Ремонт без проблем. Автоматизированные системы технического обслуживания и ремонтов

Александр Якименко

 

Эффективное управление техническим обслуживанием и ремонтом — важный фактор в повышении

конкурентоспособности компаний. Особенно актуально это для предприятий, связанных с транспортом, техническим сервисом, энергетикой.

Механизмы, как и организмы, любят уход и заботу. Успехи медицины, профилактические мероприятия, повышение качества воды и воздуха позволили увеличить среднюю продолжительность жизни в развитых странах Европы на десятки лет. Точно также и надлежащее техническое обслуживание и

своевременный — по факту состояния, а не после аварий — ремонт способны существенно продлить срок службы промышленного оборудования. А также сократить затраты на его содержание (например, за счет снижения расходов на устранение последствий внеплановых остановов), повысить общую надежность работы предприятия и т. д.

Для крупных предприятий, особенно использующих сложное и дорогое оборудование, вопросы ТОиР — технического обслуживания и ремонтов — играют крайне важную роль. Затраты таких предприятий на ТОиР могут составлять более половины общих расходов на производство продукции. Энергетика, транспорт и транспортные узлы (порты, станции), горнодобывающие и горно-обогатительные предприятия — этот список можно продолжать.

В СНГ дополнительное значение ТОиР придает высокая изношенность производственной базы многих предприятий, а также повышение в последнее время требований к экологической безопасности их деятельности.

 

Ручной труд на плечи машин

 

При наличии на предприятии десятков тысяч единиц оборудования, подлежащего контролю состояния, обслуживанию, периодическим ремонтам и модернизации, эффективно выполнять

ТОиР — непросто. Еще сложнее, если это оборудование «разбросано» по множеству территориально удаленных объектов.

Облегчить управление ТОиР, повысить его эффективность призваны специализированные компьютерные программы. Автоматизированные системы такого рода уже свыше 20 лет разрабатываются и применяются на западных предприятиях. Для их обозначения используется аббревиатура
CMMS (Computerized Maintenance Management Systems), то есть компьютерные системы управления ТОиР. В настоящее время все более широкое распространение получают так называемые EAM-системы (Enterprise Asset Management), обобщающие концепцию CMMS и комплексно охватывающие весь объем процессов, связанных с управлением основными фондами и полным жизненным циклом оборудования (от проектирования до списания).

Работы по автоматизации управления предприятиями велись в свое время и в СССР, в частности, в ЦНИИКА (Центральном научно-исследовательском институте комплексной автоматизации). Но интерес к этим, да и не только к этим информационным системам совпал с периодом начала глобальных политических преобразований, приведших к распаду СССР. В этих условиях вопросы автоматизации отошли на второй план.


В то же время западные предприятия, чтобы найти достойный ответ экономическому наступлению японских и других азиатских компаний,
активно искали пути повышения конкурентоспособности.

Основная задача, стоящая перед CMMS-системами, — это уменьшение затрат на обслуживание оборудования и повышение надежности его работы, что в конечном счете призвано снизить себестоимость производимой продукции и обеспечить стабильность работы предприятия. Последнее отнюдь немаловажно — ведь это в том числе и имидж в глазах партнеров, потребителей и инвесторов, то есть обеспеченный сбыт и перспективы развития.

 

Если говорить о количественных оценках, то здесь приходится опираться преимущественно на западный опыт — в СНГ статистика такого рода фактически отсутствует. Так, корпорация Technology for Energy проанализировала в 1998 году деятельность более 500 предприятий энергетики США и Европы.

 

Выяснилось, что применение диагностического мониторинга в EAM-системах может обеспечить сокращение затрат на ремонт оборудования до 50—80 %, расходов на техническое сопровождение до 50—80 %, объемов материально-производственных запасов до 30 % и повышение рентабельности производства до 20—60 %. С учетом опыта других отраслей и данных других источников, можно говорить о характерном уменьшении на 20 и более процентов затрат на ТОиР. При этом средняя окупаемость внедрения CMMS- и EAM-систем — 1,5—2 года. Даже с учетом возможных погрешностей при анализе, скидок на чрезмерный «рекламный энтузиазм» поставщиков EAM-систем, а также различий в экономических условиях СНГ и стран Запада, все это весьма впечатляет.

 

 

 

Рис. 1. Ядро АСУ РТО

 

Вместе или порознь?

 

Почему EAM-системы выделяют в отдельный класс и почему бы не объединить все в рамках уже достаточно привычных ERP-систем (Enterprise Resources Planning — планирование и управление ресурсами предприятия)?

 

Дело в том, что техническое обслуживание и ремонты оборудования,

или — в более широком варианте — управление основными фондами, не просто большой и достаточно самостоятельный бизнес-процесс, «достойный» собственной системы автоматизации. Это еще и свой подход к организации работ, далеко не во всем созвучный основным положениям концепции

MRP/ERP.

 

Действительно, ERP-системы изначально ориентировались на дискретное производство с заданным циклом операций определенной длительности. При этом основная задача ERP-системы

состояла в том, чтобы максимально способствовать производству заданного объема определенной номенклатуры продукции в заданный срок и с минимально возможными издержками.

 

В случае ремонтов задача несколько другая — не просто снизить до минимума издержки при выполнении

определенных процедур, но и сократить сами работы — как по видам, так и по объему (добиться в идеале полного отсутствия внеплановых остановов и связанных с ними аварийных ремонтов). Кроме того, ремонтная деятельность проводится в условиях существенной неопределенности данных — даже при всестороннем мониторинге состояния и износа оборудования объем и номенклатура необходимых

запасных частей все равно носит вероятностный характер — в отличие от конвейера (зона «ответственности» ERP-системы), где все необходимые детали строго определены (и исходя из заказа, можно точно рассчитать, сколько и чего должно быть в то или иное время на складе).

 

Из-за этих и других особенностей ремонтная деятельность часто выделена на предприятиях организационно. Впрочем, не только на предприятиях — вспомним автосервис как самостоятельную отрасль, специализированные предприятия по ремонту и модернизации авиационной техники, в конце концов — «Рембытсервис».

 

С другой стороны, модули автоматизации ТОиР (или ТОРО — технического обслуживания и ремонтов оборудования) присутствуют в целом ряде ERP-систем западного производства (SAP R/3, IFS Applications) и интегрированных систем управления предприятиями, разработанных в СНГ («Галактика», «Парус», «IT-Предприятие»).

Причины востребованности специализированных CMMS- и EAM-систем в том, что они являются экспертными разработками, что с учетом отмеченной выше специфики крайне важно. Система-специалист, как и любой профи, предоставляет, как правило, более полное, всестороннее, глубокое решение поставленной задачи. Комплексная же система (в данном случае ERP) дает более широкий охват задач в одной «упаковке», хотя порой и ценой меньшей проработанности отдельных направлений.

 

Сегодня право на жизнь вполне успешно доказывают оба подхода к автоматизации ТОиР. Какой из них выбрать для конкретного предприятия — во многом зависит от значения ТОиР в его хозяйственной деятельности. Здесь, как в медицине, — если вам нужно общее обследование и наблюдение, вы идете в поликлинику. Но если вас беспокоит важная и постоянная проблема, то вы предпочитаете обратиться в специализированные центры, где и нужное оборудование есть, и практика специалистов по данному профилю больше, и комплекс услуг обычно шире.

 

В СНГ есть и своя специфика в проблеме «выбрать специализированную систему или ERP». Обычно внедрение ERP-систем происходит по схеме, когда в первую очередь речь идет о финансовых модулях, модулях расчета зарплаты, снабжения и сбыта, ведения складского хозяйства, отношений с клиентами. К собственно производственным участкам, особенно носящим «вспомогательный» характер, приступают позже всего, когда уже затрачены немалые временные, людские, финансовые ресурсы, где-то энтузиазм уже не тот и т. д. В результате автоматизация такого важного участка, как ТОиР, нередко переносится на перспективу. Приобретение же специализированной CMMS- или EAM-системы позволяет не откладывать автоматизацию ТОиР в долгий ящик.

 

Возможности системы

Система АСУ РТО позволяет предприятию решать такие задачи, как:

·         ведение реестра оборудования предприятия;

·         ведение баз данных нормативных документов по ремонтам и техническому обслуживанию оборудования;

·         ведение баз данных графической, технологической и конструкторской документации (схемы, чертежи и т. д.);

·         текущий контроль состояния оборудования предприятия, регистрация технологических нарушений, дефектов и отказов оборудования, отслеживание их устранения, анализ причин возникновения;

·         планирование ремонтных работ;

·         планирование потребностей в материальных и трудовых ресурсах при ремонтах оборудования;

·         учет и анализ фактических затрат на проведение ремонтных кампаний;

·         ведение архивов отказов оборудования и проведенных ремонтов и др.

Источник информации
Опубликовано 01.12.2004