Об опыте реализации методик ТОиР при внедрении информационных систем

Данилов О. Е.



Современные российские предприятия постепенно приходят к пониманию значимости управления себестоимостью путем оптимизации расходов на обслуживание основных фондов. Для машиностроительной отрасли затраты на ремонт оборудования составляют существенную долю в себестоимости продукции.

 

Эта статья расходов для них остается непрозрачной – никто на предприятиях точно не знает, почему в прошлом периоде было потрачено столько денег и почему на следующий период запрашивается такая-то сумма. Например, для металлургии затраты на ТОиР составляют 10-35 % на передел, в генерирующей энергетике – 15-20 %, для транспорта 30-50 %.

 

Проблема усугубляется тем, что ввиду недостатка инвестиций основное оборудование сейчас почти не обновляется, при этом не секрет, что затраты на ремонт в исчислении на единицу произведенной продукции со временем увеличиваются. Износ же оборудования в капиталоемких отраслях значительный – от 50 до 80 %, и это при том, что за последние 10-15 лет не производилась сколько-нибудь значительная модернизация основных фондов.

 

Сегодня на многих предприятиях мы наблюдаем ситуацию, когда собственники ставят перед менеджерами задачу существенного улучшения показателей рентабельности, при этом хотят иметь возможность мониторинга за деятельностью предприятия. Одним из инструментов решения данной задачи является внедрение информационной системы для учета и управления издержками и мониторинга состояния предприятия.

 

Многие из предприятий подошли вплотную к решению задачи снижения затрат на техобслуживание и ремонты (ТОиР), начав внедрение на предприятии учетной информационной системы класса ERP.

 

Все эти предпосылки создают благоприятный фон для внедрения специализированных Информационных Систем управления техническим обслуживанием и ремонтом оборудования (ИС ТОиР). Используются также такие названия этих систем, как Управление фондами и активами предприятия (УФАП), Технический менеджмент оборудования, Управление основными фондами (УОФ), Управление активами предприятия – Enterprise Asset Management (EAM).

 

Введение в методики ТОиР

Отечественная наука с 60-х годов развивает несколько направлений, нацеленных на управление обслуживанием и ремонтами техники. Эти направления связанны с надежностью оборудования и элементов, диагностированием, прогнозированием технического состояния, технологиями ремонта, организации работ, разработкой новых материалов. Такие разработки велись на базе теорий надежности, информации, сложных систем, систем массового обслуживания, и т.д. В данной статье мы объединяем такие методологии, практики, подходы и алгоритмы под общим понятием «методики ТОиР», вкладывая в этот термин следующий смысл: «научно обоснованные методы, алгоритмы, технологии управления процессом ТОиР, зарекомендовавшие себя на практике».

 

Можно привести следующие примеры таких методик:

 

·         Структурный анализ оборудования. Определение критериев детализации описания оборудования.

·         Реализация планово-предупредительного ТО согласно РД, применение перепланирования работ по наработке. Выбор оптимальной структуры ремонтного цикла, видов ТО и параметров цикла.

·         Проектный подход к выполнению больших ремонтов (сетевое планирование ремонта).

·         Техническое диагностирование оборудования. Прогнозирование технического состояния.

·         Анализ стоимости владения оборудованием, расчет оптимального срока эксплуатации и даты замены.

·         Анализ и прогнозирование уровня надежности оборудования. Анализ видов, последствий и критичности отказов. Управление надежностью.

·         Анализ влияния на надежность оборудования и на издержки ТОиР вида и производителя/поставщика запчастей.

·         Оптимизация материально-технического снабжения. Оптимизация номенклатуры, расположения и уровня запасов.

·         Разработка системы мотивации персонала по применению методов ТОиР на предприятии и эффективной работе в системе.

·         Анализ влияния режимов работы на издержки в процессе эксплуатации.

 

Разработанные научные методы управления техобслуживанием и ремонтом имеют четко выраженные отраслевые реализации. Это обусловлено, с одной стороны, объективным различием техники в зависимости от отраслевой принадлежности, условий применения, специфики организации эксплуатации, требований к безопасности. С другой стороны, сложившаяся в предыдущий период система управления не позволяла передовые достижения, сделанные в какой-либо одной отрасли, распространить на другие и там также найти им эффективное применение. Можно назвать несколько таких кластеров: авиация, морской транспорт и флот, железная дорога, металлургия, обычная и атомная энергетика, горнорудная промышленность.

 

Сегодня препятствием для распространения методов ТОиР является наличие в рамках одной отрасли нескольких финансово-промышленных групп и вертикально интегрированных холдингов, что еще больше структурирует знания.

 

Существующие в настоящее время информационные технологии и программные продукты позволяют многие из таких методик успешно применять на практике. Кроме того, наработанные в одной отрасли методы управления и алгоритмы можно распространять на другие отрасли, предприятия, оборудование. Это обстоятельство и обуславливает практическую ценность информатизации управления ТОиР для промышленности.

 

Определение перечня реализуемых в проекте методик ТОиР

Все крупные разработчики ИС ТОиР и консультанты в этой области говорят о необходимости применения методик ТОиР как об одном из условий получения эффекта от внедрения их системы. Действительно, простая автоматизация учетных функций и планирование работ не дают ощутимого эффекта.

 

Как правило, работы по применению методик ТОиР идут в рамках общего проекта по реорганизации системы управления предприятием. И это совершенно правильный подход, позволяющий получить синергетический эффект. В редких случаях удается результативно провести внедрение методик ТОиР в рамках существующей системы. Иногда реализовывать методики ТОиР проще после завершения проекта по реорганизации предприятия, когда уже осуществлена модернизация бизнес-процессов и организационная реструктуризация, создана необходимая информационная база для внедрения методик и определены критерии эффективности предприятия.

 

Для определения конкретных методик ТОиР, реализуемых в процессе внедрения, можно использовать несколько источников:

 

·         Отраслевые руководящие документы, содержащие, как правило, рекомендации по применению методик. На практике они обычно не находят широкого применения ввиду различных причин (отсутствие мотивации у персонала, информационная необеспеченность методов).

·         Руководящие документы других отраслей для схожего оборудования.

·         Наработки консультантов и специализированных организаций.

·         Реализованные методики в выбранном программном продукте для ERP- или EAM-системы.

·         Практические результаты применения методик на аналогичных или похожих предприятиях.

 

При выборе методик необходимо учитывать возможности персонала и информационной системы по сбору и обработке исходных данных; корректность применения метода на данном предприятии и данном оборудовании.

 

Сначала необходимо определить оборудование, для которого целесообразно применять методики – для этого можно использовать кластерный анализ затрат на ремонты, можно также построить дерево классификации оборудования.

 

На следующем этапе, на основе анализа документации, определяется список рекомендованных методик. Одновременно исследуются наработки в других отраслях.

 

После этого составляется список методик ТОиР, ранжированный по отношению возможной отдачи от него к стоимости его реализации. Оценить отдачу от метода можно экспертным способом и по аналогичным результатам на других предприятиях.

 

При разработке проекта по реализации методик ТОиР в проекте можно применить поэтапное внедрение. Сначала внедряются методы, не требующие использования исторических данных или новых показателей состояния оборудования, ввод которых затруднен по причине отсутствия диагностических приборов и обоснованных уровней уставки параметров. Одна из ключевых проблем здесь – определение показателей и критериев «предельного» технического состояния. Причем важно иметь в виду, что уже на ранних этапах реализации проекта необходимо заложить требования по вводу необходимой информации по оборудованию, чтобы впоследствии можно было применить другие методы ТОиР.

 

В процедуры внедрения методик ТОиР должны быть заложены алгоритмы адаптации. Это означает, что необходимо предусмотреть механизмы обратной связи и контроля за степенью влияния определенных методик и их параметров на показатели системы ТОиР. На основании периодического анализа результатов может быть пересмотрен перечень методик ТОиР, области применения, а также их параметры.

 

Показатели системы ТОиР и их мониторинг средствами ИС ТОиР

Система ТОиР является составной частью системы управления предприятием. Показатели системы ТОиР условно делятся на производственные и финансовые.

 

Финансовые показатели:

 

·         Первоначальная стоимость основных фондов, степень износа оборудования.

·         Численность персонала, ремонтной службы.

·         Фонд оплаты труда персонала, ремонтного персонала.

·         Затраты на ТОиР на 1МВт установленной мощности.

·         Доля затрат на ТОиР в себестоимости продукции по видам.

·         Доля плановых и аварийных работ в общем числе ремонтов по количеству, трудоемкости, стоимости.

·         Стоимость запасов цеховых складов по ремонтной номенклатуре.

·         Точность составления годового бюджета ТОиР (% отклонения от факта).

·         Затраты на автоматизацию процесса ТОиР.

 

Производственные показатели:

 

·         Степень загрузки основных агрегатов, доля плановых и неплановых остановов.

·         Унифицированность оборудования – количество типов и марок оборудования.

·         Показатели надежности оборудования: наработка на отказ, количество отказов по группам оборудования, среднее время восстановления, коэффициент технического использования.

·         Ущерб от отказов и аварий с классификацией по группам тяжести.

·         Среднее время поиска технической и эксплуатационной информации.

 

Перечень показателей системы ТОиР можно расширять и детализировать в зависимости от отрасли и предприятия. Наличие таких показателей позволяет, во-первых, контролировать состояние своего предприятия, во-вторых, сравнивать его состояние с аналогичными предприятиями, в-третьих, увязывать процесс ТОиР с другими процессами управления – производством, финансами, персоналом, закупками, продажами.

 

Для обеспечения контроля за процессом ТОиР необходимо проводить мониторинг показателей системы ТОиР. Необходимо обеспечить регулярный сбор исходных данных, проверку правильности и полноты вводимой информации, методику обработки данных. Для решения этих задач хорошо подходят информационные системы управления ТОиР и связанная с ними информационно-аналитическая система, генерирующая и доставляющая пользователю аналитическую информацию.

 

Следует помнить, что подобные системы оценок очень чувствительны к корректности данных. Разработчик системы должен очень тщательно подойти к определению методик сбора данных для исполнителей во избежание разной интерпретации на местах одних и тех же понятий (например, выполненная работа имеет статус аварийной или внеплановой, требуется ремонт текущий или капитальный и т.д.?).

 

Проблемы реализации методик ТОиР в программных продуктах

Необходимо отметить, что в большинстве современных информационных систем, кроме базового функционала по учету и планированию, реализуются те или иные методики ТОиР. Как правило, мы имеем дело с западными системами, в которых практикуются западные подходы к составу и реализации методик. Для приближения их возможностей к требованиям российского заказчика необходимо выполнить доработку ПО.

 

Здесь приходится столкнуться с рядом проблем. Во-первых, большинство разработчиков систем ТОиР не берутся за реализацию методик ТОиР в рамках приемлемого для заказчика бюджета. Реализация методик ТОиР в информационной системе – дело достаточно затратное, так как это требует качественной проработки алгоритма, реализации и отладки его в ПО а также гарантий того, что эта разработка будет потом востребована другими клиентами. В результате многие программные продукты получили тиражность в рамках какой-либо одной отрасли, где востребованность методик ТОиР была достаточно высока. Сказанное относится, например, к продуктам, разрабатывавшимся для атомной энергетики с середины 80-х годов.

 

Вторая проблема связана со спецификой реализации методик в ИС ТОиР. Зачастую они предполагают определенные допущения в модели оборудования, предприятия, пользователей. Такая идеализация на практике приводит к тому, что модель выдает неадекватные результаты, что дискредитирует сам подход. Например, анализ и прогнозирование надежности основывается на статистике дефектов и отказов. Неполный или несвоевременный сбор данных приводит к результатам, не соответствующим практике. По этой причине многие методики ТОиР, основанные на статистике, перестали применяться, и к ним укоренилось настороженное отношение специалистов.

 

В принципе возможны два подхода реализации методик ТОиР: в существующей или внедряемой ERP-системе и использование EAM-системы, интегрированной в корпоративную ИС. С одной стороны, первый подход имеет существенное преимущество, состоящее в наличии смежных данных в общей БД, однако модуль ТОиР ERP-системы проигрывает в функциональности EAM-системе. С другой стороны, полнота реализации и сервисные возможности EAM-системы требуют разработки и поддержки соответствующих интерфейсов.

 

Для сложных случаев можно рекомендовать применение специализированной EAM-системы, для более простых– выполнять доработки в модуле ТОиР выбранной ERP-системы.

 

Роли поставщика ПО и интегратора – внедренца

В решении задачи оптимизации затрат на ТОиР путем внедрения ИС ТОиР и методик ТОиР четко различаются два участника этого процесса – разработчик или поставщик программного обеспечения и консультант–внедренец.

 

По своей природе эти два участника ориентированы на различные цели: консультант – на решение бизнес-задачи заказчика, а разработчик ПО – на успешное внедрение и развитие своего продукта. В проекте консультант формулирует перед разработчиком задачу заказчика уже в преломлении через свое видение ее реализации в программном продукте. Разработчик, в свою очередь, предлагает заказчику через консультанта алгоритмы и технологии решения задач. Совместная работа над проблемой с трех сторон позволяет добиться наилучших результатов.

 

У разработчика ПО и консультанта разные бизнесы. Деятельность первого связана с достаточно продолжительным циклом разработки продукта, по спирали наращивающего свой функционал и возможности. У консультанта бизнес заключается в выполнении каждый раз новых проектов, которые рано или поздно заканчиваются, при этом каждый проект, как правило, выполняется с использованием разного ПО.

 

В команде разработчика имеются программисты, системные аналитики, технологи. В команде консультанта – управляющие проектом, эксперты предметной области, консультанты. Области знаний и специализация этих сотрудников существенно различаются.

 

Очевидно, что при выполнении проекта силами разработчика ПО он будет стремиться решить задачи заказчика посредством своего собственного ПО. В случае же реализации проекта профессиональными консультантами–интеграторами осуществляется взвешенный выбор наилучшего с точки зрения заказчика решения.

 

В силу перечисленных различий ролей поставщика ПО и интегратора–внедренца заказчику следует ориентироваться на привлечение обеих этих компаний. Такой подход позволит снизить риск принятия неоптимальных решений.

Источник информации
Опубликовано 07.12.2004