Соблюдение технологий монтажа/демонтажа подшипников помогает предприятию работать без остановки

Александро Бондарев, Технический директор ООО "Подшипник-Контракт"


Всем известно, что монтаж подшипников должен производиться с соблюдением определенных технологий, что тип смазки, и ее количество должны подбираться для конкретных условий эксплуатации подшипника, что своевременно должна производиться диагностика подшипника.

Однако, как показывает опыт, эти простейшие требования соблюдаются не всегда, что приводит к весьма плачевным последствиям. Выходит из строя дорогое оборудование. Вследствие внепланового останова производство несет большие убытки.

Приведем пример из практики специалистов отдела технического сервиса ООО "Подшипник-Контракт". К ним обратилось руководство одного предприятия по переработке сахара с жалобой на преждевременный выход из строя подшипника, вследствие которого произошла остановка производственной линии.

На рисунках показан подшипниковый узел, в котором произошло разрушение подшипника (заклинивание).

Инженерами технического сервиса был осмотрен демонтированный подшипник и проведен опрос обслуживающего персонала с целью выявления возможных причин выхода из строя подшипника.

Были заданы следующие вопросы:

  1. Какой подшипник был установлен на поставленном оборудовании (первоначально)?
  2. Какой подшипник должен устанавливаться (согласно паспорту оборудования)?
  3. Какой подшипник установлен на текущий момент?
  4. Как производится демонтаж подшипника?
  5. Как производится монтаж подшипника?
  6. С каким преднатягом фиксируется гайка на конической втулке?
  7. С каким усилием фиксировалась крышка корпуса?
  8. С каким усилием фиксировался сам корпус к фундаменту?
  9. Как контролировалось первичное наполнение подшипника смазкой (дозировка)?
  10. Как производится смазывание данного подшипника?
  11. Какой тип смазки применяется к данному подшипнику?
  12. Как ведется карта смазывания (периодичность)?
  13. Как осуществляется дозировка смазочного материала в дальнейшем?
  14. Какой контроль ведется за данным узлом (диагностика подшипников)?
На эти вопросы были получены вот такие ответы:

  1. Ответить затруднились.
  2. Ответить затруднились (ответа не получил).
  3. Ответить затруднились.
  4. Подручным ударным инструментом.
  5. С нагревом в масляной ванне, чистота нагреваемого масла не проверяется, контроль температуры нагреваемого масла не ведется.
  6. Натяг не контролируется.
  7. Усилие не контролируется.
  8. Усилие не контролируется.
  9. Не контролируется.
  10. Шприцевание, через пресс масленку.
  11. Литол.
  12. Один раз в 12 часов.
  13. Ответить затруднились (дозировка не ведется) .
  14. Контролирует мастер смены (какой именно контроль, ответа не получил).

Ниже представлена часть фотографий демонтированного подшипника 23148 CCK/W33. Стоит отметить, что цена этого подшипника составляет более 3000 евро.

На всех снимках наблюдается полное отсутствие смазочного материала. При увеличении снимков отчетливо виден износ сепаратора, что в свою очередь говорит о накатывании на него тел качения при длительной работе без смазки.

Изучив ответы на ранее заданные вопросы, а также сам подшипник, и снимки, сделанные на месте, можно сделать вывод, что преждевременный выход из строя подшипника связан с неправильным монтажом подшипника и отсутствием смазки.

По результатам экспертизы вышедшего из строя подшипника были даны рекомендации:

  1. Подшипники с посадкой на коническую втулку не подвергают нагреву (нагрев подшипников в масляной ванне ЗАПРЕЩЕН).
  2. Установка производится с использованием радиальных ключей по схеме с использованием щупа либо стрелочного индикатора.
  3. Использование смазки ЛИТОЛ неприемлемо для данного типа подшипников.
  4. Необходимо произвести подбор типа смазки, а также рассчитать количество и периодичность ее подачи.
  5. В связи с высокой стоимостью данного подшипника и длительными сроками его изготовления рекомендовано проводить периодическое вибродиагностическое обследование данного узла.
Мы приводим этот пример для того, чтобы наглядно продемонстрировать, как неправильный монтаж и нарушение технологии эксплуатации подшипника привели к его разрушению.

Приведем еще несколько типичных нарушений при монтаже подшипников, которые неоднократно наблюдали специалисты технического сервиса ООО "Подшипник-Контракт" на различных предприятиях. Каждое из таких нарушений приводит, в лучшем случае, к уменьшению рабочего ресурса подшипника, а в худшем – к его разрушению, и к остановке производства.

1. Новые подшипники монтируются на вал с использованием старых закрепительных втулок, чего следует избегать. Новые подшипники необходимо устанавливать в комплекте с новыми втулками.


2. В корпуса новых подшипников при монтаже вносится чрезмерное количество смазки. Расчет количества смазки не проводится.


3. Монтаж подшипников на вал осуществляется без применения рекомендованного производителем инструмента (радиусного ключа). При нарушении методики монтажа невозможно контролировать преднатяг посадки подшипника на вал, и новые подшипники, скорее всего, оказываются перетянутыми.


4. После проведения монтажных работ обнаруживается, что уплотнение корпуса неприводного подшипника не попадает в паз корпуса.

Чтобы избежать больших потерь, связанных с частой заменой подшипников, нужно придерживаться простых правил. По статистике, подшипник выходит из строя 1 раз 4 месяца. Инженерам технического сервиса ООО "Подшипник-Контракт" удается увеличить срок бесперебойной работы подшипника до 10 месяцев.

Вот несколько правил, которые помогают специалистам технического сервиса ООО "Подшипник-Контракт" достичь таких хороших результатов.

1. При монтаже подшипников необходимо использовать для работы соответствующие монтажные и измерительные инструменты (радиусный ключ, щупы и стойку с индикатором), а также методики, рекомендованные производителем подшипника.


2. После монтажа должно быть произведено первичное смазывание подшипника. Количество смазки выбирается из расчета заполнения 2/3 подшипника. При дальнейшем регулярном смазывании этого количества достаточно для нормальной работы подшипника.


3. Заключительный этап – установка и крепление крышки корпуса должно проводиться с применением динамометрического ключа, болты были затянуты с усилием, указанным в паспортной информации.

Необходимо помнить, что увеличение нагрузки на подшипник на 20% приводит к снижению его ресурса почти в 2 раза!

Источник информации
Опубликовано 04.03.2009