Глава Ростеха Сергей Чемезов в интервью телеканалу "Россия 24" подвел итоги работы Госкорпорации за пять лет, рассказал о планах по выводу холдинговых компаний на IPO, сотрудничестве с иностранными партнерами, в том числе Renault и Daimler, а также об участии Ростеха на предстоящем авиакосмическом салоне МАКС.
– На днях завершилась работа комиссии по военно-техническому сотрудничеству. Президент высоко оценил темпы развития отрасли. Каков вклад Ростеха в этот успех?
– С 2000 года началась новая эра военно-технического сотрудничества России с иностранными государствами.
Была создана новая вертикаль управления, единственный государственный экспортер вооружений "Рособоронэкспорт", Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству, которая руководит всеми участниками ВТС, так как кроме "Рособоронэкспорта" есть еще ряд предприятий, которые имеют лицензию на ремонт и поставку запасных частей. Результаты за 13 лет существования "Рособоронэкспорта" говорят сами за себя. В 2000 году, когда все начиналось, объем поставок был в районе 2,5-3 млрд долларов, сегодня, если взять только "Рособоронэкспорт", год закончили показателем 12,9 млрд долларов. Это достаточно высокая цифра. Мы уверенно держим второе место в мире по поставкам оружия на экспорт.
– Мы знаем, какая активная борьба развивается на мировом рынке вооружений. Каковы конкурентные преимущества российских производителей?
– Если раньше основным конкурентным преимуществом была цена, то сегодня стоимость нашей продукции близка к европейским и американским ценам. Больше внимания уделяется качеству и конкретным характеристикам вооружения, которое мы продаем.
– С особым удовлетворением президент говорил о работе холдинга "Вертолеты России", который по объемам продаж занимает первое место в мире. Как это отражается на финансовом положении компании?
– Первое место холдинг занимает только по боевым вертолетам, а в целом (по гражданским и боевым вертолетам) – третье место. Мы создаем совместные предприятия. Например, СП с AgustaWestland. Первые машины уже собраны, сейчас проводим их испытания и в конце года начнется уже серийное производство. От этого сотрудничества мы получаем в первую очередь новые современные технологии. По своим характеристикам наши вертолеты более надежные, неприхотливые и легко ремонтоспособные. Поэтому их и покупают. Совсем недавно мы выпускали максимум два-три десятка вертолетов в год. В 2012 году эта цифра составила уже 290 машин. На сегодняшний день холдинг имеет более 800 заказов. Чистая прибыль за прошлый год составила более 9 млрд рублей. Холдинг уже более трех лет ведет финансовую отчетность по международным стандартам и готов к выходу на IPO, мы ждем благоприятной конъюнктуры рынка. К 2015 году мы планируем занять порядка 16% рынка, сегодня у нас 14,5%.
– Несколько лет назад, когда Ростех проводил различные IPO, это, как правило, делалось с целью рефинансирования долгов. Каковы цели и задачи IPO на современном этапе развития?
– Здесь решается две проблемы. Первая – это привлечение стратегического инвестора, вторая – привлечение финансов. По какому направлению мы пойдем мы пока еще не решили. Стратегического инвестора мы видим в лице AgustaWestland, с которыми уже создано СП. Что касается финансов, то если мы все-таки не примем решение о привлечении AgustaWestland в качестве нашего стратегического партнера, то мы просто продадим какой-то пакет акций, для того чтобы получить дополнительные средства, финансирование на дальнейшее развитие, создание новых современных моделей. Кстати у нас появилось две новые модели: Ка-62, который мы планируем показать на МАКСЕ уже не в качестве макета. На Ле Бурже впервые за рубежом был продемонстрирован Ка-52. Машина вызвала большой интерес.
– Каковы планы по IPO других активов?
– К выходу на IPO готовится оптический холдинг "Швабе", Концерн радиоэлектронные технологии, в перспективе "РТ-Биотехпром" и ряд других предприятий.
– Как Вы оцениваете опыт активного присутствия на российских предприятиях иностранного менеджмента?
– Весьма позитивен опыт сотрудничества АВТОВАЗа с Renault. Наши российские менеджеры отвечают за все проблемные вопросы, в том числе взаимодейтствие с различными ведомставмигосоргонами, о которых вы говорите – пожарники санипидемстанция, ростехнадзор и т.д. лежат на плечах наших российских менеджеров, а чисто управленческие, я имею виду производственные, дизайн, конструкторское бюро, производство – это уже французы. И благодаря им мы создали самое современное автомобильное производство.
– А Вас не смущает, что Renault активно присутствуя в капитале АВТОВАЗа и управления предприятием, являясь по сути его прямым конкурентом?
– Нет. У нас сразу была договоренность о сохранении бренда Lada, который занимает достаточно большую в России нишу. В прошлом году было выпущено три новых модели, в этом запланирован выпуск еще четырех. Французы привезли такую технологию, которая позволяет очень быстро перенастраивать производственные мощности и на одном конвейере может выпускаться сразу несколько моделей. Предприятие стало мультибрендовым. Сегодня АВТОВАЗу не требуется финансовая поддержка со стороны государства, это вполне рентабельное предприятие,.
– Еще один актив, который нашел стратегического инвестора это КАМАЗ. Как Вы оцениваете этот опыт и каковы перспективы этого бренда?
– До конца года планируем завершить переговоры с немцами по увеличению их доли. Думаю, что в итоге Daimler получит 42-45% они. Кроме Daimler есть и другие партнеры, в том числе американская компания Cummins-КАМА, с которой мы сделали СП по выпуску самых современных двигателей четвертого и пятого поколения. С немцами создана коробка передач, тормозная система. Сегодня КАМАЗ – автомобиль, созданный с участием различных компаний, в том числе иностранных.
– Можно ли сейчас подвести какой-либо итог работы Госкорпорации ?
– Конечно. В декабре мы отметили пятилетие существования Корпорации и за это время мы провели огромную работу. Во-первых, акционировали большинство предприятий, из 186 ФГУПов осталось менее 20 не акционированных предприятий. Была приведена в порядак вся необходимая документация, потому как на большинство ФГУПов не было оформлено право собственности на землю, здания и т.д. В основном ФГУПы жили за счет сдачи в аренду. Порядка 20 предприятий пришлось закрыть, но это не конечная цифра. Сейчас идет активный процесс оптимизаций, каждый холдинг разбирается со своими предприятиями. Деньги от продажи непрофильных активов распределяются в два фонда – финансового оздоровления и фонд модернизации и инвестиций.
– "Аэрофлот" заявляет о грядущем размещении квазиказначейского пакета акций на Лондонской бирже. Каково здесь участие Ростеха?
– Мы предложили государству продать 36% акций компании (государственный, казначейский, а также пакет Ростеха), но попросили, чтобы нам отдали в управление пакет, который планируется сохранить за государством (25% +1 акция).
– Чем планируете удивить на МАКСе?
– По негласному рейтингу, МАКС занимает третье место после французского Ле Бурже и английского Фарнборо. Но если говорить о показательных программах, то у нас они более интересные, чем у них. В этом годы мы планируем привлечь и "Русских витязей" и "Соколов России" и "Беркутов". Приглашены иностранные пилотажные группы. В это году запланировано рекордное участие различных компаний. На сегодняшний день зарегистрировано 772 компании в качестве участников, и регистрация продолжается. Планируем показать более 100 экспонатов. В этом году МАКС пройдет с 27 августа по 1 сентября.
– Где сегодня компании Ростеха берут деньги на развитие?
– Часть средств мы получаем по целевым программам, часть от продажи непрофильных активов.
Видеоролик:
Источник информации
Отрасли
Компании