2011 год для корейского автопрома и его ивесторов сложился более, чем удачно

Инвестиционная привлекательность мирового автопрома с каждым годом растет. Так, в отличие от японских (Хонда, Тойота,Мазда) и французских (Пежо, Рено, Ситроен) автопроизводителей, прошедший 2011 год для корейского автопрома и их ивесторов сложился более, чем удачно.

В чем их секрет успеха глазами инвесторов - владельцев акций и облигаций этих компаний? Что ожидает их в текущем 2012 году? В чем правы, а в чем обманывают себя международные аналитики, задавая вопрос: пересядет ли мир на корейские авто?

Сказка о корейской Кхончхи (Золушке) для корейских инвесторов

Как объяснили аналитики землячества трейдеров и инвесторов стран Азии Академии Forex и биржевой торговли Masterforex-V, история корейского автопрома – это классическая история "бедной девушки", той же Золушки, в Корее ее, правда, зовут – Кхончхи, история замарашки, ставшей принцессой. Как помнится из детства, обязательными элементами этого – одного из самых любимых сказочных сюжетов – являются мечта, старт, подъем, испытание и счастливый финал. Ровно так все и было с корейским автопромом. Самая нищая страна Азии за время жизни одного поколения (!) превратилась в одного из законодателей мировой автомобильной моды, южнокорейские авто в короткое время буквально заполонили мир. Корейский феномен в мировом автопроизводстве – это показательная и образцовая история успеха. Сегодня объединение Hyundai–Kia — не только лидер корейского автопрома, но и мощный игрок на мировом рынке:

- Hyundai Motor уже три года входит в сотню крупнейших мировых брендов (61-е место в 2011-м году). Interbrand оценила стоимость ее бренда в 6 млрд. долларов, что на 19,3 процентов выше по сравнению с 2010 годом. О чем это говорит? Во-первых, о том, что ценность бренда непрерывно увеличивается, к примеру, в 2005 году компания была на 84-м месте. А во-вторых, этот рост является лучшим результатом среди всех автопроизводителей. В рейтинге брендов в автомобильной индустрии Hyundai Motor находится на достаточно высоком 8-м месте;
- по объему продаж Hyundai Motor Group в прошлом году вошла в пятерку крупнейших мировых автопроизводителей. Стала вторым игроком на автомобильном рынке Азии, уступив только Toyota Motor. Доля Hyundai на мировом авторынке в 2010 году составляла 5,2 процента;
- по темпам развития компания уже третий год подряд не имеет себе равных в мире. Не случайно компания Interbrand присвоила Hyundai Motor звание "самого динамично развивающегося бренда";
- прогнозы Moody's. Отмечая улучшение показателей Hyundai Motor в 2011 году, повысила ее прогноз со "стабильного" до "позитивного" на уровне "Ваа2" и т.д.

В общем, корейский автопром, ставший главной сенсацией последних лет, продолжает наращивать мощь, все более вырываясь вперед. Корейцы сделали все, чтоб сказка стала былью. Впрочем, далеко не все эксперты и автолюбители готовы петь асану корейским автомобилям. Отмечается, что:

- корейские авто пока не в чести в Европе, бренд не тот. Явно не Mercedes, и не BMW. Выпускать автомобили в промышленных масштабах в Южной Корее начали все же почти через век после Европы. Мол, молодо-зелено тягаться с тяжеловесами;
- модели корейских автомобилей не являются звездами автосалонов. Крайне редко завоевывают первые призы на престижных конкурсах;
- они по-прежнему хуже и дешевле своих японских аналогов, привлекают потребителей, пожалуй, только своей доступной стоимостью, которая объясняется использованием при производстве дешевых материалов.

Говорят, их малолитражки – не авто, а самое доброе в мире привидение с моторчиком. Мол, только отсюда их конкурентоспособность с признанными мировыми автогигантами. Другими словами, "корейцы" стоят отдельного и особого разговора, хотя бы уже потому, что информация о плюсах и минусах корейского автопрома является актуальной для инвесторов. Как известно, автомобильная промышленность сегодня ходит в любимчиках фондовых бирж. Так будет ли в мире смена модного тренда в сторону корейских автомобилей? Аналитики Академии Forex и биржевой торговли Masterforex-V представили свой взгляд на инвестиционную привлекательность корейского автопрома.

Год от года расти бодрости корейского автопрома

Мировые продажи Hyundai Motor Group (капитализация в 2010 году составляла 34,99 млрд. долларов), напомним, в нее кроме Hyundai Motor входит Kia Motors, в 2011 году составили 6,6 млн. автомобилей. Надо сказать, что компания показывает двузначный рост продаж уже в течение 3-х лет подряд. Продажи выросли, прежде всего, за счет высокого спроса в Индии и Северной Америке. В результате, доля рынка Hyundai и Kia в СШАсоставила 8,9 процентов, в этом году она может увеличиться до 9 процентов:

- планы на 2012 год. Что касается планов на этот год, то компания собирается продать 7 млн. ​​автомобилей. Это значит, что темпы роста продаж снизятся до 6,1 процентов. Hyundai Motor продала 4,05 млн. автомобилей по всему миру, против 3,9 млн. машин, ожидавшихся ранее (+12,3 процентов). Что касается российского рынка, то Hyundai вышла на 3-е место – более 163 тыс. авто (+88 процентов), то есть прошедший год стал рекордным для компании в России.
- место KiaMotor Corporation среди автопроизводителей. Как известно, в конце 90-х годов была приобретена компанией Hyundai Motors, но сохранила свое название и достаточную самостоятельность. Сегодня она является 2-м автопроизводителем в Южной Корее и 7-м в мире.

В 2011 году корпорация продала 2,53 млн. автомобилей по всему миру (+19,2 процентов). Рост продаж в основном произошел за счет зарубежных рынков (+24,3 процента). На рынке России Kia оказалась на 5-м месте – почти 153 тыс. (+47 процентов). Акции на корейской фондовой бирже торгуются на уровне 61 долларов:



Таким образом, в 2011 году в мире значительно выросла доля продаж автомобилей корейского производства. Более того, "корейцы" успешно потеснили с рынка японские и немецкие машины, прежде безоговорочно доминировавшие среди потребителей.

Год от года расти и прибыльности Hyundai Motor Group

Чистая прибыль концерна в 2011 году составила около 7,17 млрд. долларов (+35,1 процентов),
- выручка вышла на уровень 68,8 млрд.долларов (+16,1 процентов),
- операционная прибыль достигла 7,8 млрд. долларов (+36,4 процентов).

Kia Motor Corporation в прошлом году получила рекордную прибыль – 3,1 млрд., увеличившись на 30,4 процентов. Серьезно нарастить финансовые показатели Hyundai Motor Group помогли не только подъем курса доллара и растущая популярность бренда, но и… землетрясение в Японии. Южнокорейские конкуренты воспользовались простаиванием японских заводов, значительно укрепив свои позиции на мировом рынке. В общем, кому землетрясение, а кому мать родная. Как видим из графика акций компании, бумага торгуется на уровне порядка 200 долларов за акцию:



Что может превратить золоченую корейскую "карету" в тыкву

Между тем, в положении корейского автопрома не все так безоблачно и сказочно, как может показаться на первый взгляд. В его развитии достаточно слабых звеньев и опасных мест, которые в форс-мажорных обстоятельствах способны притормозить движение вперед Hyundai Motor Group. Укажем на самые очевидные из них:

- узость внутреннего рынка. Как известно, население Южной Кореи составляет всего около 49 миллионов, а ее территория меньше, чем площадь той же Кубы. То есть емкость местного рынка, в общем-то, невелика, внутренние продажи в прошлом году составили 17,8 процентов, в январе уже этого года они снизились на 18,5 процентов по сравнению с январем 2011 года, это при том, что общемировые продажи увеличились за этот период на 3,5 процента. Поэтому корейские автопроизводители вынуждены ориентироваться на экспорт (сегодня более ⅔ их продукции идет за рубеж), а значит, усиливать свою зависимость от внешних рынков. А что мы сегодня видим на этих самых рынках? Правильно. Замедление в развивающихся странах, низкий спрос в развитых государствах и рост цен на сырье со всеми вытекающими из этого последствиями;

- рост стоимости рабочей силы. Дело в том, что зарплаты в Южной Корее уже практически приблизились к западным. Это значит, что прежнее преимущество страны – дешевый труд – уходит в прошлое. О чем и говорят бесконечные забастовки на Hyundai Motor. Мелочная экономия на оплате труда сотрудников, неуступчивость руководства часто приводят к многомиллионным потерям компании в результате стачек. Так, ноябрьские выступления рабочих вылились в потерю 24 тысяч автомобилей на сумму 289 млн. долларов и вызвали падение курса акций на бирже;

- ужесточение конкуренции. Сегодня потенциальную угрозу для южнокорейских автопроизводителей представляют Малайзия, Таиланд и, конечно,Китай. Они, опираясь на неизбалованную дешевую рабочую силу, могут со временем вытеснить Южную Корею с рынка бюджетных авто. Кроме того, поскольку Hyundai-Kia за последнее время существенно повысил цены на внутреннем рынке, то теперь автомобили местной сборки стоят дороже импортных, а значит, количество последних в стране год от года только растет;

- узость сегмента. В корейском автопроме по-прежнему преобладают бюджетные машины. Понятно, что в мире достаточно непривередливых автолюбителей, а рынки США, Китая, Индии и Россию, настолько велики, что корейским автопроизводителям, кажется, работы хватит надолго. Вот они и довольствуются лишь небольшой модернизацией японских моделей, но мир-то идет вперед, есть опасность не успеть за переменами и потерять имеющиеся рынки;

- исчерпание производственных мощностей. Одним из объяснений замедления роста продаж в этом году является исчерпание мощностей Hyundai. Между тем, строить новые заводы в ближайшем будущем компания не собирается;

- основные претензии к авто. Понятно, что все автомобили рано или поздно ломаются и выходят из строя, в самом деле, нет ничего вечного в этом вечном из миров. Вон Nissan сегодня по всему миру отзывает четверть миллиона автомобилей. В этом смысле к минусам корейских авто чаще всего относят:

1) неэкологичность. В частности, отмечается, что в отделке салона порой используется дешевый и низкокачественный пластик. Вот свежие результаты исследования машин американской компании Ecology Center на токсичность веществ, содержащихся в материалах отделки салона. Так вот. В десятке худших машин в порядке уменьшения концентрации этих веществ на 3-ем месте оказалась Kia Soul, на 6-м – Hyundai Solaris, а на 8-м – Kia Sportage. Согласитесь, три из десяти – многовато для одной компании. Зато в топ-10 автомобилей, в чьих салонах оказалась наименьшая концентрация токсичных веществ, корейских авто не оказалось;

2) недолговечность. Известно, что средний срок эксплуатации корейского авто является одним из самых коротких в мире – 7,5 лет, для сравнения в Японии – 15 лет, а в США – 16,2 года. В этой связи можно отметить сомнительное качество стали (кузов достаточно быстро начинает ржаветь), слабость крепежей, недостаточно высокий уровень сборки и пр. Даже сами корейцы относятся к своим малолитражкам иронически, а мини-авто Daewoo Tico давно уже стал объектом шуток ("если Ваш Tico никак не может сдвинуться с места, проверьте: не прилипла ли к его колесам жевательная резинка"). Очевидно, что многие проблемы корейского автопрома происходят из-за целого ряда упрощений образцов, заимствованных у европейского и японского автопромов, это, кстати, позволяло Hyundai долгое время добиваться низкой себестоимости и конкурентоспособности своей продукции.

Впрочем, оценка корейских автомобилей как ненадежных и недолговечных постепенно уходит в прошлое. И хотя они по-прежнему не дотягивают до качества японских автомобилей, современные корейские модели оставляют впечатление все же добротных машин.

Какая ж сказка без секрета

История корейского автопрома отмечена целым рядом особенностей вызывающих неизменный интерес у аналитиков. В самом деле, кому же не хочется выяснить, в чем состоит секрет стремительного успеха корейских автопроизводителей? В последние несколько лет Hyundai ежегодно показывает рост продаж на уровне более 10 процентов, даже кризисный 2009 год не сломал этот тренд. Эксперты Академии Forex и биржевой торговли Masterforex-V видят объяснение этого феномена в нескольких составляющих, сумма которых во многом и предопределила взлет автомобилестроения Южной Кореи:

- Прямое вмешательство властей в развитие отрасли. Это правительство в свое время сформулировало два основных принципа развития страны: ориентация на экспорт, что для страны, лишенной природных ресурсов, было единственным путем к успеху, и максимальная концентрация капитала. Не просто сформулировало, но и создало все необходимые условия для их наилучшей реализации: всевозможные привилегии, льготный доступ к кредитам; ограничения на ввоз комплектующих (импортеру необходимо было доказать, что нужные детали в Корее изготовить невозможно), так что к 1980 году в местных авто было уже более 90 процентов деталей отечественного производства; высокий таможенный тариф, который сделал ввоз в страну иномарок долгое время практически невозможным и пр.

- Максимальная концентрация производства. Формирование автомобильной отрасли Южной Кореи сопровождалось редкостной по масштабам концентрацией производства и капитала. Именно власть способствовала формированию крупных компаний – чэболь – семейных многопрофильных холдингов широчайшего профиля. К примеру, та же Hyundai Kia Automobile Group имеет собственные домны (Hyundai Steel строит уже третью доменную печь) и строительную корпорацию. Это, с одной стороны, страхует автопром в кризисные годы, а с другой стороны, позволяет не зависеть от мировой конъюнктуры цен в металлургии, а еще контролировать качество сырья. Сказка, как известно, требует гармонии и цельности.

- Широкие заимствования. Вплоть до конца 80-х годов большинство корейских моделей были лишь лицензионными копиями иностранных образцов, в большинстве своем – японских. Так, к 1995 году корейские автопроизводители заключили 488 лицензионных соглашений.

- Изначальная ориентация на невзыскательный массовый спрос, что принесло корейцам первый успех на мировых автомобильных рынках.

- Корейская ментальность. Корейцы известны как, пожалуй, самый трудолюбивый народ в мире. Они уверены, что для того чтобы стать богатым, нужен неустанный труд и напряженные усилия, здесь счастливым случаем дело не обойдется. Вон и Золушке помимо обаяния и крестной-феи потребовалось еще и изрядно потрудиться. Подсказка сказки ведь очевидна – трудись, и все получится! В общем, как сказал главный сказочник Земли – Ганс Христиан Андерсен, нет сказок лучше тех, которые создает сама жизнь.

И корейская сказка станет былью

Теперь настала очередь разобраться с перспективами популярного в мире и России корейского автопрома. Это представляется особенно важным в условиях возможного снижения мирового спроса на автомобили. Как заявляет Hyundai Motor Group, в этих условиях она намерена двигаться в нескольких направлениях:

- усиливать продвижение бренда в мире. С этой целью намечено:

1) вывести часть производства за пределы страны, модернизировать зарубежные производства. Так, Кia уже имеет 13 заводов в 8-и странах мира – Малайзии, Индонезии, Китае, Пакистане, Филлипинах, Словакии, США, России и др. Теперь Kia Motors собирается к 2014 году совместно с местными компаниями запустить третий завод в Китае, и таким образом удовлетворить растущий спрос на корейские авто (Kia сможет нарастить производство в Китае до 730 тыс. машин в год). Вообще, Kia является одной из наиболее динамично развивающихся компаний на китайском рынке, ее доля уже увеличилась почти до 5 процентов. У Hyundai Motor имеется 6 заводов в Китае, Индии, Турции, США, Чехии и России.

Теперь же в качестве приоритетного направления для компании выбран европейский рынок. В связи с тем, что в прошлом году заработал договор о свободной торговле между ЕС и Южной Кореей, а значит, снизились ввозные пошлины, экспорт корейских машин в Европу подскочил на 40 процентов. Доля Hyundai Kia Automotive Group на европейском рынке уже достигла 5,7 процентов, тогда как доля Toyota составляет 4,1 процента. В Европе это поспешили назвать корейской экспансией;

2) расширять внутренний рынок. Тут им в помощь несколько факторов. Во-первых, корейцы обожают менять машины, средняя продолжительность эксплуатации нового авто здесь считается самой короткой в мире – 3-4 года, а затем машину продает за 20-30 процентов первоначальной цены. Во-вторых, корейцы очень патриотичны, а потому предпочитают ездить на отечественных авто. А в-третьих, ввозные пошлины на иномарки в Корее снижены, зато их владельцы платят жесточайшие налоги, потому доля этих авто в стране остается ничтожно малой. Так что отечественные производители здесь надежно защищены от конкурентов;

3) переориентация на более высокий сегмент. Здесь убеждены, что "корейское, значит, дешевое – уже в прошлом", что их технологии позволяют производить автомобили мирового уровня. Hyundai заявила о своем желании выпускать автомобили "современного премиум-класса". Чтобы на равных конкурировать с японскими и европейскими фирмами на рынке более дорогих моделей, компания собирается работать над улучшением конструкции и дизайна своих машин. Ради этого она даже готова, если будет необходимо, пожертвовать объемами продаж. При этом Hyundai вовсе не собирается отказываться от недорогих моделей, напротив, собирается нарастить их долю на рынке;

4) выпускать новые модели и вариации. Как там говорится, глядя на каждую новую модель автомобиля, понимаешь, что все предыдущие были просто горькой ошибкой! С этим у Hyundai как раз полный порядок. У компании, пожалуй, самая широкая линейка модельного ряда и при этом ее продолжают наращивать. Для примера. На последнем детройтском автошоу Hyundai Motor Company представила новый Veloster Turbo – это 204 лошадиные силы, 1,6-литровый бензиновый двигатель, шестиступенчатая коробка передач, новые противотуманные фары и прочая, прочая. Что же касается различных вариаций, то, к примеру, Solaris и Elantra пятого поколения доступны в 34 вариациях каждый, чтобы чуть ли не каждый покупатель мог подобрать себе автомобиль с учетом своих вкусов и приоритетов;

5) повышение конкурентоспособности бренда. В связи с этим Hyundai Motor намерена в 2012 году вложить рекордные инвестиции в собственное развитие – 12,2 млрд. долларов (+15,6 процентов). Приоритетными для нее станут:

- высокое качество продукции. С этой целью Hyundai стремится сосредоточить всю технологическую цепочку – от добычи сырья до готового автомобиля – в своих руках. В отличие от других автокорпораций, здесь практически все комплектующие делают своими силами, под собственным контролем. К примеру, построив один из крупнейших в мире сталелитейных заводов, Hyundai резко улучшила качество антикоррозийного покрытия кузова и надежность авто в целом. Теперь компания дает гарантию на машину, как и большинство мировых производителей – на три года;

- экологичность и экономичность автомобилей. Hyundai обещает уже в 2015 году наладить массовый выпуск гибридных автомобилей, примерно к тому же времени планируется выпустить полностью электрические компактные автомобили;

- безопасность и надежность. В этом смысле показательной является Hyundai i40, которая первой из азиатских моделей выиграла конкурс EuroCarBody Award, опередив не кого-нибудь, а Audi, BMW, Mercedes, Nissan, Volkswagen и др. Должной мерой были оценены ее сверхпрочная сталь и улучшенные соединения в конструкции. А перед этим модель i40 получила максимальный пятизвездочный рейтинг в краш-тестах EuroNCAP. Как не сказать об Hyundai Elantra, получившей высшую награду "Автомобиль года 2012" на североамериканского автосалона в Детройте.

Можно отметить и Kia Optima, которая вошла в 2011 году в "Десятку самых продаваемых автомобилей" по версии журнала Auto A Fondo. Страховой институт безопасности дорожного движения США признал эту модель "Самым безопасным автомобилем". В общем, этот тот самый случай из разговора автомобилистов: – У меня в машине на счастье иконка приделана. – А у меня пупсик на присоске. – А у меня на счастье тормоза и подушки безопасности;

- сочетание доступной цены с приемлемым качеством. У машин Hyundai, пожалуй, идеальный баланс между престижностью машины и ее стоимостью. И кризис здесь в помощь Hyundai, так как заставляет потребителя еще требовательнее относиться к соотношению цена-качество. Впрочем, цены на корейские авто уже приблизились к ценам на европейские и японские автомобили;

- элегантность модельного ряда. Что тут скажешь, в любом потоке машин автомобили Hyundai не перепутаешь с другими, уж больно они привлекательные и оригинальные. К примеру, Hyundai Veloster занял высокое 4-ое место в рейтинге "Самые красивые автомобили года - 2011". Буквально трудно устоять перед его экстравагантностью, современностью и яркой цветовой палитрой.

Так каковы же перспективы корейского автопрома? Если коротко, то весьма обнадеживающие. Сила корейских автопроизводителей в том, что они все время прогрессируют, наращивая продажи и рыночную долю и превращаясь в серьезнейшего конкурента на мировом авторынке. Так что рассказ об автомобилестроителях Южной Кореи можно закончить стандартной финальной формулой сказок – "жить они будут долго и счастливо", если, конечно, приложат к этому максимум усилий.
Источник информации
Компании
Опубликовано 29.02.2012