Цифровая трансформация производства: изменение бизнес-моделей в ответ на вызовы времени

В. В. Литун
Директор по маркетингу R-Про Консалтинг, www.r-p-c.ru, info@r-p-c.ru

Каждая индустрия, в том числе производство потребительских товаров, электроники, автомобилестроение и многие другие, изо всех сил пытается завоевать интерес, внимание и бюджет потребителей. И делать эта становится все сложнее из-за постоянного расширения и ужесточения конкуренции.

Меняющийся конкурентный ландшафт оказывает сильное влияние на производителей, бизнес-модели которых спроектированы на основе традиционных розничных продаж, и руководители которых привыкли к прямому контролю и влиянию на потребительские ожидания в отношении функций, дизайна и ценообразования на продукты. Они создали цепочки поставок, каналы продаж и циклы разработки продуктов, соответствующие их моделям, а также разработали свою корпоративную инфраструктуру для ее поддержания. Эта модель все еще работает для многих категорий продуктов, но изменения, вызванные современными трендами развития экономики, уже не за горами.

В этой статье мы обсудим некоторые проблемы, с которыми сталкиваются сегодня производители промышленной продукции, и как современные цифровые технологии помогают их решить.

Если вы производитель, который работает на рынке уже какое-то время, мы рекомендуем вам прочитать данную статью, особенно, если вы пытаетесь понять, как работает цифровое производство.

Сокращение цикла разработки продукта

В последние годы барьер для входа на многие рынки был снижен благодаря усилению значимости цифрового маркетинга и электронной коммерции. Стартапы теперь могут запустить продукт на сайте Kickstarter, расти за счет прямых продаж или продаж на рынке, а затем и обходить крупных ретейлеров после того, как они доказали свою состоятельность. Новый путь выведения продукта на рынок, который ранее контролировался ретейлерами и крупными производителями, теперь более доступен для стартапов и аутсайдеров, которые хотят вступить в борьбу за рынок. Крупные ретейлеры отмечают успешность этой стратегии, и многие из них разработали свои собственные модели управления с использованием новой рыночной ниши, электронной торговли и аналитики данных для прогнозирования востребованных продуктов и принятия решения об оптимальном их размещении на стеллажах и пр.

Традиционные производители также обратили внимание на эту тенденцию. Многие вынуждены увеличивать объем инвестиций в инновационные продукты и сокращать время их вывода на рынок, усиливая давление на группы разработки продуктов, производственные центры и цепочки поставок. Такой тип изменений дается непросто. Сокращение времени разработки продукта, его внедрения – сложная, комплексная задача, особенно для крупных производителей, которые работают на международных рынках. Эта инициатива должна осуществляется в масштабе всей компании и требует анализа и изменения практически всех аспектов бизнеса.

Итак, как же могут современные цифровые технологии помочь производителям сократить цикл разработки продукции? Вот несколько советов. Во-первых, создайте модель разработки продукта, которая интегрирует полученную обратную связь в дизайн продукта. Цифровые инструменты взаимодействия с клиентами помогают группам разработчиков собирать и отслеживать отзывы клиентов о брендах и продуктах. Благодаря этому они могут лучше прогнозировать, будут ли продукты успешными, и не тратить ресурсы на массовое производство никому не нужного "барахла". Во-вторых, обратите внимание на производственные центры и цепочки поставок, которые обеспечивают скорость и гибкость. Команды по вводу нового продукта могут использовать программное обеспечение для 3D-проектирования и имитационного моделирования при создании дизайна, тестировании, имитационного моделирования новых производственных линий и оценке их влияния на цепочки поставок.



Усиление спроса на кастомизацию

Еще не так давно, если вы хотели получить приталенную рубашку или мебель по индивидуальному заказу, вам нужно было обращаться к портному или дизайнеру, которые предлагали специальные услуги. После продолжительного процесса заказа вы также были готовы заплатить больше и ждать дольше. Но сегодня такая модель уже не работает. Достижения в области технологий производства позволяют компаниям создавать индивидуализированные продукты в рекордные сроки и по конкурентоспособным ценам. Все больше компаний выстраивают стратегию производства на заказ для различных категорий продуктов, включая многие товары с низкой стоимостью, которые когда-то считались невосприимчивыми к подобным изменениям.

Если вас беспокоит данная тенденция, вы не одиноки. Экономика "под заказ" приводит к структурным изменениям почти в каждой отрасли, поскольку стартапы конкурируют с традиционными компаниями и доказывают, что они способны быстрее отвечать на потребности клиентов. К счастью, компании, которые уже давно работают на рынке, также могут внедрить технологии и стратегии, которые поддержат их конкурентоспособность. Программное обеспечение помогает компаниям контролировать и управлять всеми процессами – от заказа и конфигурации до производства и планирования. Программное обеспечение для проектирования и имитационного моделирования производства помогает производителям разрабатывать, тестировать и моделировать гибкие производственные решения. Хотя стратегия производства на заказ подойдет не всем, стоит знать, что в этой области есть много решений, которые помогут провести изменения грамотно.

Давление для улучшения управления затратами


Одной из областей, которая беспокоит большинство производителей, является управление затратами. Независимо от того, пытаетесь ли вы удержать стремительный рост производственных издержек на новый продукт или ищете возможности минимизации потерь в накладных расходах, неэффективное управление затратами может быстро и значительно повредить производственному предприятию. Особенно в сегодняшней гиперконкурентоспособной производственной среде для обеспечения жизнеспособности от производителя требуется сильный контроль затрат и правильное управление ими.

К счастью, цифровые технологии также могут помочь в данном вопросе. Благодаря технологии цифрового управления цепочками поставок вы можете оптимизировать потоки входящих материалов и исходящих готовых изделий и обеспечить прибыльность своей компании. Программное обеспечение для проектирования и имитационного моделирования производства позволяет визуализировать и моделировать ваши производственные центры и цепочки поставок, избегая проблем еще до того, как они станут проблемами, а также позволяет предотвратить простои и потери. Значительного прогресса удалось достигнуть и в области прогнозного технического обслуживания. Уже существует несколько решений, использующих интеллектуальную аналитику и машинное обучение, которые позволяют более точно прогнозировать и предотвращать сбои оборудования. Давление на производителей по управлению затратами, скорее всего, не исчезнет в ближайшее время, поэтому разумно использовать технологии и стратегии, которые способствуют удобству контроля и анализа расходов.

Выводы

Руководители предприятий не будут лучше спать ночью, пройдя через эту волну перемен. Всегда будут проблемы и сбои, которые заставляют производителей переосмысливать и менять свой бизнес, чтобы оставаться конкурентоспособными. Тем не менее, одно можно сказать точно – технологии теперь играют огромную роль. Цифровая трансформация означает не просто внедрение корпоративного программного обеспечения в вашей организации для улучшения, ускорения или удешевления каких-либо процессов; это комплексная, всесторонняя трансформация бизнеса с использованием технологий. Это полное переосмысление бизнес-модели. И важно, чтобы вы начали задумываться об этом сейчас, пока не стало слишком поздно.

На Всемирном экономическом форуме 2016 года в Давосе Пьер Нантерме, генеральный директор компании Accenture, отметил, что более половины компаний из списка Fortune 500 от 2000 года исчезли... из-за цифровых технологий! К концу 2017 года ожидается, что 2/3 руководителей компаний из Global 2000 будут считать цифровую трансформацию основной стратегией*.

Есть десятки исследований, в которых подробно описываются изменения и влияние, которые цифровые технологии будут оказывать на промышленность. Мы уверены, что цифровая трансформация производства имеет огромное влияние на всю современную инфраструктуру общества и может обеспечить прорывные экономические результаты. Главное - успеть внедрить новые бизнес модели, отвечающие вызовам времени.

Источник
* https://www.idc.com/research/viewtoc.jsp?containerId=259850

Подготовлено по материалам компаний R-Про Консалтинг (Россия) и Visual components (Финляндия)

Опубликовано 04.12.2017