Строительство новых автомобилестроительных заводов в Мексике способствует расширению производства стальной продукции

Несмотря на рецессию в мировой металлургии сталелитейная промышленность Мексики, по данным World Steel Association (WSA), выдала в прошлом году рекордное количество металла – 18,42 млн. т. Специалисты WSA прогнозируют дальнейшее стабильное развитие мексиканской металлургии, в которую в ближайшие несколько лет планируется вложить порядка $11 млрд., что позволит довести совокупную мощность национальных сталелитейных предприятий до 28-30 млн. т в год.

Важные стимулы


Мексика является вторым по величине производителем стальной продукции в Латинской Америке и занимает тринадцатое место в списке крупнейших производителей в мире. В отличие от многих стран, до сих пор пытающихся преодолеть последствия кризиса 2008 года, Мексике удалось с этим справиться достаточно быстро. После резкого падения производства с 17,57 млн. т в 2007 году до 14,13 млн. т в 2009-том мексиканские металлурги уже в 2011 году выплавили рекордные 18,11 млн. т, а в прошлом году довели объем выпуска до 18,42 млн. т. Основные усилия они фокусируют в настоящее время на модернизации и обновлении производства в интересах выпуска высококачественной стальной продукции.

По оценкам Уго Солиса, президента мексиканской Ассоциация разработчиков технологий по выплавке железа и стали, в текущем году выплавка стали в стране достигнет 19 млн. т. Главными источниками роста мексиканской металлургии, по его словам, являются наметившееся в последнее время расширение активности в таких металлоемких секторах, как автомобиле- и машиностроение, производство бытовой техники, а также строительная отрасль.

В ближайшие несколько лет в стране планируется реализовать несколько крупных строительных проектов, в частности, построить и модернизировать около 4,2 тыс. км дорог на сумму не менее $4,8 млрд. В 2012 году правительством Мексики было принято решение об инвестировании $3,5 млрд. в возведение 12 новейших нефтеперерабатывающих предприятий. Наконец, мексиканским правительством утвержден проект строительства на полуострове Юкатан космодрома, стоимость которого, по некоторым оценкам, составляет около $2 млрд.

На сегодняшний день доля автомобильного сектора Мексики в национальном ВВП составляет 6%: в стране производится около 50 моделей легковых машин, коммерческих автомобилей и грузовиков. В настоящее время в Мексике выпускается порядка 3 млн. автомобилей в год, но к 2018-2019 годам этот показатель должен увеличиться до 4 млн. в год. Мексиканские сталелитейные корпорации планируют направить около $3 млрд. на развитие и модернизацию своих производств, напрямую связанных с автомобильной промышленностью.

Так, в прошлом году ведущий мексиканский производитель стали корпорация Altos Hornos de Mexico SA (Ahmsa) завершила расширение мощностей на сумму $2.3 млрд., причем почти половина этой суммы была направлена на увеличение производства автолиста и автомобильных комплектующих. Компании Ternium SA и Nippon Steel & Sumitomo Metal Corp создали в Мексике совместное предприятие по выпуску 400 тыс. т в год коррозионностойкой стали для местной автомобильной промышленности. Крупнейшая южнокорейская металлургическая корпорация Posco выделяет $300 млн. на увеличение в два раза мощности своего мексиканского предприятия по выпуску коррозионностойкой стали для автомобилестроения.

Только в текущем году новые заводы в Мексике планируют открыть такие крупнейшие мировые автомобилестроительные корпорации, как Nissan, Mazda и Volkswagen, причем стальную продукцию на них будут поставлять, главным образом, мексиканские металлургические предприятия. Кроме того, корпорация Ford намерена существенно расширить поставки местной стали на свои заводы в мексиканских городах Эрмосильо и Куаутитлан.

В целом же, за последние пять лет ведущие производители автомобилей в мире инвестировали в строительство автосборочных заводов в Мексике порядка $11 млрд., воспользовавшись близостью американского рынка и дешевизной местной рабочей силы.

Стимулировать развитие мексиканской металлургии должна и реализация Национальной энергетической стратегии на период 2012-2026 годов. Она предусматривает модернизацию действующих и строительство новых энергогенерирующих объектов, а также линий электропередач, трансформаторных станций, а также других объектов энергетической инфраструктуры.

Как утверждают специалисты Министерства экономики Мексики, структурные реформы и реализация новых инфраструктурных проектов дадут толчок к росту потребления стали в стране. "Некоторые проекты из-за кризиса были заморожены, и ряд компаний испытывали серьезную нехватку финансов для реализации программы мексиканского правительства по строительству новых объектов жилья. Но мы предприняли ряд мер по реанимации этой программы, что, наряду с дальнейшим развитием инфраструктурной отрасли, даст новый стимул для роста национальной металлургии", – говорит Вероника Орендаин, специалист департамента тяжелой и высокотехнологичной промышленности Министерства экономики Мексики. По ее оценкам, темпы роста мексиканской строительной отрасли в ближайшее время составят не менее 2,5% в год.

Прорыв ожидается и в секторе машиностроения: после несущественного увеличения производства в период 2006-2012 годов в 2013 году рост здесь составил почти 11%. В дальнейшем, по словам Вероники Орендаин, темпы роста национальной машиностроительной отрасли, как ожидается, будут еще выше.

С учетом вышесказанного, как утверждают эксперты Ассоциации производителей чугуна и стали Мексики (Canacero), производство и потребление стали в стране в период с 2014 по 2017 годы будет ежегодно расти на 3.9% и 4.4% соответственно.

Новые правила

Тем временем, по данным Canacero, с 2004 по 2013 годы импорт стали в Мексику увеличился более чем на 60%: от 5,6 млн. до 9,5 млн. т. В то же время, экспорт за этот же период вырос всего на 2-3% и не превышает 4,5-5 млн. т. Чтобы обуздать импорт стальной продукции, Министерство экономики Мексики, по словам генерального директора Canareco Сальвадора Кесада Салинаса, ввело в конце прошлого года новые правила, согласно которым импортеры обязаны давать предварительное уведомление в Министерство, если они планируют импортировать 113 типов стальной продукции. У этого органа будет 48 часов, чтобы утвердить или отклонить сделку.

Под действие этих правил уже попали производители плоского проката из России и Украины. В январе текущего года Министерство экономики Мексики провели расследование относительно ввоза в страну плоского проката из данных стран. Поставщики этой продукции были признаны уклоняющимися от уплаты пошлины, которая была введена еще по результатам антидемпингового расследования в 2005 году. Для российской толстолистовой стали ее размер тогда был установлен в 36,8%, украинской — 60,1%.

По итогам нынешнего расследования мексиканские власти по сути удовлетворили жалобу своего производителя стали Ahmsa. Представители этой компании заявляли, что украинские и российские метпредприятия после введения указанных заградительных мер начали минимально легировать бором стальной лист, предназначенный для поставок на рынок Мексики. Физико-химические свойства продукции от такого легирования не менялись, но она уже классифицировалась при таможенном оформлении по другим товарным кодам, что позволяло не уплачивать пошлину. Теперь эта уловка уже невозможна. Потери украинской стороны от действий мексиканских властей, по данным украинских экспертов, составляют порядка $50-60 млн.

Бороться с импортом мексиканские металлурги планируют также и посредством ввода в строй новых металлургических объектов. Так, в феврале текущего года южнокорейская корпорация Posco приступила к запуску в эксплуатацию своего второго завода в Мексике мощностью 500 тыс. т в год, который будет производить оцинкованный листовой прокат для автомобильной промышленности. Совокупное же производство этой продукции на двух предприятиях Posco в Мексике (первое было запущено в 2009 году) составит более 900 тыс. т в год. "Мексика испытывает серьезный дефицит высококачественной листовой стали. После ввода в эксплуатацию второго завода Posco эта проблема будет частично решена", – говорит Кристофер Пламмер, исполнительный директор американской консалтинговой компании Metal Strategies.

В марте текущего года японская металлургическая компания Kobe Steel вместе со своим торговым подразделением Shinsho Corporation сообщили о достижении соглашения с другими тремя компаниями о создании в Мексике совместного предприятия по холодной высадке стальной проволоки из катанки для изготовления автомобильных компонентов и запчастей. Ввести предприятие в эксплуатацию планируется в середине 2015 года.

Обширная программа по новым проектам в Мексике и у международной сталелитейной корпорации Ternium, которая в прошлом году выплавила рекордные 9 млн. т стали. По данным Пабло Бризио, финансового директора Ternium, в ближайшие два года компания намерена увеличить свои мощности в Мексике на 1 млн. т. В частности, будет увеличена производительность совместного предприятия Tenigal в мексиканском штате Нуево-Леон с участием Ternium и японской Nippon Steel. Кроме того, подразделение Ternium Mexico возводит в этом же штате стан холодной прокатки стоимостью $1,1 млрд., который будет поставлять продукцию местным автомобильным заводам. Все эти работы планируется завершить в 2014-2015 годах.

В феврале текущего года бразильская металлургическая компания Gerdau объявила о возобновлении реализации проекта строительства металлургического завода в мексиканском штате Идальго. Он был анонсирован еще в 2008 году, однако с наступлением кризиса был отложен. Предусматривается, что новое предприятие стоимостью $1,1 млрд. будет запущено в эксплуатацию во второй половине 2017 года и станет производить порядка 1 млн. т стали и 700 тыс. т сортового проката в год.
Источник информации
Опубликовано 25.03.2014