А.Шолохов (PTC Россия/СНГ): Интернет вещей меняет нашу жизнь уже сегодня

PTC Количество устройств, подключенных к интернету, уже превышает количество людей на планете, и нынешние темпы роста свидетельствуют, что их число достигнет 50 млрд до конца этого десятилетия. Технологические инновации в вычислительных и коммуникационных инфраструктурах, а также в самих вещах, привели к тому, что интернет вещей (Internet of Things, IoT) из фантастической сказки превратился в реальность, а его стремительное развитие стало одним из наиболее значимых трендов последнего времени.

Согласно определению аналитиков McKinsey & Company, "под технологиями IoT понимается встраивание датчиков и исполнительных механизмов в устройства и другие физические объекты с целью включить их во взаимосвязанный мир". Мы в PTC подразумеваем под Internet of Things набор интеллектуальных, поддерживающих сетевые функции изделий, систем изделий и других "вещей", связанных через коммуникационную инфраструктуру, аналогичную интернету, с вычислительной инфраструктурой, в результате чего создаются новые формы ценности изделий.

В отчете McKinsey Global Institute "Disruptive technologies: Advances that will transform life, business, and the global economy" (Революционные технологии: достижения, которые преобразуют жизнь, бизнес и мировую экономику) говорится, что к 2025 году экономический эффект от использования интернета вещей может составить от 5 до 7 трлн долларов. Даже более сдержанный отчет Gartner оценивает возможные выгоды от использования IoT для мировой экономики к 2020 году в 1,9 трлн долларов. При этом одним из секторов, которые испытают огромное влияние технологий IoT, станет производственный, где экономический эффект будет достигнут за счет новых подходов к производству продукции.

Стратегия, направленная на повышение эффективности производства материальной продукции, что было признаком конкурентоспособности промышленных компаний на протяжении последних 50 лет, и ставящая целью получение максимального дохода в момент продажи, уже не работает. Пришло время ставить новые цели и разрабатывать иные бизнес-модели.

Технологические возможности современной продукции расширяются с каждым днем, и это дает нам возможность решать с ее помощью задачи, выходящие далеко за рамки основной функции, что в свою очередь приводит к созданию ценностей нового типа. Это требует от производственных компаний нового образа мышления, нового набора навыков и моделей работы, но те из них, кто использует происходящие изменения максимально эффективно, смогут открыть новые возможности для своего развития.

Слушая голос данных

Новый набор возможностей изделий в эпоху интернета вещей включает существенное расширение границ по их адаптации, как до продажи, так и после нее. Благодаря этому, например, владельцы Tesla Model S не нуждались в возврате автомобиля после выявления дефектов подвесной системы, так как производитель мог устранить проблему посредством обновления программного обеспечения. Таким образом, программное обеспечение становится новым инструментом реализации ценности и создания услуг для продуктов.

Вторым важным моментом является смещение ценности от изделия к сервисам. Продукты теперь тесно интегрированы с услугами, и последние обеспечивают новые преимущества на протяжении всего жизненного цикла продукта, или просто позволяют получить желаемый результат при помощи сервиса по требованию.

Ранее в вопросах технического обслуживания и модернизации продукции производители полагались на обратную связь клиентов, теперь им нужно обратить внимание на еще один источник данных – от самих вещей. Новые продукты могут также самостоятельно оценивать свое состояние, производительность, текущий статус и т.д. Способность продукции автоматически предпринимать действия в реальном времени – еще один ключ к созданию конкурентных преимуществ, и все, что для этого требуется - переместить обработку данных в реальном времени на уровень устройств.

Используя "Голос данных" и аналитику, предоставляемую в реальном времени объединенными в сеть системами, производители могут собирать, интерпретировать и повторно включать данные по продукции в цикл проектирования товаров, создавая, таким образом, новые возможности и свойства, полезные как для производителей, так и для пользователей, а также обнаруживая и устраняя проблемы, не дожидаясь уведомлений от клиентов.

И еще. Сами данные не должны быть мертвым грузом. Их больше не надо хранить в "черном ящике". Наоборот, информацию нужно собирать, передавать, обрабатывать, предварительно исключив конфиденциальные данные, и, конечно, сохранять. Тогда производитель сможет получить еще одно конкурентное преимущество, и соответствовать постоянно возрастающим требованиям клиентов.

Не стоит бояться, что данных будет слишком много. С повышением зрелости рынка произойдет сдвиг от подключения к интернету отдельных объектов к взаимосвязи устройств по принципу "многие ко многим" в составе многосвязной сети. По мере совершенствования решений для IoT сократятся объемы данных, генерируемых устройствами, которые научатся передавать только необходимую информацию.

Так, трансформируя процесс создания изделии и их обслуживания, собирая и используя данные, которые предоставляют включенные в единую сеть системы, промышленные компании смогут в полной мере ощутить все преимущества наступления новой цифровой эры, эры интернета вещей.
Источник информации
Пресс-служба компании PTC Россия/СНГ
Компании
Опубликовано 16.10.2014