Гибкость как ключевой фактор оптимизации цепочек топливных поставок


Ашиш Пател (Ashish Patel), бизнес-консультант компании Aspentech

Нефтяные компании все чаще рассматривают оптимизацию цепочки топливных поставок в качестве главного приоритета. Соответствие стратегий управления запасами и дистрибуции потребностям рынка позволяет максимизировать прибыль. Однако добиться такого соответствия бывает непросто из-за сложности цепочки нефтяных поставок, для которой характерно множество точек входа и выхода, непостоянных элементов и возможностей для покупки, производства и продажи.

Низкий уровень взаимодействия и недостаточная прозрачность на всем протяжении цепочки весьма вероятно может вызвать накопление излишков или товарный дефицит, разрывы внутри цепочки, высокие издержки на этапе реализации и рост накладных расходов. В совокупности все эти факторы негативно влияют на и так низкий уровень прибылей в розничной торговле топливом.

В дополнение к этим проблемам, в настоящее время ситуация в сфере комплексной переработки и сбыта нефтепродуктов, и так непростая, оказалась еще менее предсказуемой из-за нестабильности цен на топливо. Кроме того, компании вынуждены считаться с растущим законодательным бременем в отрасли – ключевым примером новой нормативно-правовой базы служит документ о "Регистрации, оценке риска, выдаче разрешений и ограничений на производство и использование химикатов" (REACH), принятый Европейским Союзом в декабре 2006 года.

Подобное сочетание факторов как никогда увеличивает зависимость нефтяных компаний и прочих продавцов топлива от высококлассных программных решений, позволяющих оптимально формировать заказы, сокращать транспортные расходы, регулировать товарные запасы и эффективно управлять транспортным парком. Гибкость зачастую является важнейшей характеристикой подобных программ, прежде всего потому, что они должны годиться для управления в самых разных ситуациях, одновременно сохраняя перспективу долгосрочного планирования и оставаясь максимально приближенными к режиму "реального времени".

Многие системы, применяющиеся в отрасли, используют разные инструменты для формирования заказов и оптимизации планирования. Сформированные заказы просто загружаются в систему оптимизации в виде "фиксированных пакетов". Такой подход является недостаточно гибким для эффективного распределения заказов среди автопарка, которое бы позволяло поддерживать минимальный уровень транспортных расходов на единицу объема продукции и оптимально задействовать имеющиеся мощности.

Напротив, решения, сочетающие формирование заказов и функциональное планирование в одном инструменте, способны эффективно перераспределять заказы в рамках отдельных поставок, сокращая затраты на единицу продукции и позволяя максимально эффективно использовать основные средства. Таким образом, они помогают игрокам рынка достигать деловой оперативности, необходимой для поддержания конкурентоспособности.

Подобные решения также должны легко вписываться в имеющуюся производственно-сбытовую цепочку. Для удобства конечного пользователя бизнес-процессы вендора ПО и его клиентов должны быть тесно согласованы, а электронные системы вендора – связаны с клиентскими системами управления финансовыми потоками и планирования ресурсов посредством интегрированной цепочки поставок.

Кроме того, решения должны обладать гибкостью, позволяющей использовать различные бизнес-подходы. Например, некоторые компании по-прежнему владеют целыми грузовыми автопарками. Однако в нефтяной промышленности растет тенденция частичного или полного перехода на использование транспорта компаний-перевозчиков.

В рамках описанного подхода могут применяться различные модели подсчета затрат: затраты на время или расстояние грузоперевозки, затраты на единицу объема, а также любое сочетание этих подходов. Опять же, программные решения для оптимизации автотранспортной системы должны быть способны работать со всеми возможными типами транспортных контрактов.

Кроме того, такие решения должны иметь возможности для учета географической и региональной специфики. Отраслевые тенденции, воздействующие на данный сектор в Соединенных Штатах, в настоящее время сильно отличаются от тенденций на европейских рынках.

В США наблюдается отход от практики содержания собственных АЗС, Многие ведущие нефтяные компании здесь распродают соответствующие активы и переходят к принципу размещения заказов у посредников. В Европе картина более запутанная. Одни компании здесь консолидируются и увеличивают контроль над производственно-сбытовой цепочкой, другие делают выбор в пользу американской модели отказа от активов.

Ввиду многообразия нефтяного сектора, важно, чтобы программные решения для розничной торговли могли управлять широким диапазоном сценариев и обеспечивать наиболее эффективный подход по каждому из них. В идеале они должны формировать заказы для собственных АЗС компании, основываясь на суточном состоянии запасов, а также быть способными выдавать оптимальный график поставок даже в случае сочетания системы клиентских заказов с системой VMI (управление запасами поставщиком).

Гибкие системы важны и для другой сферы – управления запасами. Лучшие решения используют пропорциональные алгоритмы. Иными словами, они следят за поддержанием уровня запасов пропорционально уровню продаж. В результате заказчик хранит больше ходовых товаров и меньше неликвидной продукции. Подобный подход не только сводит к минимуму необходимые оборотные средства, но и обеспечивает продавцам топлива максимальную гибкость, расширяя возможные сроки поставок.

Разумеется, требования в различных сегментах сектора значительно различаются. Одни компании предпочитают поддерживать минимальный уровень запасов, другие работают по принципу полной загрузки. "Модель супермаркета" является наиболее оптимальной в нынешней ситуации ценовой нестабильности. Супермаркеты могут свободно осуществлять рыночные закупки, поэтому они имеют возможность менять стратегию управления запасами в зависимости от ситуации. При снижении товарных цен они "накачивают" запасы. Как только цены повышаются, они "опустошают закрома", при необходимости полностью.

Программа оптимизации поставок Aspen Fleet Optimizer, разработанная одним из лидеров в этой области – компанией AspenTech, позволяет организациям соответствовать требованиям рынка за счет использования функций автоматизированного пополнения запасов (ASR) и оптимизации планирования ресурсов (RSO), позволяющих автоматически управлять прогнозированием спроса, планированием запасов и поставками.

Программные решения компании AspenTech способны решать все описанные проблемы, поскольку они используют высококлассную интегрированную систему оптимизации компании для составления наиболее выгодного плана распределения, обмена и управления запасами.

Подобные оптимизационные решения могут работать отдельно, однако максимальная эффективность достигается лишь в случае их использования совместно с интегрированной системой управления предприятием, системами измерения уровня топлива в емкостях, автоматизированными системами на терминалах и бортовыми компьютерами. Лишь это обеспечит оптимальный уровень автоматизации, надежности, удобства, прозрачности в масштабе предприятия и максимально эффективного использования IT-инфраструктуры компании.

Удовлетворение потребностей компании

Успешное внедрение подобных технологий требует профессионального консультирования по оборудованию. Вендорам программного обеспечения необходимо выяснить у своих клиентов, каким образом те смогут наиболее эффективно использовать их продукты для достижения своих корпоративных и стратегических задач. Для этого провайдерам следует работать не только с конечными пользователями программного обеспечения, но и с руководством компаний.

Для пользователей приоритетом наверняка окажется краткосрочное планирование – как правило, в рамках 1-2 дней. Руководство компаний будет больше сосредоточено на долгосрочных задачах и скорее всего будет держать в уме глобальную стратегию. Например, в долгосрочной перспективе компания может стремиться к отказу от собственных АЗС или к изменению структуры автопарка за счет вложения или вывода средств из транспортных активов. С точки зрения системного интегратора, секрет успеха заключается в сохранении баланса между потребностями этих двух ключевых заинтересованных сторон.

Существует очевидная потребность в мощном и удобном в использовании ПО, однако программное решение одновременно должно быть достаточно гибким, чтобы приспосабливаться к изменениям стратегии развития компании.

Взгляд в будущее

Условия вдоль всей цепочки топливных поставок постоянно меняются. Цены на топливо неустойчивы, подходы розничных продавцов топлива к требованиям рынка и потребностям пользователей зачастую сильно различаются даже внутри одной организации. Поэтому не удивительно, что гибкость является важнейшей характеристикой программных продуктов в данном секторе и, вероятно, останется таковой в обозримом будущем.

Опубликовано 12.01.2011