Поиск на Портале
НОВОСТИ МАШИНОСТРОЕНИЯ
Обновлено: 29 октября 2020 г.
Российские судостроители при поддержке Новикомбанка заняли лидирующие позиции в мировом рейтинге
Михаил Мишустин утвердил план мероприятий по развитию водородной энергетики
Опубликован обзор "Рынок грузовых железнодорожных перевозок стран Пространства 1520"
С космодрома Плесецк запущен спутник "Глонасс-К"
Лучший конкурсант и его наставник на WorldSkills Hi-Tech 2020 получат от ФРП по миллиону рублей
Производство российской сельхозтехники за 9 месяцев 2020 года выросло на 21%, отгрузки увеличились на 38%
В России создан новый технический комитет по стандартизации редких металлов
Российские заводы специализированной техники увеличили производство продукции на 12% и выпустили 120 новых моделей в 2020 году
Второй международный фестиваль "От Винта!" в Республике Болгария стартует 22 октября
ФРТП: высокотехнологичные разработки, антидемпинговые и антиконтрафактые меры помогут повысить спрос на продукцию предприятий трубной отрасли стран-членов ЕАЭС
Денис Мантуров провел рабочую встречу с губернатором Липецкой области Игорем Артамоновым
В Москве два предприятия обрабатывающей промышленности получили статус промкомплекса
НИЦ "Институт имени Н.Е. Жуковского" принял участие в обсуждении плана мероприятий по развитию рынка легких воздушных судов
Вопросы борьбы с контрафактом обсудили на Петербургском тракторном заводе при участии Ассоциации "Росспецмаш" и Росстандарта
Рынок грузовых железнодорожных перевозок стран Пространства 1520: новый обзор ИПЕМ

Все новости >>

Опубликовано: 25 мая 2005 г.

Как автоматизировать ремонты и техническое обслуживание

  комментариев: 1   просмотров: 5092

Источник информации: www.cio-world.ru

Дмитрий Шехватов

 

 

Для компаний, где основной капитал эксплуатируется интенсивно, незапланированный простой оборудования оборачивается убытками. Информационные системы, ставшие в последнее время одним из самых действенных инструментов повышения эффективности производства и снижения издержек, позволяют, в том числе, снизить затраты на модернизацию и поддержание парка оборудования в работоспособном состоянии. Синхронизировать производственные процессы таким образом, чтобы избегать незапланированных сбоев, подбирать соответствующих специалистов для работ, снижать количество ремонтов и составлять график обслуживания или замены оборудования так, чтобы основное производство пострадало как можно меньше, помогает технология ЕАМ. 

 

Решения класса EAM в России менее известны, чем ERP- или CRM-системы. Но это не умаляет их значимости. Управление основными фондами (именно так переводится на русский язык расшифровка аббревиатуры EAM — enterprise asset management) напрямую связано с техническим обслуживанием и ремонтами (ТОиР) — жизненно важной областью деятельности энергетических и транспортных компаний, добывающих и оборонных предприятий, автосервисов и операторов связи. Более того, в таких системах, как SAP R/3 и IFS Applications, EAM-функциональность напрямую интегрирована со стандартными модулями ERP, будучи, таким образом, дополненной финансовыми, производственными и прочими модулями.

 

Аббревиатура EAM была введена в конце 1990-х годов аналитической компанией Gartner Group, подобно «стандартизованным» ранее системам MRP, MRPII и ERP. Впрочем, реальным стандартом в его классическом понимании EAM не является, хотя существуют устойчивые управленческие методологии, которые и лежат в его основе.

 

Интегрированные системы управления основными фондами явились логическим развитием компьютерных систем управления ремонтами (computerized maintenance management systems — CMMS), существующих уже более 20 лет. Основное предназначение CMMS — это сокращение затрат на обслуживание оборудования и повышение производительности (коэффициента готовности).

 

Рассмотрим функциональность типовой CMMS-системы, а затем и расширенную функциональность системы класса EAM.

 

CMMS обеспечивает поддержку следующих возможностей:

 

·         ведение регистра оборудования, технических установок, агрегатов и их компонентов;

·         регистрация технических данных, спецификаций для установки, ремонта и обслуживания оборудования;

·         планирование основанных на календаре предупредительных ремонтов и генерация наряд-заказов;

·         планирование и диспетчеризация исполнения наряд-заказов;

·         отчетность о выполнении наряд-заказов — объемы работ, рабочее время, использованные материалы и понесенные затраты;

·         управление складским хозяйством, возвратом материалов и запасными частями;

·         управление снабжением материалами, запасными частями и внешними подрядчиками;

·         стандартная отчетность и статистика;

·         контроль доступа пользователей к системе.

 

CMMS-система управляет и поддерживает только наряд-заказы. В отдельных системах поддерживаются элементарные бизнес-процессы, однако они обычно жестко зашиты в ядро системы и используются только для управления наряд-заказами.

 

EAM-системы обеспечивают всю ту же функциональность, что и CMMS (порой даже более продвинутую), равно как и много других возможностей:

 

·         проектирование процессов технического обслуживания и модернизации оборудования;

·         управление поставками оборудования и управление монтажом;

·         предупредительное обслуживание, основанное на условиях (ремонт по состоянию). Продвинутые ЕАМ-системы интегрируются с системами нижнего уровня (АСУ ТП), позволяя получать от них данные, на основе которых проводится анализ необходимости выполнения тех или иных ремонтных/профилактических работ;

·         управление людскими ресурсами (персоналом) — контроль и управление доступностью ремонтного персонала, анализ квалификации, соответствия требуемой компетенции, учет посещаемости;

·         сбор данных — штрих-коды, внешние датчики;

·         экспорт данных в другие программы (например, табличные процессоры, аналитические средства);

·         расширенный контроль доступа, основанный на ролях доступ к выбранным функциям и данным (обновление или только чтение), необходимость получения авторизации для выполнения отдельных операций;

·         процедуры одобрения/подтверждения/контроля, основанные на ролевом доступе;

·         продвинутое планирование и диспетчеризация наряд-заказов. Интеграция с системой управления персоналом;

·         полная регистрация всех транзакций в финансовой системе по всем процессам — снабжению, складским операциям, проектным работам;

·         полная регистрация всех расходов на ремонтные работы (материалы, время, трудозатраты) и сравнение их с запланированными;

·         управление складскими запасами — пополнение материалов на основе потребностей наряд-заказов, заказов снабжения, запланированных отпусков и уровней складских запасов;

·         управление документооборотом — по меньшей мере, возможность оперативного доступа к электронным документам, связанным с оборудованием, наряд-заказами и регламентами проведения ремонтных работ;

·         управление персоналом — управление и контроль обслуживающего и ремонтного персонала, квалификации, доступности, компетенции.

 

Основное отличие между CMMS- и ЕАМ-системами заключается в том, что последние управляют всем жизненным циклом оборудования, начиная с проектирования, изготовления, монтажа и сборки и, далее, последующего обслуживания, сервисных и профилактических работ, модернизации, реконструкции и списания. В рамках этих активностей ЕАМ обеспечивает поддержку всех бизнес-процессов.

 

ЕАМ-система включает в себя также систему поддержки принятия решений, например систему мониторинга эффективности работы оборудования (основанную на доступности, эффективности и качестве).

 

Результаты внедрений ЕАМ-систем в мире свидетельствуют об их чрезвычайно высокой отдаче. Подавляющее большинство проектов окупается менее чем за полтора-два года. Типовым является сокращение на 20% и более затрат на ремонтные работы. Для крупных предприятий экономия может составлять миллионы долларов (например, согласно данным MSI Magazine, нефтеперерабатывающий завод Holly Corp из Далласа сообщил об экономии в 1,2 млн. долларов).

 

ЕАМ-системы достаточно легки во внедрении и не вызывают таких сложностей, как, например, внедрение MRP-планирования на производстве. Неудачные проекты фактически отсутствуют. Это во многом объясняется тем, что даже внедренная в минимальном объеме система уже дает значительный эффект.

 

Хорошо описанный регистр оборудования, ведение истории всех неисправностей и ремонтных работ в единой системе, отказ от журналов регистрации неисправностей (данные сразу заносятся в систему) — все это резко улучшает качество работ, связанных с планированием наряд-заказов, снабжением и отчетностью.

 

Существует ряд проблем, затрудняющих внедрение таких систем на российских предприятиях. Они достаточно очевидны. Одна из главных — так называемая задача паспортизации: для ведения регистра оборудования необходимо иметь на него всю документацию. По ряду причин этой документации может не быть. Например, автору приходилось сталкиваться со следующими ситуациями: а) агрегаты находятся в работе более 70 лет, документация рассеяна, а на некоторые блоки отсутствует вовсе, ремонты производились собственными силами, никто подобную технику уже больше не поддерживает; б) оборудование получено по репарациям из Германии, документация отсутствует, предприятия, которое выпускало это оборудование, не существует со времен Второй мировой войны; в) бывшее в употреблении оборудование куплено как списанное у одного из европейских заводов, а на момент модернизации западного предприятия никто не беспокоился о возможности повторной продажи техники; г) документации не осталось.

 

Как видно из этих примеров, проблемы возникают из-за использования старого, изношенного оборудования. Такой случай типичен для многих российских предприятий. Однако это не делает задачу безнадежной, просто процесс ввода в систему осмысленного описания агрегата становится более трудоемким. Примером другой проблемы является создание подходящего классификатора. Подобная задача не уникальна для России. Важно понимать, что готовых удобных классификаторов не существует. И что самый удобный — это тот, что был разработан именно для данной организации.

 

Если окинуть взглядом мировой рынок ЕАМ-систем, то такие решения предлагает более сотни компаний-разработчиков. К ведущим из них обычно относят MRO Software, IFS, Indus, SAP, Intentia и Mincom. Indus в основном распространена в Северной Америке, IFS — в Европе, Mincom — в Азии, а SAP — в Латинской Америке. Для средних предприятий Gartner Group считает лидерами системы Intentia, IFS и MRO Software, для крупных — SAP и IFS. Согласно ARC, лидером на платформе Oracle является IFS, на MS SQL ServerMRO Software, на прочих СУБД — Intentia.

 

В целом, затраты на ремонты, потери от простоев и поломок на российских предприятиях настолько велики, что внедрение EAM-систем представляется едва ли не безусловно необходимым. Реальная же практика такова, что предприятия, приступая к программе комплексной автоматизации и приобретая тяжелое ERP-решение, начинают с бухгалтерии и финансов, «увязая» в процессе внедрения на долгие годы. Разумеется, финансовыми потоками лучше управлять с помощью компьютерной программы, однако какой ценой? Возможно, эффективней было бы выделить те управленческие цепочки, где внедрение очевидно принесет прибыль, а главное, риск неудачного или затянутого внедрения невысок. И в этом контексте автоматизация технического обслуживания и ремонтов представляется делом весьма привлекательным.

             
         Добавить в Google Reader  Читать в Яндекс Ленте

Комментарии читателей


Ходченков Евгений
сообщение оставлено 18.02.2009 в 15:08
 

Дмитрий, а вы можете раскрыть тему управления надежностью оборудования с помощью RCM2?


Опубликуйте свой комментарий

Фамилия:*
Имя:*
Отчество:
E-mail:
Ваш комментарий:
Отправить >>
Подписка на новости машиностроения
Для подписки на почтовую рассылку Вам необходимо войти или зарегистрироваться.

Последний выпуск
НОВОСТИ КОМПАНИЙ
29.10.2020
Инвестиции ОАО "РЖД" в развитие Грозненского региона Северо-Кавказской железной дороги за 9 месяцев текущего года составили более 620 млн рублей
"Вертолеты России" запустили программу тестовой эксплуатации Ми-8 в Индонезии
Техника ЧТЗ работает в суровых климатических условиях
28.10.2020
На Курской АЭС-2 завершено бетонирование перекрытия кольцевого коридора системы преднапряжения защитной оболочки
На "КАМАЗе" внедрили систему двойной очистки
Двадцать 55-тонных "БЕЛАЗов" отправлены на полуостров Таймыр
Компания АО "Информационные спутниковые системы" в третий раз подряд завоевала кубок корпоративного чемпионата профессионального мастерства по стандартам WorldSkills
Госкорпорация "Росатом" и НИУ МГСУ создадут Институт инжиниринга и строительства объектов атомной отрасли
"НЕФАЗ" перевыполнил бизнес-план за 9 месяцев 2020 года
Предприятие Технодинамики наращивает объемы производства капсюлей-воспламенителей
Показатель EBITDA РусГидро достиг рекордного значения по итогам 9 месяцев
Севмаш проведет межмуниципальную судостроительную олимпиаду

Все новости >>

 Машиностроение в России   |   Машиностроение в мире   |   Технологии и методики   |   Программные и технические решения   |   Технологии будущего   |   Интервью   |   Опросы    |   Мнения пользователей 
© 2020 Портал машиностроения