последние десять лет нам удалось удвоить мировые продажи, а за двадцать лет этот показатель вырос почти вчетверо. В 2013 году мы приблизились к отметке 1,6 млн автомобилей. Это стало результатом последовательного развития бренда, и мы продолжаем движение в этом направлении. Американский рынок обладает для нас огромным потенциалом. Наша стратегия ясна: мы наступаем и продолжаем занимать лидирующие позиции в Европе и Китае.
- В 2014 году вы планируете и дальше наращивать продажи. Каких результатов вы ожидаете? В частности, на растущем китайском рынке?
- В Китае мы лидеры. На наших фабриках в Фошане и Чанчуне (Changchun) мы выпускаем две модели SUV, длиннобазные версии Audi A4 и Audi A6, а также Audi A3 Sportback и Audi A3 Sedan. По сравнению со всеми нашими конкурентами здесь мы занимаем более прочные позиции. Новое семейство Audi A3, которое сегодня представлено на всех мировых рынках, внесет особый вклад в дальнейшее развитие успеха Audi в Поднебесной.
- Действительно, в 2013 году вы продали больше автомобилей, но прибыль компании снизилась. Аналитики предполагают падение выручки и в 2014 году. Вы согласны с такой оценкой?
- Давайте снова обратимся к фактам. Ни один из наших прямых конкурентов не может похвастать операционным доходом на уровне 10,1%. Мы не склонны к излишнему оптимизму, но подтверждаем намерение сохранить этот показатель в рамках стратегического коридора от 8 до 10% в 2014 году.
- Ваше преимущество в том, что вы можете использовать модульную концепцию вашей материнской компании VW. Сможет ли этот синергетический эффект обеспечить вам лидерские позиции в долгосрочной перспективе?
- Это сотрудничество выгодно обеим сторонам. Volkswagen также использует наработки и модули Audi. В сложившейся синергии много преимуществ, поскольку такой подход способствует усилению обоих брендов и группы в целом. Причина очевидна. Модульные концепции дают возможность держать под контролем возрастающую сложность конструкции с точки зрения моделей, технологий, систем привода, а также производственных возможностей и корпоративных процессов. Количество и разнообразие производных конструкций, созданных на основе модульной концепции с поперечным расположением двигателя, намного превосходят возможности наших основных конкурентов.
- А что можно сказать о модульной концепции с продольным расположением двигателя, разработанной Audi?
- Эта концепция обладает теми же преимуществами. Она дает нам гибкость вне зависимости от того, используем мы традиционный ДВС или привод e-tron. Благодаря этой концепции мы можем использовать любые системы привода на всех моделях Audi – от Audi A4 до Audi A8. Мы также способны быстро реагировать на любые изменения. Audi Q7 e-tron будет построен на основе этой концепции, и тем самым мы начинаем продвижение технологии e-tron в сегменте моделей класса люкс. Это позволит нам сохранить и усилить свои позиции и в будущем.
- Так ли важно быть лидером по объемам продаж? Не являются ли для премиум-бренда более актуальными такие аспекты, как рентабельность, уровень удовлетворенности покупателей и качество?
- В этом вопросе есть множество различных аспектов. Один из них, безусловно, объемы продаж. Но нацеленность исключительно на этот показатель – слишком примитивный подход для такой компании, как Audi. Мы всегда стремимся к большему, и наша цель – добиться максимальной симпатии покупателей, их абсолютной удовлетворенности продуктом высочайшего качества. Рост важен, но не любой ценой!
- Иными словами, в 2020 году вы не попытаетесь улучшить свои позиции за счет наращивания объемов продаж?
- Нет, этого не произойдет, пока я занимаю эту должность. Любой, кто начнет "покупать" долю рынка, проиграет в среднесрочной и долгосрочной перспективе.
- Правда ли, что Ульрих Хаккенберг (Ulrich Hackenberg), заняв пост члена правления компании, ответственного за техническое развитие, отложил выпуск новых моделей Audi A4 и Audi Q7?
- Правда заключается в том, что Ульрих Хаккенберг – один из лучших в мире инженеров-разработчиков.
- Это означает, что вы не стали откладывать выход этих моделей?
- Наши модели находятся в рамках целевого коридора. Выход на рынок модели нового поколения через определенный срок – это вовсе не закон природы. Мы не делаем никаких заявлений по этому поводу. Наши модели остаются актуальными вплоть до окончания срока их службы, и мы поддерживаем их в этом состоянии, реализуя технологические обновления.
- Год назад г-н Дюрхаймер (Mr. Dürheimer), в то время занимавший пост главы отдела технических разработок, заявил, что производство электрического спорткара Audi R8 e-tron является нерентабельным. Так ли это сейчас?
- Два года назад нас не устроил запас хода Audi R8 e-tron. Мы всегда придерживались мнения, что полноценный электромобиль должен обладать запасом хода не менее 240 км. И поэтому выпуск имиджевого электромобиля, способного в лучшем случае доехать из Ингольштадта в Неккарзульм, не наш метод. В настоящее время цель компании – обеспечить запас хода не менее 450 км. Но модель Audi R8 e-tron сыграла другую важную роль, став технологическим прототипом. Множество решений, испытанных в этом автомобиле, будут реализованы в наших будущих моделях.
- Компания Tesla уже добилась успеха, выпустив электромобиль Model S с запасом хода 500 км.
- Вы пытаетесь сравнивать яблоки с апельсинами. Tesla исповедует совершенно иной подход. Давайте подробнее рассмотрим бизнес-модель. Компания Audi намерена поставлять полностью функциональный автомобиль. Мы должны предложить нашим покупателям достаточный запас хода и практичность в повседневном использовании. Прежде всего, это имеет психологические причины. Никто не хочет оказаться в автомобиле, который не может продолжить движение, особенно если это электромобиль. В отношении Audi A3 e-tron мы нашли идеальное решение. В городе и в коротких поездках автомобиль использует электродвигатель. Если вам нужно доехать из Ингольштадта во Фленсбург (Flensburg), вам не придется останавливаться для подзарядки батареи: автомобиль будет приводиться в движение ДВС. Подобное сочетание экологичности и большого запаса хода полностью отражает наше понимание концепции "Превосходство высоких технологий".
- Вы объявили о том, что в 2014 году впервые в истории компания Audi выпустит за рубежом больше автомобилей, чем в Германии. Продолжится ли эта тенденция в будущем?
- Да. Мы оцениваем производственные возможности на двух заводах в Германии на уровне 900 000 автомобилей в год. Мы намерены поддерживать этот темп. Более заметный рост запланирован преимущественно в Азии и США. Но я также вижу перспективы и для Европы.
- Промышленная политика не пользуется большой популярностью в Европе, если судить по ситуации с дебатами вокруг выбросов CO2.
- Перед автопроизводителями ставится задача добиться среднего уровня выбросов СО₂ на уровне 95 г/км. Этот вопрос невозможно решить с помощью обсуждений за круглым столом. Мы уверены, что сможем достичь этой цели. Наши модели ultra лидируют в сфере сокращения выбросов углекислого газа, демонстрируя всю серьезность нашего отношения к этой проблеме. Но мы придерживаемся комплексного подхода. СО₂-нейтральная мобильность является для нас не менее важной, чем создание безвредного для климата производства. Наше предприятие в Ингольштадте уже на 70% является СО2-нейтральным.
- В каких сегментах вы планируете использовать электрические приводы для достижения показателя в 95 г/км?
Невозможно достичь поставленной цели, имея в модельном ряде электромобиль, выпущенный тиражом всего 50 или 100 тысяч единиц. Это похоже на пазл. Множество небольших элементов в итоге формируют общую картину.
Источник информации
Отрасли
Компании