Поиск на Портале
НОВОСТИ МАШИНОСТРОЕНИЯ
Обновлено: 22 февраля 2018 г.
Александр Новак посетил с рабочим визитом Японию
Россия поставила в Индонезию вооружений на 2,5 млрд долларов
В России реализуются свыше 600 мер поддержки на промышленное развитие
Десять российских предприятий наградили дипломами Премии Правительства в области качества
Состоялось 15-е заседание Российско-Корейского совместного комитета по сотрудничеству в области энергетики и природных ресурсов
Василий Осьмаков рассказал о задачах ГИСП
Вячеслав Кравченко выступил на круглом столе "Модернизация объектов электрогенерации: источники финансирования"
В Думе прошла выставка, посвященная авиационной науке
Минпромторг России и Министерство экономики Республики Сербии ведут работу по согласованию текста Меморандума о взаимопонимании
Александр Новак встретился с Министром промышленности и энергетики Азербайджанской Республики Парвизом Шахбазовым
ФРТП и РСПМ подписали соглашение о сотрудничестве
В Госдуме обсудят цифровую экономику
Объем инвестиций в московскую ОЭЗ превысит 23 млрд. рублей
В Думе пройдет выставка, посвященная авиационной науке
IV Уральский саммит "Удвоение производительности" пройдёт в Екатеринбурге с 26 по 28 марта 2018 года

Все новости >>

Направления деятельности
      Корпоративное управление
      Маркетинг
      Разработка
      Производство
      Снабжение
      Продажи
      Сервисное обслуживание
      Поддержка деятельности

Опубликовано: 25 мая 2005 г.

Как автоматизировать ремонты и техническое обслуживание

  комментариев: 1   просмотров: 4822

Источник информации: www.cio-world.ru

Дмитрий Шехватов

 

 

Для компаний, где основной капитал эксплуатируется интенсивно, незапланированный простой оборудования оборачивается убытками. Информационные системы, ставшие в последнее время одним из самых действенных инструментов повышения эффективности производства и снижения издержек, позволяют, в том числе, снизить затраты на модернизацию и поддержание парка оборудования в работоспособном состоянии. Синхронизировать производственные процессы таким образом, чтобы избегать незапланированных сбоев, подбирать соответствующих специалистов для работ, снижать количество ремонтов и составлять график обслуживания или замены оборудования так, чтобы основное производство пострадало как можно меньше, помогает технология ЕАМ. 

 

Решения класса EAM в России менее известны, чем ERP- или CRM-системы. Но это не умаляет их значимости. Управление основными фондами (именно так переводится на русский язык расшифровка аббревиатуры EAM — enterprise asset management) напрямую связано с техническим обслуживанием и ремонтами (ТОиР) — жизненно важной областью деятельности энергетических и транспортных компаний, добывающих и оборонных предприятий, автосервисов и операторов связи. Более того, в таких системах, как SAP R/3 и IFS Applications, EAM-функциональность напрямую интегрирована со стандартными модулями ERP, будучи, таким образом, дополненной финансовыми, производственными и прочими модулями.

 

Аббревиатура EAM была введена в конце 1990-х годов аналитической компанией Gartner Group, подобно «стандартизованным» ранее системам MRP, MRPII и ERP. Впрочем, реальным стандартом в его классическом понимании EAM не является, хотя существуют устойчивые управленческие методологии, которые и лежат в его основе.

 

Интегрированные системы управления основными фондами явились логическим развитием компьютерных систем управления ремонтами (computerized maintenance management systems — CMMS), существующих уже более 20 лет. Основное предназначение CMMS — это сокращение затрат на обслуживание оборудования и повышение производительности (коэффициента готовности).

 

Рассмотрим функциональность типовой CMMS-системы, а затем и расширенную функциональность системы класса EAM.

 

CMMS обеспечивает поддержку следующих возможностей:

 

·         ведение регистра оборудования, технических установок, агрегатов и их компонентов;

·         регистрация технических данных, спецификаций для установки, ремонта и обслуживания оборудования;

·         планирование основанных на календаре предупредительных ремонтов и генерация наряд-заказов;

·         планирование и диспетчеризация исполнения наряд-заказов;

·         отчетность о выполнении наряд-заказов — объемы работ, рабочее время, использованные материалы и понесенные затраты;

·         управление складским хозяйством, возвратом материалов и запасными частями;

·         управление снабжением материалами, запасными частями и внешними подрядчиками;

·         стандартная отчетность и статистика;

·         контроль доступа пользователей к системе.

 

CMMS-система управляет и поддерживает только наряд-заказы. В отдельных системах поддерживаются элементарные бизнес-процессы, однако они обычно жестко зашиты в ядро системы и используются только для управления наряд-заказами.

 

EAM-системы обеспечивают всю ту же функциональность, что и CMMS (порой даже более продвинутую), равно как и много других возможностей:

 

·         проектирование процессов технического обслуживания и модернизации оборудования;

·         управление поставками оборудования и управление монтажом;

·         предупредительное обслуживание, основанное на условиях (ремонт по состоянию). Продвинутые ЕАМ-системы интегрируются с системами нижнего уровня (АСУ ТП), позволяя получать от них данные, на основе которых проводится анализ необходимости выполнения тех или иных ремонтных/профилактических работ;

·         управление людскими ресурсами (персоналом) — контроль и управление доступностью ремонтного персонала, анализ квалификации, соответствия требуемой компетенции, учет посещаемости;

·         сбор данных — штрих-коды, внешние датчики;

·         экспорт данных в другие программы (например, табличные процессоры, аналитические средства);

·         расширенный контроль доступа, основанный на ролях доступ к выбранным функциям и данным (обновление или только чтение), необходимость получения авторизации для выполнения отдельных операций;

·         процедуры одобрения/подтверждения/контроля, основанные на ролевом доступе;

·         продвинутое планирование и диспетчеризация наряд-заказов. Интеграция с системой управления персоналом;

·         полная регистрация всех транзакций в финансовой системе по всем процессам — снабжению, складским операциям, проектным работам;

·         полная регистрация всех расходов на ремонтные работы (материалы, время, трудозатраты) и сравнение их с запланированными;

·         управление складскими запасами — пополнение материалов на основе потребностей наряд-заказов, заказов снабжения, запланированных отпусков и уровней складских запасов;

·         управление документооборотом — по меньшей мере, возможность оперативного доступа к электронным документам, связанным с оборудованием, наряд-заказами и регламентами проведения ремонтных работ;

·         управление персоналом — управление и контроль обслуживающего и ремонтного персонала, квалификации, доступности, компетенции.

 

Основное отличие между CMMS- и ЕАМ-системами заключается в том, что последние управляют всем жизненным циклом оборудования, начиная с проектирования, изготовления, монтажа и сборки и, далее, последующего обслуживания, сервисных и профилактических работ, модернизации, реконструкции и списания. В рамках этих активностей ЕАМ обеспечивает поддержку всех бизнес-процессов.

 

ЕАМ-система включает в себя также систему поддержки принятия решений, например систему мониторинга эффективности работы оборудования (основанную на доступности, эффективности и качестве).

 

Результаты внедрений ЕАМ-систем в мире свидетельствуют об их чрезвычайно высокой отдаче. Подавляющее большинство проектов окупается менее чем за полтора-два года. Типовым является сокращение на 20% и более затрат на ремонтные работы. Для крупных предприятий экономия может составлять миллионы долларов (например, согласно данным MSI Magazine, нефтеперерабатывающий завод Holly Corp из Далласа сообщил об экономии в 1,2 млн. долларов).

 

ЕАМ-системы достаточно легки во внедрении и не вызывают таких сложностей, как, например, внедрение MRP-планирования на производстве. Неудачные проекты фактически отсутствуют. Это во многом объясняется тем, что даже внедренная в минимальном объеме система уже дает значительный эффект.

 

Хорошо описанный регистр оборудования, ведение истории всех неисправностей и ремонтных работ в единой системе, отказ от журналов регистрации неисправностей (данные сразу заносятся в систему) — все это резко улучшает качество работ, связанных с планированием наряд-заказов, снабжением и отчетностью.

 

Существует ряд проблем, затрудняющих внедрение таких систем на российских предприятиях. Они достаточно очевидны. Одна из главных — так называемая задача паспортизации: для ведения регистра оборудования необходимо иметь на него всю документацию. По ряду причин этой документации может не быть. Например, автору приходилось сталкиваться со следующими ситуациями: а) агрегаты находятся в работе более 70 лет, документация рассеяна, а на некоторые блоки отсутствует вовсе, ремонты производились собственными силами, никто подобную технику уже больше не поддерживает; б) оборудование получено по репарациям из Германии, документация отсутствует, предприятия, которое выпускало это оборудование, не существует со времен Второй мировой войны; в) бывшее в употреблении оборудование куплено как списанное у одного из европейских заводов, а на момент модернизации западного предприятия никто не беспокоился о возможности повторной продажи техники; г) документации не осталось.

 

Как видно из этих примеров, проблемы возникают из-за использования старого, изношенного оборудования. Такой случай типичен для многих российских предприятий. Однако это не делает задачу безнадежной, просто процесс ввода в систему осмысленного описания агрегата становится более трудоемким. Примером другой проблемы является создание подходящего классификатора. Подобная задача не уникальна для России. Важно понимать, что готовых удобных классификаторов не существует. И что самый удобный — это тот, что был разработан именно для данной организации.

 

Если окинуть взглядом мировой рынок ЕАМ-систем, то такие решения предлагает более сотни компаний-разработчиков. К ведущим из них обычно относят MRO Software, IFS, Indus, SAP, Intentia и Mincom. Indus в основном распространена в Северной Америке, IFS — в Европе, Mincom — в Азии, а SAP — в Латинской Америке. Для средних предприятий Gartner Group считает лидерами системы Intentia, IFS и MRO Software, для крупных — SAP и IFS. Согласно ARC, лидером на платформе Oracle является IFS, на MS SQL ServerMRO Software, на прочих СУБД — Intentia.

 

В целом, затраты на ремонты, потери от простоев и поломок на российских предприятиях настолько велики, что внедрение EAM-систем представляется едва ли не безусловно необходимым. Реальная же практика такова, что предприятия, приступая к программе комплексной автоматизации и приобретая тяжелое ERP-решение, начинают с бухгалтерии и финансов, «увязая» в процессе внедрения на долгие годы. Разумеется, финансовыми потоками лучше управлять с помощью компьютерной программы, однако какой ценой? Возможно, эффективней было бы выделить те управленческие цепочки, где внедрение очевидно принесет прибыль, а главное, риск неудачного или затянутого внедрения невысок. И в этом контексте автоматизация технического обслуживания и ремонтов представляется делом весьма привлекательным.

             
         Добавить в Google Reader  Читать в Яндекс Ленте

Комментарии читателей


Ходченков Евгений
сообщение оставлено 18.02.2009 в 15:08
 

Дмитрий, а вы можете раскрыть тему управления надежностью оборудования с помощью RCM2?


Опубликуйте свой комментарий

Фамилия:*
Имя:*
Отчество:
E-mail:
Ваш комментарий:
Отправить >>
Подписка на новости машиностроения
Для подписки на почтовую рассылку Вам необходимо войти или зарегистрироваться.

Последний выпуск
НОВОСТИ КОМПАНИЙ
22.02.2018
Во Владимирской области открылось крупное литейное производство для нужд ТЭК
Евразийский банк развития, ОАО "БЕЛАЗ" и НПК "Звезда" подписали соглашение о сотрудничестве
АО "ТД РЖД" и АО "ВМЗ" заключили долгосрочный договор на поставку цельнокатаных колес
ИЗ-КАРТЭКС продолжает работу в рамках контракта на поставку девяти экскаваторов ЭКГ-20К для Навоийского ГМК
ПГК нарастила погрузку в крытых вагонах на юге России
КАМАЗ планирует сборку автобусов в Приморье
Русская механика: новый Vector российского снегоходостроения
21.02.2018
ВИЛС запатентовал новый сплав для авиакосмической техники
ОНПП "Технология" инициировало создание научно-технического совета кластера авиационно-космических технологий Калужской области
УрГЭУ подготовил программу по управлению персоналом на металлургических предприятиях
КАМАЗ поставляет технику для коммунальщиков Татарстана
Agile и Lean: выживает только шустрый!

Все новости >>

 Машиностроение в России   |   Машиностроение в мире   |   Технологии и методики   |   Программные и технические решения   |   Технологии будущего   |   Интервью   |   Опросы    |   Мнения пользователей 
© 2018 Портал машиностроения