Особенности построения автоматизированной системы ТПП на машиностроительном предприятии


При подготовке этого материала не стояла задача в подробностях описать каждый проделанный шаг по построению автоматизированной системы технической подготовки производства, а хотелось рассказать о наиболее интересных подходах при реализации некоторых задач этого проекта.

ОАО "Казанькомпрессормаш" – крупное российское предприятие, специализирующееся на изготовлении, испытаниях, пусконаладке, сервисном обслуживании компрессорной и холодильной техники. Можно себе представить какое большое количество различных операций проводится ежедневно на таком масштабном производстве. Удивительно, что еще совсем недавно управление предприятием производилось в полуавтоматическом режиме с применением лишь автоматизированной системы, разработанной специалистами завода еще в восьмидесятых годах. Понимая, что эффективное управление предприятием невозможно без применения современных компьютерных систем, руководство завода решило с сентября 2008 года внедрять систему управления предприятием класса ERP. Параллельно с проектом внедрения ERP-системы был запущен проект построения системы автоматизации технической подготовки производства (ТПП). Результатом проекта должна была стать не просто автоматизированная система ТПП, а система, интегрированная с ERP, с получением всех соответствующих плюсов от этой интеграции.

Откуда ветер дует?

Большинство затруднений при проведении технической подготовки производства (ТПП) были связаны с разрозненной работой технических служб, которые разрабатывают документацию на изделие: отдел главного конструктора, отдел главного технолога, отдел главного сварщика и отдел главного металлурга. Для каждого отдельного изделия документацию разрабатывали разные специалисты соответствующих отделов. Отсюда вытекает множество проблем, значительно влияющих на оперативность процесса ТПП. К примеру, при оформлении документации отсутствие возможности на месте согласовать её с различными специалистами, а также просмотреть необходимую информацию, приводило к тому, что технологу приходилось отрываться от рабочего места и идти в другой отдел. Когда технологу нужно было найти в архиве необходимые чертежи и бумажные документы, если их уже кто-то взял, приходилось искать на руках. Хотя, если бы при внесении конструктором изменений в чертеж, информацией о характере вносимых изменений оперативно владел технолог, то он, не отрываясь от рабочего места, мог бы оперировать при составлении техдокументации последними вариантами конструкторских разработок, и затруднений в процессе согласования и разработки техдокументации было бы значительно меньше.

Отсюда возник вопрос: "Каким образом может быть достигнута оперативная коммуникация между конструкторами и технологами?" Один из способов – применение системы электронного документооборота, с помощью которой было бы организовано упорядоченное хранение электронных документов, и осуществлялся бы обмен информацией между всеми техническими службами. Но пришлось учесть, что использование просто системы электронного документооборота не является панацеей от всех бед. Для достижения результативного взаимодействия технических служб требовалось не только реализовать маршруты согласования технической документации в автоматизированном режиме, а самое главное, изменить сами бизнес-процессы по разработке технологии для новых изделий, тем самым, повысив их эффективность. Изменение бизнес-процессов позволило бы уменьшить вариативность разработки техпроцессов, повысив тем самым их унификацию.

Поэтому руководство предприятия решило не ограничиваться установкой только программного обеспечения (электронного документооборота или технологического ПО) на отдельных рабочих местах, а провести анализ и изменение внутренних бизнес-процессов ТПП, охватив все технические службы внедрением целостной системы ТПП. Для этого на ОАО "Казанькомпрессормаш" выработали ряд требований к системе, в том числе и по внутренним бизнес-процессам. Среди всего перечня требований были и такие, как:
• повышение скорости освоения производства новых изделий и адаптивность к изменению требований заказчика и условий конкуренции;
• повышение качества разрабатываемой документации;
• повышение унификации используемых материалов, покупных изделий, деталей и сборочных единиц;
• соблюдение договорных сроков выполнения заказов;
• сокращение числа возможных вариантов тех.документации.

Для построения системы по выработанным требованиям ОАО "Казанькомпрессормаш" обратилось за помощью к специалистам компании "ICL-КПО ВС". Во-первых, сторонние консультанты, специализирующиеся на внедрении подобных систем на предприятиях, по своему опыту знают много "узких мест" на производстве, на которые стоит обратить особое внимание во время внедрения. Во-вторых, привлечение внешних консультантов – позволяет получить взгляд со стороны на сложившийся уклад производства и ТПП, с точки зрения применения максимально эффективных способов оптимизации работы предприятия в целом, а не отдельных служб, участков или цехов. Для реализации проектов внедрения систем (ERP и ТПП) были организованы две команды внедрения (ERP и ТПП), в каждую из которых вошли специалисты ОАО "Казанькомпрессормаш" и ОАО "ICL-КПО ВС". К слову, один весомый аргумент в пользу "ICL-КПО ВС" на чаше весов выбора поставщика услуг – опыт не только построения отдельно каждой из систем, но и опыт интеграции их между собой. Весомый опыт выполнения подобных проектов и принадлежность обеих команд внедренцев одной компании значительно облегчили координацию и согласование работ по внедрению систем на ОАО "Казанькомпрессормаш".

Приступая к реализации проекта по ТПП, специалистами завода и консультантами было решено выстраивать будущую автоматизированную систему ТПП на базе ПО, предлагаемого компанией "Интермех". Для реализации отдельных задач был также использован ряд специальных разработок от "ICL-КПО ВС" для ОАО "Казанькомпрессормаш". Получившийся продукт впоследствии приобрел название "Интегрированной автоматизированной системы технической подготовки производства" (ИАСТПП).

Ребусы ТПП или особенности внедрения системы

Как уже упоминалось, проект стартовал в сентябре 2008 года. В ходе реализации проекта команде внедренцев удалось применить ряд интересных подходов для решения возникающих препятствий в реорганизации ТПП.

Вначале потребовалось импортировать данные из существующей на предприятии базы данных в базу ИАСТПП. Ручной ввод всех номенклатур выпускаемых изделий и их спецификаций, по предварительным оценкам, мог занять до двух и более лет работы трех операторов, поэтому специалисты "ICL-КПО ВС" разработали модуль импорта состава изделий для автоматизированного переноса данных. Таким образом, применение модуля позволило не отвлекать сотрудников завода от своих обязанностей, и всего лишь за один уикенд полностью импортировать данные.

Затем в ИАСТПП потребовалось ввести конструкторский состав изделия. Необходимость данного этапа была обусловлена проектированием изделий не только ОГК завода, но и сторонним разработчиком, который передает конструкторскую документацию только в бумажном виде. Поставленная перед специалистами завода и "ICL-КПО ВС" задача – отладить процесс перевода спецификаций из бумажного в электронный вариант с минимальными потерями времени и с учетом соответствия их принятым российским стандартам. Для этого было подготовлено два рабочих места в отделе АСУП, где операторы с помощью специальной программы вводили спецификации изделий. Один из модулей этой программы облегчил ввод спецификации и организовал упорядоченное хранение данных. А второй модуль позволил исключить ошибки ручного ввода данных по составу изделий техниками-операторами и выявлять ошибки конструкторов в спецификациях за счет автоматической проверки электронной спецификации на соответствие ЕСКД. Кроме того, исключается вероятность присвоения разным изделиям одного идентификационного номера, так как в случае совпадения номеров программа выдает оператору сообщение об инциденте.

Ответственным этапом было внесение в ИАСТПП выверенных данных о нормах расхода основных материалов, значений параметров заготовки, а также подготовка достоверной информации по ограничительному перечню предприятия в виде электронной базы. Результатом данного этапа стало ускорение процесса ТПП, оно происходит за счет проведения на основе введенной информации нескольких подготовительных действий, которые в системе проводятся в автоматизированном режиме:
• создание заготовок на новые детали, расчета ее параметров с помощью экспертной системы;
• хранение ранее произведенных расчетов заготовок на детали в единой для всех нормировщиков материалов базе данных, и использование их в качестве прототипов на новые детали;
• автоматизированный поиск и подбор прототипа заготовки по различным критериям (наименование, марка материала, сортамент, габариты, заготовительная операция и проч.);
• подготовка параметров заготовки для последующего экспорта в систему управления предприятием. Как следствие – исключение из процессов ТПП трудоемкого формирования сводных и подетальных материальных ведомостей для производства, в целом снижая сроки ТПП.

Последний этап внедрения ИАСТПП – интеграция с ERP-системой – завершился в марте текущего года. В ходе этого этапа был запущен разработанный ОАО "ICL-КПО ВС" модуль "Система преобразования и переноса информации" (СППИ) с помощью которого осуществляется передача конструкторских и технологических данных в систему ERP.

Тяжело в учении, …

В современном мире техника и технологии постоянно претерпевают множество изменений, стремясь к совершенству. Но какими бы совершенными они не были, самым уязвимым звеном в цепочке изменений ТПП всегда будут оставаться люди. Поэтому всегда большое внимание уделялось и уделяется такому процессу, как подготовка специалистов.

Обучение персонала ОАО "Казанькомпрессормаш" происходило на специально разработанной модели виртуального предприятия, с помощью которого преподаватель моделировал различные ситуации, имитирующие деятельность: администраторов, технологов на уровнях пользователей и на уровнях экспертов, специалистов по настройке ограничительного перечня, нормировщиков трудоемкости и материалов.

Во время обучения сотрудники завода рассмотрели все возможности системы и ситуации, которые могут возникнуть на их рабочих местах. В ходе обучения на виртуальном предприятии моделировались различные "жизненные" ситуации, по результатам которых слушатели высказывали свои замечания преподавателям. Специалисты "ICL-КПО ВС" учли предложения каждого слушателя, что помогло расширить функциональные возможности ИАСТПП под конкретные случаи предприятия.

После обучающих курсов уже отобранные в ходе первоначального обучения специалисты ОАО "Казанькомпрессормаш" приступили к дальнейшему внутреннему обучению сотрудников предприятия. Обучение проводилось ими на основе разработанных специалистами "ICL-КПО ВС" проектов стандартов предприятия, в которых описана работа каждого специалиста в системе ИАСТПП. В дальнейшем, по итогам обучения, сотрудники ОАО "Казанькомпрессормаш" составили пользовательские рабочие инструкции для каждого специалиста технических служб.

… легко в работе

Многие сотрудники предприятия уже ощутили достоинства ИАСТПП. В частности, инженеры-конструкторы отметили минимальный ручной ввод при разработке и оформлении чертежа новой детали, за счет копирования части документации и чертежа аналогичных производящихся деталей. Технологам пришлась по душе работа с загруженными справочниками, потому что поиск необходимой информации стал занимать считанные секунды, а трудоемкие расчеты - размеров заготовки деталей, норм расхода материалов, режимы обработки, нормы времени и другие необходимые параметры - выполняются автоматически одним нажатием клавиши.

Помимо всего, ИАСТПП делает ТПП прозрачной непосредственно для руководителей. Руководители технических служб обозначили повышение информированности и коммуникационных возможностей их отделов. Особенно им понравилось, что они могут лично проследить за состоянием ведения ТПП, немедленно узнать причины задержки оформления и согласования документации и сроки её устранения. Руководство предприятия благодаря полученной прозрачности имеет возможность видеть состояние ведения ТПП в режиме "реального времени".

Пожиная плоды
 
Давать оценку эффективности проектов, связанных с автоматизацией процессов управления, очень сложно. Здесь нет четких формул, по которым просчитывался бы эффект автоматизации в денежном выражении, но все таки несколько цифр, касающихся ТПП, привести можно.

На сегодняшний день на предприятии трудятся пятьдесят технологов. Для их работы было закуплено 17 лицензий ПО компании "Интермех". Специалисты завода отметили, что при использовании ИАСТПП разработка техдокументации ускоряется в 2 раза.

В ходе тестирования модуля СППИ были зафиксированы следующие показатели. Тестирование проводилось на изделии "Ротор", которое включает в себя три уровня входимости, четыре сборочных единицы, двадцать три детали и восемь стандартных изделий. Экспорт данных из ИАСТПП в ERP-систему состоит не просто из переноса информации об изделии, состава изделия и заготовок деталей из одного места в другое, но и из формирования данных, проверки сформированных данных, модификации данных под стандарты ERP и, наконец, переноса данных в ERP-систему. В ходе тестирования экспорт информации об изделии "Ротор" с помощью модуля СППИ занял всего полторы минуты, когда аналогичные действия, проводившиеся ручным способом, длились целых пять часов.

Такой временной прорыв в совокупности с качеством выпускаемой документации, снижением трудоемкости, и механизмами выявления ошибок и контроля соответствия российским стандартам повышает эффективность работы предприятия в целом.


Гульнара Галеева,
gulnaragaleeva@gmail.com
PR-менеджер группы маркетинга НТЦ ПС и КР ОАО "ICL-КПО ВС"

Дмитрий Даловский,
black@icl.kazan.ru
Заместитель директора НТЦ ПС и КР ОАО "ICL-КПО ВС" по маркетингу


Опубликовано 14.04.2010