В Нижегородской области растет престиж технических и рабочих профессий

Сегодня серьезные работодатели начинают заботиться о подготовке кадров уже с детского сада. А как работает система профориентации в регионе? Ответить на этот вопрос в рамках круглого стола попытались чиновники, педагоги, представители технических вузов и промышленных предприятий.

Подход - системный


- Производства, традиционно расположенные в Нижнем Новгороде, высокотехнологичные, и технический уровень оборудования там крайне высок, - говорит заместитель областного министра образования Илья Коршунов. – Система подготовки специалистов для таких предприятий у нас делится на три части. Первая – теоретическая, вторая – обучение на специальных тренажерах. Такой тренажер позволяет достаточно качественно имитировать современный дорогостоящий станок. Сегодняшний станок с ЧПУ – это, прежде всего, компьютер с программной системой. Прежде чем на нем работать, лучше сначала потренироваться на тренажере. В итоге исчезает страх к этой технике, появляются первые навыки.

Эта часть подготовки проходит в открываемых ресурсных центрах. Вот, например, в недавно открытом ресурсном центре в Павлово есть и действующие станки с ЧПУ, есть и тренажеры-имитаторы, позволяющие попробовать современные технологии в реальном режиме времени.

Ну а третья часть обучения проходит непосредственно на предприятии. Это самая сложная составляющая, потому что она должна быть продумана не только технологически, но и организационно. Образовательный процесс здесь связан с затратами и самого предприятия, и с правильным методическим обеспечением этого процесса.

Особое внимание на предприятиях уделяется наставникам, которые позиционируются и поддерживаются как педагогический персонал. Они берут на себя обучение и ребят, и самих педагогов, и мастеров производственного обучения, которые приходят на практику вместе со своими учениками.

- Вот эти три составных части системы профессионального образования являются находкой Нижегородской области и делают ее самой известной в Российской Федерации, - считает Илья Коршунов. – За прошлый год представители четырех регионов приезжали к нам за опытом организации подобной системы. Мы представили ее в Агентстве стратегических инициатив, и сегодня она реализуется на большом количестве предприятий.

Прирастаем ресурсными центрами

С 2007 года в регионе стали появляться ресурсные центры. В них уже обучено по основным профессиональным образовательным программам 17 тысяч человек, да еще примерно столько же – по дополнительным программам. Создания ресурсных центров серьезно повлияло на повышение престижа профессионального образования. В регионе впервые количество девятиклассников, которые идут в 10-й класс, сравнялось с числом поступающих в техникумы. А три года назад это соотношение было 60 на 40 не в пользу техникумов. Оказывается, такие изменения происходят во всем мире. В Швейцарии, например, 70% выпускников основной школы идут в наши аналоги колледжей.

Это не значит, что для ребят закрыта дорога в вузы. Только в НГТУ после выпуска из системы среднего профессионального образования ежегодно поступает около 1200 человек.

Система не стоит на месте. В этом году планируется открытие новых ресурсных центров. Это достаточно длительный процесс, в который входит и покупка оборудования, и обсуждение образовательных программ, анализ потребностей предприятий в кадрах и компетенциях, по сути - аудит кадрового состояния. В общем, большой и сложный процесс налаживания человеческих отношений, связанный с образованием детей. Как правило, процесс создания ресурсного центра занимает два года.

- Те центры, которые мы профинансировали в прошлом году, в этом будут вводиться в эксплуатацию, - рассказал Илья Коршунов. – Предполагается сдать пять таких центров. Один из них недавно начал работать в Павлово. Он занимается металлообработкой и машиностроением, готовит кадры по таким остро востребованным специальностям как технолог машиностроения, станочник, сварщик. В Арзамасе будет создан ресурсный центр, "заточенный" под потребности оборонно-промышленного комплекса. В Нижнем Новгороде на базе модернизированного радиоколледжа заработает центр, который будет решать проблемы кадров для производства средств противоракетной и противовоздушной обороны. Центр по электротехнике и электронике запустят на Бору. И первый ресурсный центр у нас откроется в Дзержинске. Здесь расположено много самых передовых российских и зарубежных предприятий – это серьезная инвестиционная площадка. И там появится центр, отвечающий самым высоким международным требованиям зарубежных работодателей.

К знаниям – путевку в жизнь

Меняют свои подходы к профориентации и учебные заведения.

- Мы специализируемся на подготовке именно технических кадров – с углубленным изучением физики, - говорит директор нижегородского лицея №38 Ирина Кучерова. – Также у нас идут в расширенном варианте математика и информатика. И лицей тоже осознал такую проблему, когда нам совместно с нашими базовыми вузами надо дать ребятам не только углубленные знания по естественным наукам, но и помочь им в осознанном выборе будущей профессии. И тогда цепочка лицей - вуз дополнилась еще одним звеном – предприятием.

На сегодняшний день мы являемся федеральной экспериментальной площадкой в направлении профориентации. В нашем образовательно-производственном кластере мы объединяем 11 очень серьезных предприятий, в том числе и ОПК. И это наше партнерское сообщество расширяется, потому что востребованность в ребятах с углубленным знанием физики, мотивированных на получение инженерных профессий, постоянно растет. В прошлом году мы выпустили 202 человека, и около 80% поступили в технические вузы. Многим из них предприятия дают целевые направления и с нетерпением ждут у себя.

Преодолеваем стереотипы

Подвижки в профориентации, в профессиональном образовании налицо, но и проблем еще остается немало.

- Сегодня ощущается острая нехватка рабочих на промышленных предприятиях, – отметил директор Нижегородского индустриального колледжа Сергей Варакса. – Нам надо преодолевать стереотипы в сознании самих ребят и их родителей, будто рабочий – это масло, грязь и неквалифицированный, низкооплачиваемый труд. Рабочие на современных предприятиях – это высококвалифицированные, высокооплачиваемые люди, которые трудятся в чистоте, чуть ли не в белых халатах. Настоящая рабочая аристократия. Сегодня один обрабатывающий центр заменяет труд 20-30 человек, и работник, его обслуживающий, должен обладать немалыми знаниями и навыками.

Мы стали пробивать стену непонимания у родителей. Недавно проводили день открытых дверей – пришло 350 человек, из них 330 – родители. Посмотрели нашу базу, ушли удовлетворенные с готовностью отправить к нам своих детей.

Тем не менее, у нас остается еще немало молодых людей, которые не могут себя найти на рынке труда. И надо помочь им это сделать. Потребность в рабочих на предприятиях сегодня колоссальная, несмотря на все кризисные явления в нашей стране. И есть возможность сегодня хорошо зарабатывать и хорошо чувствовать себя в жизни".

- Устаревший стереотип к современному рабочему уже не применим, и реальная ситуация другая, - считает зам. генерального директора Нижегородской ассоциации промышленников и предпринимателей Денис Замотин. - Зачастую оператор станков с ЧПУ работает в таких условиях, которые и в аптеке не всегда есть.

- С точки зрения успешности человека есть большое количество примеров, когда богатые бизнесмены для того, чтобы их дети были успешными, отправляют их на рабочие места – постоять за станком, - говорит Илья Коршунов. – Они прекрасно понимают, что этот трудовой навык, приучение к труду, является основой успешной карьеры. И нижегородцы начинают думать головой, когда выбирают образование для своих детей.

Помочь найти себя

Правда, осознание правильного выбора своего дальнейшего профессионального и карьерного пути должно прийти и к самим детям.

- Мы столкнулись с тем, что ребята к нам приходят совершенно не понимая, куда им подавать документы, полностью не ориентированные в своей будущей профессии, - говорит декан факультета довузовской подготовки НГТУ Марина Бушуева. – И тогда мы осознали, что пока не поговорим с каждым абитуриентом индивидуально, все остальное не сработает. Крайне мало сегодня общения с ребятами – школы заняты подготовкой к ЕГЭ, родители пропадают на работе. Ребенку чаще всего никто ничего не объясняет, он предоставлен сам себе. Тогда мы приобрели серьезный программный тест-профориентатор. С его помощью даем человеку понять, на что у него есть ориентация, технарь он или гуманитарий и т.д. После этого уже пытаемся организовать для него программы по развитию его способностей.

Таким профтестированием заинтересовались и предприятия. Им крайне обидно, да и накладно, когда они набирают целевиков, а те через год уходят, понимая, что попали не туда. И вот у нас с саровским ядерным центром уже три года заключается договор, по которому мы тестируем старшеклассников, выявляем их способности и наклонности и предлагаем им соответствующие направления и специальности. И дальше занимаемся с ними не просто физикой и математикой, а еще и робототехникой, вовлекаем в научные общества. Мы пытаемся им объяснить, как интересно быть инженером и какие приятные перспективы их ждут в будущем.

Без физики - никуда

Но сегодня профессионального тестирования на входе в вуз уже недостаточно, и оно с соответствующим методическим сопровождением начинает проникать еще глубже.

- Три года назад мы выиграли грант на создание центра профориентации, - рассказывает Марина Бушуева. – И решили сконцентрироваться на эксперименте в конкретной среднестатистической школе в Сормове, где много учащихся. Начав с 7 класса, с помощью наших методик решили довести ребят до 11 класса, сориентировав их поступить в наш вуз. Начали с тестирования и выяснили, что 80% семиклассников показывают технические наклонности. А дальше стала проявляться сильная нелюбовь к физике. К сожалению, мало сегодня в школах учителей, которые хорошо преподают точные науки. Отсюда и идет такое отторжение, интерес уходит к гуманитарным.

Когда мы начали с ребятами заниматься, практически все 112 развернулись в нашу сторону. Сейчас они – десятиклассники, их осталось 25 человек. Мы их доведем до 11 класса, и если все 25 из одной обычной школы поступят к нам, это будет хороший результат. Чем заинтересовали этих ребят? Прежде всего роботами. Когда ребятам показываешь, что можно делать руками, выясняется, что физика – это не так скучно, а информатика – еще интересней.

- Мы с проректором НГТУ Евгением Ивашкиным как-то были на собрании председателей родительских комитетов школ, - дополнил Денис Замотин. – Перед нами сидели в основном мамы. Они говорят: мы бы рады отправить своих детей в техникумы и технические вузы. Рады, если они будут работать в промышленности. Но школа не дает должного уровня подготовки по математике, физике, химии, черчению, которого в большинстве школ уже нет. Родители думают о своих детях, но они понимают, что в технических учебных заведениях учиться сложно.

Кадры для инвестора

Вносит свой вклад в профориентацию и система дополнительного образования. Сегодня, к примеру, на Поволжский центр аэрокосмического образования распоряжением губернатора Нижегородской области возложены обязанности центра кадрового сопровождения инвестиционных проектов. Только инвестор вошел, а уже дети здесь начинают заниматься по программам, имеющим отношение к его тематике. Появилось у нас предприятие "Волга-Даниэли", и ребятишки стали собирать роботов, примерно аналогичных тем, что есть сегодня на этом заводе. А выпускники центра уже учатся в профильных вузах, с которыми сотрудничает эта компания.

- У нас реализуется программа "Профессия вокруг меня", - говорит зам. руководителя центра Светлана Непокорова. – Здесь нам помогает образовательная робототехника, которая идет от игры в конструктор "Лего" до больших инженерных конструкций. Проводим мы и образовательные экскурсии на современные нижегородские предприятия. И когда мы приходим туда, разрушаются стереотипы, которые сидят и в ребятах, и в нас, и в родителях, и в учителях. Ученики видят, как работают промышленные роботы, все чистенько, они понимают, как много надо знать и уметь, чтобы здесь трудиться.

Из кабинета – к станку

Более того, современное производство разрушает стереотипы и у молодых специалистов с высшим техническим образованием. Они бросают свои кабинеты и встают к станку, чтобы руками пощупать результаты своего труда.

- Недавно я был на предприятии, где молодой руководитель подразделения по собственному желанию ушел в экспериментальный цех работать на высокотехнологичном станке размером с приличную комнату, - поделился Денис Замотин. – На нем выпускают оснастку для этого завода, которую раньше покупали в Швейцарии и Нидерландах. И это уже не дауншифтинг. Просто молодому специалисту стало интересней своими руками делать такие сложные вещи, которые впервые стали производить в Нижегородской области. И мне почему-то кажется, что зарплата у него не упала.
Источник информации
Опубликовано 27.03.2015