Мы за стеной не постоим

Игорь Комаров


Китайский автопром начинает экспансию на российский рынок


Снисходительно-насмешливое отношение к самому факту существования китайских легковых автомобилей сменяется заинтересованностью. На машинах из Поднебесной уже можно не только ездить, но и зарабатывать. Не случайно китайскими автомобилями занялись крупнейшие розничные операторы рынка – "Инком-Авто" и "Автомир".

Необходимого количества проверенной информации о качестве китайских автомобилей еще не собрано. Участники конференций специализированных интернет-сайтов о китайских машинах отзываются примерно так: "Конечно, с виду они страшненькие, качество сборки оставляет желать лучшего. В салоне не уютно, но ведь едут же!" Причем неважно, о каких моделях и марках идет речь.

Доподлинно неизвестно, сколько китайских автомобилей продается в России. Такую статистику обычно дают официальные представительства компаний-производителей. Но в России их пока нет. Таможня же подводит итоги со значительным опозданием. Между тем, по оценкам участников рынка, в 2005 году в нашей стране будет продано 5000 – 8000 новых автомобилей, что составляет около 2% рынка иномарок. И это только начало. С появлением новых моделей и повышением качества доля китайских легковушек в импорте иномарок будет расти.

Начало экспансии

За 10 месяцев 2005 года в Китае было выпущено 4 619 000 автомобилей. Из них – 3 152 000 легковых. Китай вскоре выйдет на третье после США и Японии место по объемам производства автомобилей. Местные жители покупают машины уже не так активно, как год-два назад, и автомобильные компании вынуждены искать покупателей в других странах. Например, у фирмы Jiangling, которая пока экспортирует единственную модель внедорожника (напоминающую Opel Frontera первого поколения), в Германии уже 51 дилер! Активно пытаются пробиться в Европу фирмы Zhonghua, Shenyang и Geelli. Свою продукцию обе компании не постеснялись продемонстрировать на автомобильной выставке во Франкфурте. Причем Zhonghua сотрудничает с известными итальянскими дизайн-бюро.

В 2005 году впервые экспорт автомобилей из Китая превысил импорт. За десять месяцев прошлого года страна экспортировала 135 000 легковушек, а импортировала 128 000. Причем экспорт вырос на 134% по сравнению с аналогичным периодом 2004 года, а импорт упал на 12%.

Россия для Поднебесной – один из самых перспективных рынков, и китайские компании в последнее время развернули здесь крайне агрессивную политику. Только в 2005 году было анонсировано сразу четыре автосборочных проекта с участием китайских партнеров. Компания Qirui планирует собирать в Новосибирске "паркетник" Chery Tiggo и седан под маркой Amulet. Фирма Zhongxing на Бийском котельном заводе начинает делать пикапы Admiral. Завод "Дервейс" в Черкесске из машинокомплектов налаживают выпуск внедорожника Derways 313120 (аналог китайского Dadi Shuttle). Калининградский "Автотор" ведет переговоры о сотрудничестве с одной из китайских фирм.

"Обычно автомобильные компании начинают строить заводы в России, основываясь на долгосрочной заинтересованности в нашем рынке и желании удешевить товар, – говорит заместитель директора по связям с общественностью "АвтоВАЗа" Александр Громков. – И китайцам решение о строительстве логичнее принимать после того, как они "прощупают рынок". В ближайшее время начало полноценного производства маловероятно. К тому же в самом Китае созданы большие производственные мощности, которые необходимо использовать".

О начале экспансии китайских производителей на российский рынок в большей степени свидетельствует тот факт, что они, наконец, наладили контакты с ведущими розничными операторами. О продажах автомобилей Chery объявили "Инком-Авто" и "Автомир". До сих пор импортом китайских машин занимались лишь мелкие дистрибуторы: "Ирито", "Московские ворота", "Транссервис", "Восток авто", Faworit avto.

На ошибках учатся

Ценовая ниша от $7000 до $13 000 не заполнена. Выпуск Renault Logan только начался, а число желающих купить эту машину уже превышает количество самих автомобилей. Hyundai Accent в постоянном дефиците из-за перебоев в поставках машинокомплектов из Южной Кореи на Таганрогский завод. Продажи калининградской Kia Rio прекратились. Часто возникают проблемы с поставками Daewoo Nexia.

"Цены на китайские автомобили, которые мы представляем, как раз укладываются в диапазон $7000 – 13 000. Наш партнер компания Qirui (в России она будет представлена как Chery) создала необходимые условия для начала работы с маркой", – объясняет свой выбор генеральный директор "Инком-Авто" Владимир Франке.

Под "необходимыми условиями" Владимир Франке понимает, прежде всего, наличие оптимального модельного ряда. "Инком-Авто" сегодня предлагает две модели Chery: Sweet (одноклассник и внешне полная копия Daewoo Matiz) и Amulet (конкурент Hyundai Accent). Чуть позже в салонах появятся седан бизнес-класса В11 и внедорожник Tiggo. Эти автомобили и по дизайну, и по ходовым характеристикам вплотную приблизились к корейским аналогам. "По соотношению цена-качество некоторые китайские модели уже сегодня могут конкурировать с корейскими", – считает вице-президент по стратегическому планированию компании Major Кирилл Артюхов.

По словам Франке, компания Chery смогла обеспечить стандартные для современных производителей условия поддержки продаж. В частности, она обязалась возмещать "Инком-Авто" затраты на гарантийные работы и обеспечивать дилера запасными частями. В противном случае сотрудничества не получилось бы. Крупные розничные операторы дорожат своим именем и не рискуют заниматься товаром непонятного качества с неясными перспективами по гарантийным обязательствам. "Покупатели китайских машин в первую очередь интересуются, не возникнет ли проблем с запасными частями", – рассказал Франке.

В Китае немало фирм, выпускающих автомобили невысокого качества, которые не заинтересуют даже нетребовательного покупателя из российской глубинки. Такой товар не пройдет даже российскую сертификацию. Например, поставки в нашу страну автомобилей Xinkai фактически прекращены по причине их крайне низкого качества.

По последним данным, в Китае насчитывается более 70 относительно крупных производителей легковушек. Однако компаний, обладающих экспортным потенциалом, немного. Совместные предприятия, созданные в партнерстве с иностранными фирмами, по условиям инвестиционных соглашений не могут поставлять продукцию на внешние рынки. "Но даже если они и пойдут на это, то наверняка будут работать через существующие дилерские сети General Motors, Volkswagen, PSA и т. д., а не через независимых операторов", – рассуждает Франке. Группа производителей, нацеленных на экспорт, невелика. Компании ChangCheng (бренд Great Wall) и Qirui (бренд Chery) – уже достаточно хорошо известны в России.

Прорубать окно в Европу китайцам трудно. Европейцы, для которых безопасность превыше всего, были шокированы результатами краш-теста внедорожника Jiangling Landwind, проведенного немецким автомобильным клубом ADAC. При фронтальном ударе на скорости 64 км/ч с 50-процентным перекрытием была полностью разрушена силовая структура кузова, передние стойки автомобиля "ушли" назад на 30 сантиметров, рулевая колонка уперлась в грудь манекену, а педальный узел лишил воображаемого водителя ног. За все 20 лет, что клуб проводит тесты, таких ужасных результатов не показывал ни один автомобиль. Оказалось, что кузов Jiangling Landwind практически не оборудован средствами пассивной безопасности – нет ни балок в дверях, которые помогают сохранить структуру кузова, ни поглощающих энергию удара "зон деформации" впереди.

Но это на "АвтоВАЗе" или УАЗе могут годами выпускать автомобили с одним и тем же производственным дефектом. Китайцы учатся очень быстро. Это видно хотя бы по тому, с какой скоростью они реагируют на замечания дилеров. "Автомобиль Amulet сильно вибрировал после того, как мотор развивал 3000 об/мин., – рассказывает Франке. – В Китае принято ездить медленно, не "раскручивая" двигатель. Поэтому там эта проблема никого не волновала. Выходить на внешний рынок с подобным дефектом нельзя. В Chery привлекли английских инженеров: установили третью опору двигателя, внесли ряд конструкторских изменений. На устранение недостатка понадобилось всего немногим более трех месяцев".

Еще один пример. Представители "Инком-Авто" обратили внимание, что у седана бизнес-класса В11 на внутренней поверхности крышки багажника отсутствует обшивка. Для китайцев эта деталь несущественна. Однако по европейским представлениям, подобная экономия на автомобилях данного класса недопустима. Уже через месяц с конвейера сходили седаны с обшитой крышкой багажника. Российскую сертификацию автомобили Chery прошли за 5 месяцев. Китайцы поменяли руль на травмобезопасный, внесли некоторые изменения в оптику, вместо стекол в боковых окнах стали использовать "триплекс".

Трудности перевода

Одной из главных трудностей выхода китайцев на внешний автомобильный рынок, в том числе российский, может стать отсутствие у них узнаваемых брендов. Однако, по мнению Владимира Франке, в сегменте $7000 – 12 000 значение бренда при выборе автомобиля невелико. Марка имеет серьезное значение для человека, который предпочитает автомобили дороже $30 000. "Бренд, безусловно, важен, и значимость его нарабатывается годами. Однако для российского покупателя очень существенно соотношение цены и качества, поэтому автомобили неизвестных брендов с оптимальным соотношением будут востребованы", – говорит директор по поставкам импортных автомобилей компании "Автомир" Дмитрий Щучко.

"Сам по себе "китайский автомобиль", – уже, можно сказать, бренд. Тема китайского автомобилестроения активно обсуждается в СМИ на протяжении последних лет, поэтому в сознании потребителя сейчас сложился некий образ. И судя по положительным результатам продаж, этот имидж не совсем отрицательный", – говорит Александр Громков. "Однако чтобы увеличить продажи, китайцы должны будут создать и укреплять свои марки в России, как это сделали, например, корейцы. Они вложились в рекламу, заставили дилеров построить современные технические центры и обеспечили должное качество своей продукции", – считает вице-президент по стратегическому планированию компании Major Кирилл Артюхов.

"Неизвестное" качество китайских автомобилей – серьезная проблема для тех, кто собирается ими торговать. На таких машинах не только в России, но и в Европе мало кто ездил. Поэтому система "сарафанного радио" тут не сработает. Китайские автомобили не проходили тесты ведущих автомобильных изданий. К серьезной проблеме можно отнести и неотработанную логистику. Пока машины из Китая в нашу страну поставляются морем, через Финляндию, что сказывается на их цене и лишает главного преимущества на российском рынке. Транспортные расходы и таможенные платежи составляют до половины конечной стоимости китайских машин в России. Конечно, товар дешевле и быстрее доставлять железнодорожным транспортом, но на построение такой цепочки требуются время и ресурсы.

Владимир Франке отмечает еще одну сложность работы с поставщиками. "Техническая документация у китайских компаний не адаптирована для продажи на экспорт. Отсутствовали каталоги запчастей в том виде, к которому мы привыкли, их невозможно было совместить с нашим программным обеспечением. Специалистам компании пришлось ехать в Китай, чтобы решить эти проблемы".

"Китайские автомобили в России покупают люди, которым нравится ездить на необычных машинах, привлекающих внимание окружающих. А машины из Поднебесной еще не примелькались", – говорит Владимир Франке. Другая категория потребителей – те, кто находятся в поиске оптимального соотношения цена-качество. Сегодня найти это соотношение им вряд ли удастся. Однако опрошенные "Ко" эксперты уверены, что в ближайшие пять лет китайцы выведут на рынок модели, которые составят серьезную конкуренцию не только отечественным автомобилям, но и иномаркам. Через десять лет, полагают эксперты, китайские автомобильные компании завалят мировой рынок своей продукцией. Как это уже сделали производители одежды и электроники.

Табл. Китайские легковые автомобили, представленные в России

Производитель Модели
Qirui (бренд Chery) Микролитражка "А"-класса Chery Sweet, седан "В"-класса Chery Amulet, седан бизнес-класса Chery В11, внедорожник Chery Tiggo
ChangCheng (бренд Great Wall) Внедорожники Great Wall Hover, Great Wall Safe
Пикапы Great Wall Deer (5 моделей) и Great Wall Sokol
FAW Jinn FAW Jinn
Zhongxing Пикап Admiral Pickup
Внедорожник Admiral Jeep
Dadi Внедорожник Derways 313120

Источник: www.chinamobil.ru


На тропе экспорта

Китайские власти планируют к 2010 году увеличить объем экспорта автомобилей до $70 – 100 млрд. в год. Таким образом, на внешние рынки направится 40% произведенных в Китае машин. При этом в ближайшие пять лет китайский экспорт автомобилей и запчастей ежегодно будет увеличиваться на 30%. Правительство страны намерено сделать национальный автопром основным источником экспортных доходов и в связи с этим инвестирует средства в наращивание мощностей автомобилестроительных предприятий. В районах их сосредоточения будут создаваться специальные базы, через которые планируется осуществлять поставки за пределы страны. Ориентирующимся на экспорт производителям власти обещают поддержку в получении международных сертификатов. В частности, представители госсовета КНР обратились к российским властям с просьбой "облегчить экспорт автомобилей и комплектующих для судостроения на российский рынок". Имелось в виду прежде всего упрощение процедуры сертификации автомобилей. Российские власти предоставить "особый режим ввоза" для китайских автомобилей пока не согласились.
Источник информации
Опубликовано 01.02.2006